Методика работы над изложением текстов, воспринятых слухо - зрительно.
Методика работы над изложением текстов, воспринятых слухо - зрительно.
Изложение – это письменный пересказ прочитанного текста. В методике преподавания русского языка изложение, так же, как и сочинение, считается эффективным средством развития связной речи.
Изложение является одним из самых распространенных упражнений по развитию речи в специальных школах для детей с недостатками слуха.
Рахиль Марковна Боскис, отечественный сурдопедагог и доктор педагогических наук, утверждала: «Условием того, что изложение будет выполнять свои функции — развивать речь детей с недостатками слуха, — является серьезная последовательная работа, учитывающая речевые особенности детей с нарушением слуха».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика работы над изложением текстов, воспринятых слухо - зрительно.»
Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1» г. Оренбурга.
Методика работы над изложением
текстов, воспринятых
слухо - зрительно.
Подготовила: Чубенко Л.В.
учитель – дефектолог
I кв. категории.
Изложение – это письменный пересказ прочитанного текста. В методике преподавания русского языка изложение, так же, как и сочинение, считается эффективным средством развития связной речи.
Изложение является одним из самых распространенных упражнений по развитию речи в специальных школах для детей с недостатками слуха.
Рахиль Марковна Боскис, отечественный сурдопедагог и доктор педагогических наук, утверждала: «Условием того, что изложение будет выполнять свои функции — развивать речь детей с недостатками слуха, — является серьезная последовательная работа, учитывающая речевые особенности детей с нарушением слуха».
«Начинать работу над изложением… говорил отечественный дефектолог, учитель русского языка и литературы, Леонид Ефимович Фингерман …наиболее целесообразно в 3-м классе. К этому времени на уроках цикла предметов русского языка — при чтении, формировании грамматического строя речи, развитии разговорно-обиходной речи — учащиеся получили уже некоторую речевую базу, усвоили практически ряд грамматических закономерностей, получили навык работы с новым текстом, ознакомились с рядом письменных упражнений связной речи».
В 3 классе учитель раскрывает перед детьми само понятие «изложение», знакомит учащихся с особенностями данного вида упражнения по развитию речи. Под руководством учителя дети разбирают небольшие тексты (20—30 слов) и учатся их самостоятельно излагать. Основное требование к работам учащихся — осмысленно, своими словами изложить хорошо понятый текст. Необходимо учить детей пользоваться только теми словами, которые они понимают и умеют правильно писать. Вся эта работа проводится с использованием наглядности различных видов.
В 4—6 классах усложняются требования, как к работам учащихся, так и к формам обучения изложению. Используя навыки планирования, которые дети получают на уроках чтения, учитель углубляет работу над планом, учит детей членить новый текст на смысловые части, составлять под его руководством план рассказа.
Учащиеся должны уметь составлять план не только в форме вопросов, но и в форме повествовательных предложений. Педагог учит детей самостоятельно писать изложение незнакомого текста значительно большего объема, постепенно переходя от изложений повествовательного характера к изложениям с элементами описания, рассуждения, к умению излагать текст подробно и кратко, писать изложения типа характеристики.
4 класс
40—50 слов
5 класс
60—70 слов
6 класс
70—90 слов
В старших классах повышаются требования к стилистическому оформлению работ: от учащихся требуется более яркое и точное изложение прочитанного текста.
Одним из важнейших условий последовательного изложения каких-либо событий является умение планировать письменную работу. Для обучающихся с нарушением слуха научиться этому — значит научиться передавать в обобщенном виде содержание предлагаемого текста, что уже само по себе неизмеримо важно, не говоря уже о том, что план дает возможность стройно и последовательно выполнить работу.
Так, ознакомив детей с понятием «изложение», с особенностями выполнения этого вида упражнений по развитию речи, дальнейшую работу можно проводить следующим образом:
1. Дети читают текст рассказа, разделенный учителем на части. После словарной работы дается задание: нарисовать картинки лишь к нескольким частям, а к остальным частям составить только вопросы, которые будут представлять собой пункты будущего плана. Вначале учитель сам указывает, к каким частям рисовать картинки, а к каким писать вопросы. (Естественно, картинки нужно рисовать к наиболее значащим частям текста, важным для понимания всего рассказа.)
Можно облегчить задание: учитель предлагает к ключевой части рассказа готовую картинку, а к остальным дети пишут вопросы или рисуют картинки сами.
