kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика работы над изложением текстов, воспринятых слухо - зрительно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изложение – это письменный пересказ прочитанного текста.  В методике преподавания русского языка изложение, так же, как и сочинение, считается эффективным средством развития связной речи.

      Изложение является одним из самых распространенных упражнений по развитию речи в специальных школах для детей      с недостатками слуха.

Рахиль Марковна Боскис, отечественный сурдопедагог         и доктор педагогических наук, утверждала: «Условием того, что изложение будет выполнять свои функ­ции — развивать речь детей с недостатками слуха, — является серьезная последовательная работа, учитывающая речевые осо­бенности детей с нарушением слуха».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика работы над изложением текстов, воспринятых слухо - зрительно.»

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1» г. Оренбурга.






Методика работы над изложением

текстов, воспринятых

слухо - зрительно.









Подготовила: Чубенко Л.В.

учитель – дефектолог

I кв. категории.







Изложение – это письменный пересказ прочитанного текста. В методике преподавания русского языка изложение, так же, как и сочинение, считается эффективным средством развития связной речи.

Изложение является одним из самых распространенных упражнений по развитию речи в специальных школах для детей с недостатками слуха.

Рахиль Марковна Боскис, отечественный сурдопедагог и доктор педагогических наук, утверждала: «Условием того, что изложение будет выполнять свои функ­ции — развивать речь детей с недостатками слуха, — является серьезная последовательная работа, учитывающая речевые осо­бенности детей с нарушением слуха».

«Начинать работу над изложением… говорил отечественный дефектолог, учитель русского языка и литературы, Леонид Ефимович Фингерман …наиболее целесообразно в 3-м классе. К этому времени на уроках цикла предметов русского язы­ка — при чтении, формировании грамматического строя речи, развитии разговорно-обиходной речи — учащиеся получили уже некоторую речевую базу, усвоили практически ряд грамматических закономерностей, получили навык работы с новым тек­стом, ознакомились с рядом письменных упражнений связной речи».

В 3 классе учитель раскрывает перед детьми само понятие «изложение», знакомит учащихся с особенностями данного ви­да упражнения по развитию речи. Под руководством учителя дети разбирают небольшие тексты (20—30 слов) и учатся их самостоятельно излагать. Основное требование к работам уча­щихся — осмысленно, своими словами изложить хорошо по­нятый текст. Необходимо учить детей пользоваться только теми словами, которые они понимают и умеют правильно пи­сать. Вся эта работа проводится с использованием наглядности различных видов.

В 4—6 классах усложняются требования, как к работам учащихся, так и к формам обучения изложению. Используя навыки планирования, которые дети получают на уроках чте­ния, учитель углубляет работу над планом, учит де­тей членить новый текст на смысловые части, составлять под его руководством план рассказа.

Учащиеся должны уметь составлять план не только в фор­ме вопросов, но и в форме повествовательных предложений. Педагог учит детей самостоятельно писать изложение незнакомого текста значительно большего объема, постепенно переходя от изложений повествовательного харак­тера к изложениям с элементами описания, рассуждения, к умению излагать текст подробно и кратко, писать изложения типа характеристики.


4 класс

40—50 слов

5 класс

60—70 слов

6 класс

70—90 слов


В старших классах повышаются требования к стилистическому оформлению работ: от учащихся требуется более яркое и точное изложение прочитанного текста.

Одним из важнейших условий последовательного изложения каких-либо событий является умение планировать письменную работу. Для обучающихся с нарушением слуха научиться этому — зна­чит научиться передавать в обобщенном виде содержание предлагаемого текста, что уже само по себе неизмеримо важ­но, не говоря уже о том, что план дает возможность стройно и последовательно выполнить работу.

Так, ознакомив детей с понятием «изложение», с особенностями выполнения этого вида упражнений по развитию речи, дальнейшую работу можно проводить следующим обра­зом:

1. Дети читают текст рассказа, разделенный учителем на части. После словарной работы дается задание: нарисовать картинки лишь к нескольким частям, а к остальным частям составить только вопросы, которые будут представлять собой пункты будущего плана. Вначале учитель сам указывает, к каким частям рисовать картинки, а к каким писать вопросы. (Естественно, картинки нужно рисовать к наиболее значащим частям текста, важным для понимания всего рассказа.)

  1. Можно облегчить задание: учитель предлагает к ключевой части рассказа готовую картинку, а к остальным дети пишут вопросы или рисуют картинки сами.

  2. Неплохо предложить к какой-либо части рассказа рисунок с пропущенными (или умышленно неверно изображенными) деталями, что еще больше привлечет внимание детей к тексту.

  3. Возможна еще более сложная работа: предлагается
    текст без деления на части и картинка к одной из смысловых
    частей. Задание — найти в тексте соответствующее картинке
    место, разделить текст на части и поставить к ним вопросы.

  4. Наконец, завершает все эти упражнения задание разделить рассказ на части, составить план и написать изложение.

Очень важно все задания сопровождать словарной работой: на доске должны быть написаны слова с пояснениями (словесными и в виде зарисовок, картинок), синонимы, отдельные фразы, включающие незнакомые обороты речи. Детям рекомендуется обязательно обращаться к учителю в случае затруднений в выборе слов.



ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТОВ, ВОСПРИНЯТЫХ СЛУХО-ЗРИТЕЛЬНО.


Рассмотрим вид работы над изложением, который типичен лишь для школы слабослышащих,— зна­комство учащихся с содержанием рассказа или статьи для изложения с помощью звукоусиливающей аппаратуры.