Неплохо предложить к какой-либо части рассказа рисунок с пропущенными (или умышленно неверно изображенными) деталями, что еще больше привлечет внимание детей к тексту.
Возможна еще более сложная работа: предлагается текст без деления на части и картинка к одной из смысловых частей. Задание — найти в тексте соответствующее картинке место, разделить текст на части и поставить к ним вопросы.
Наконец, завершает все эти упражнения задание разделить рассказ на части, составить план и написать изложение.
Очень важно все задания сопровождать словарной работой: на доске должны быть написаны слова с пояснениями (словесными и в виде зарисовок, картинок), синонимы, отдельные фразы, включающие незнакомые обороты речи. Детям рекомендуется обязательно обращаться к учителю в случае затруднений в выборе слов.
ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТОВ, ВОСПРИНЯТЫХ СЛУХО-ЗРИТЕЛЬНО.
Рассмотрим вид работы над изложением, который типичен лишь для школы слабослышащих,— знакомство учащихся с содержанием рассказа или статьи для изложения с помощью звукоусиливающей аппаратуры.
Если в массовой школе в подавляющем большинстве случаев учащиеся воспринимают текст на слух, то в школе слабослышащих дело обстоит несколько иначе. Учитель в соответствии с задачами специального обучения может, работая над изложением, тренировать учащихся в чтении с губ, развивать их слуховое восприятие, приучать к слухо-зрительному восприятию речи.
Методика этой работы внешне очень проста: учитель читает рассказ два-три раза, учащиеся слушают и одновременно следят за движениями его губ, т. е. воспринимают текст комплексно. Затем проводится разбор содержания рассказа или статьи, и дети пишут изложение.
Поэтому и при подаче слабослышащему ребенку текста с помощью звукоусиливающей аппаратуры мы должны учитывать своеобразие его речевого развития, возможности слухо-зрительного восприятия речи. Основное препятствие для ребенка с недоразвитой речью при слухо-зрительном восприятии текста заключается в невозможности вернуться к нему, вдуматься не спеша в его содержание, осмыслить в целом. Если при зрительном восприятии текста такие свойства письменной речи, как ее стабильность и доступность длительному обозрению, позволяют ребенку сосредоточиться, поразмыслить над содержанием предлагаемого для изложения материала, то в данном случае перед ним стоит задача сразу правильно воспринять рассказ или статью. Однако у слухо-зрительной подачи текста с помощью звукоусиливающей аппаратуры имеются и преимущества — это живое общение учителя с учащимися, что отсутствует при восприятии написанного материала. Мимика, жест, голос, интонация учителя — положительные факторы при этом виде работы, присущие лишь ему.
Таким образом, естественной и эффективной будет лишь такая методика, которая учитывает все особенности слухо-зрительного восприятия речи детьми с недостатками слуха.
Когда же целесообразно начать практиковать изложение текстов, воспринимаемых слухо-зрительно? Наиболее оправданным для знакомства учащихся с этим видом работы будет период, когда они уже понимают особенности задания, приучены к изложению как форме работы по развитию речи, имеют навыки планирования, т. е. примерно конец обучения в 4-м классе (2-е отделение). Важно чередовать виды изложения, тренируя, таким образом, учащихся в основных видах восприятия речи, но не забывая об уровне их речевого развития.
Рассмотрим урок в 4-м классе, на котором учащиеся воспринимали слухо-зрительно рассказ с целью изложения его содержания.
Учитель предложил учащимся следующий рассказ.
Пожар в лесу.
Было жаркое лето. Пионер Коля Иванов пошел в лес за грибами. Вдруг он увидел дым. В лесу начинался пожар. Коля побежал в деревню. Он позвал на помощь колхозников. Пожар потушили. Лес был спасен. Пионеру Коле Иванову объявили благодарность'.
Учащиеся этого класса были уже ознакомлены с особенностями изложения как вида задания, писали изложения по зарисовкам и инсценировкам, умели составлять план работы. Это был один из первых уроков, когда учащиеся воспринимали рассказ для изложения слухо-зрительно.
На доске заготовлены слова и словосочетания для объяснения: был спасен, позвал на помощь, объявили благодарность.
Начинается урок. Учитель обращается к учащимся:
— Сегодня мы будем писать изложение рассказа о том, как один мальчик помог потушить пожар.
Попутно учитель выясняет, правильно ли дети понимают слово потушить. Учитель проверяет, как дети слышат, и начинает четко и выразительно читать рассказ. Окончив чтение, он открывает доску и объясняет новые слова, а затем еще раз читает рассказ, каждые две-три фразы сопровождая вопросами к детям,
—«Было жаркое лето. Пионер Коля Иванов пошел в лес за грибами». Как звали пионера?
Коля Иванов.
Что делал Коля в лесу?
Собирал грибы.
Когда это было?
Летом.
Учитель продолжает читать:
«Вдруг он увидел дым. В лесу начинался пожар». Что случилось в лесу?
Пожар.
Как об этом узнал Коля?
—Дым был. Он увидел дым. Читается следующая часть рассказа:
—«Коля побежал в деревню. Он позвал на помощь колхозников. Пожар потушили». Зачем Коля побежал в деревню Коля сам мог потушить пожар?
Ответы детей убеждают учителя, что и это, основное место рассказа понято правильно. Наконец, учитель выясняет, как дети поняли последнюю часть, и читает снова весь текст.
— Теперь составьте план и пишите изложение. Если вам будет трудно написать какое-либо слово, спрашивайте меня.
Учитель выключает усилитель громкости, и учащиеся приступают к работе. Учитель обходит детей: наиболее слабым помогает составить план изложения, отвечает на вопросы других детей, вводит некоторые новые слова.
На примере описания данного урока мы можем конкретно говорить о специфических приемах рассматриваемого вида работы — изложения рассказов, воспринятых слухо-зрительно. Вернемся к началу урока.
1. Прежде чем прочитать текст, учитель объявляет детям, о чем будет рассказ, который они услышат.
Привлекая таким образом внимание учащихся к теме, побуждая их настроиться на нее, он дал им возможность более полно воспринять рассказ в целом.
2. Затем последовало чтение текста без объяснения новых слов, чтобы дать учащимся общее представление о ситуации, выяснить, что им непонятно.
3. Наконец, словарная работа.
4. И повторное чтение рассказа по частям с разбором каждой части; это дало возможность выяснить, что детям непонятно.
Чем вызывается необходимость такого хода урока? Отсутствие зрительной опоры, неполное слышание и речевое недоразвитие очень затрудняют восприятие даже, казалось бы, такого легкого текста. Поэтому учитель выясняет, верно ли понято содержание, правильно ли воспринимают дети отдельные фразы и части рассказа. Заключительное (третье) чтение позволяет детям воспринять понятый текст в целом. Завершает всю подготовительную работу составление плана. Таким образом, и при этом способе ознакомления учащихся с текстом для изложения остается в силе основная задача подготовительной работы — добиться, чтобы речевой материал был доступен ученикам.
На приведенном уроке подготовка осуществлялась своеобразным путем, отличным от предыдущих и связанным с особенностями слухо-зрительного восприятия речи слабослышащими детьми. Однако это не означает, что здесь непригодны такие виды подготовительной работы, как детские зарисовки с последующим разбором, полная или частичная инсценировка и т. п.
Рассмотрим еще некоторые методические рекомендации подготовительной к изложению работы, связанные именно с особенностями слухо-зрительного восприятия слабослышащими учащимися речи.
Первоначальное знакомство учащихся с этим видом изложения эффективнее всего проводить на материале текста, разобранного ранее на уроках чтения или во внеклассное время, а также текста на сюжет изученного произведения.
Текст для изложения можно написать на доске. Учитель читает его, а учащиеся имеют возможность в затруднительных случаях обратиться к записи. Имеются различные варианты этой работы, например: вначале чтение учителя, а затем разбор написанного или, наоборот, сначала чтение текста с доски, а затем восприятие его слухо-зрительно.
На доске заготовлены те части рассказа, которые наиболее трудны для слухо - зрительного восприятия или важны для понимания всего текста в целом. Учитель читает рассказ, привлекая внимание учащихся к написанным на доске частям.
На доске заготавливаются иллюстрации к тексту (отдельные картинки, серия картинок и т. д.). Учитель, читая текст, привлекает внимание учащихся к этим наглядным пособиям, которые помогают воспринять и осознать содержание рассказа или статьи для изложения.
По мере того, как обучающие получают всё более прочные навыки в слухо – зрительном восприятии речевого материала задания следует усложнять, уменьшая количество наглядных средств, иллюстрирующих текст для изложения.