Если в массовой школе в подавляющем большинстве слу­чаев учащиеся воспринимают текст на слух, то в школе слабослышащих дело обстоит несколько иначе. Учитель в соответствии с задачами специального обучения может, работая над изложением, тренировать учащихся в чтении с губ, раз­вивать их слуховое восприятие, приучать к слухо-зрительному восприятию речи.

Методика этой работы внешне очень проста: учитель чи­тает рассказ два-три раза, учащиеся слушают и одновременно следят за движениями его губ, т. е. воспринимают текст комплексно. Затем проводится разбор содержания рассказа или статьи, и дети пишут изложение.

Поэтому и при подаче слабослышащему ребенку текста с помощью звукоусиливающей аппаратуры мы должны учитывать своеобразие его речевого развития, возможности слухо-зрительного восприятия речи. Основное препятствие для ре­бенка с недоразвитой речью при слухо-зрительном восприятии текста заключается в невозможности вернуться к нему, вдуматься не спеша в его содержание, осмыслить в целом. Если при зрительном восприятии текста такие свойства пись­менной речи, как ее стабильность и доступность длительному обозрению, позволяют ребенку сосредоточиться, поразмыслить над содержанием предлагаемого для изложения материала, то в данном случае перед ним стоит задача сразу правильно воспринять рассказ или статью. Однако у слухо-зрительной подачи текста с помощью звукоусиливающей аппаратуры имеются и преимущества — это живое общение учителя с уча­щимися, что отсутствует при восприятии написанного мате­риала. Мимика, жест, голос, интонация учителя — положи­тельные факторы при этом виде работы, присущие лишь ему.

Таким образом, естественной и эффективной будет лишь такая методика, которая учитывает все особенности слухо-зрительного восприятия речи детьми с недостатками слуха.

Когда же целесообразно начать практиковать изложение текстов, воспринимаемых слухо-зрительно? Наиболее оправданным для знакомства учащихся с этим видом работы будет период, когда они уже понимают особенности задания, приучены к изложению как форме рабо­ты по развитию речи, имеют навыки планирования, т. е. при­мерно конец обучения в 4-м классе (2-е отделение). Важно че­редовать виды изложения, тренируя, таким образом, учащихся в основных видах восприятия речи, но не забывая об уровне их речевого развития.

Рассмотрим урок в 4-м классе, на котором учащиеся воспринимали слухо-зрительно рассказ с целью изложения его содержания.

Учитель предложил учащимся следующий рассказ.

Пожар в лесу.

Было жаркое лето. Пионер Коля Иванов пошел в лес за грибами. Вдруг он увидел дым. В лесу начинался пожар. Коля побежал в деревню. Он позвал на помощь колхозников. Пожар потушили. Лес был спасен. Пионеру Коле Иванову объявили благодарность'.

Учащиеся этого класса были уже ознакомлены с особенностями изложения как вида задания, писали изложения по за­рисовкам и инсценировкам, умели составлять план работы. Это был один из первых уроков, когда учащиеся воспринимали рас­сказ для изложения слухо-зрительно.

На доске заготовлены слова и словосочетания для объяснения: был спасен, позвал на помощь, объявили благодарность.

Начинается урок. Учитель обращается к учащимся:

— Сегодня мы будем писать изложение рассказа о том, как один мальчик помог потушить пожар.

Попутно учитель выясняет, правильно ли дети понимают слово потушить. Учитель проверяет, как дети слышат, и начинает четко и выразительно чи­тать рассказ. Окончив чтение, он открывает доску и объясняет новые слова, а затем еще раз читает рассказ, каждые две-три фразы сопровождая вопросами к детям,

—«Было жаркое лето. Пионер Коля Иванов пошел в лес
за грибами». Как звали пионера?

  • Коля Иванов.

  • Что делал Коля в лесу?

  • Собирал грибы.

  • Когда это было?

  • Летом.

Учитель продолжает читать:

  • «Вдруг он увидел дым. В лесу начинался пожар». Что
    случилось в лесу?

  • Пожар.

  • Как об этом узнал Коля?

—Дым был. Он увидел дым.
Читается следующая часть рассказа:

—«Коля побежал в деревню. Он позвал на помощь колхозников. Пожар потушили». Зачем Коля побежал в деревню
Коля сам мог потушить пожар?

Ответы детей убеждают учителя, что и это, основное место рассказа понято правильно. Наконец, учитель выясняет, как дети поняли последнюю часть, и читает снова весь текст.

— Теперь составьте план и пишите изложение. Если вам
будет трудно написать какое-либо слово, спрашивайте меня.

Учитель выключает усилитель громкости, и учащиеся приступают к работе. Учитель обходит детей: наиболее слабым по­могает составить план изложения, отвечает на вопросы других детей, вводит некоторые новые слова.

На примере описания данного урока мы можем конкретно говорить о специфических приемах рассматриваемого вида работы — изложения рассказов, воспринятых слухо-зрительно. Вернемся к началу урока.

1. Прежде чем прочитать текст, учитель объявляет детям, о чем будет рассказ, который они услышат.

Привлекая таким образом внимание учащихся к теме, побуждая их настроиться на нее, он дал им возможность более полно воспринять рассказ в целом.

2. Затем последовало чтение текста без объяснения новых слов, чтобы дать учащимся общее представление о ситуации, выяс­нить, что им непонятно.

3. Наконец, словарная работа.

4. И повтор­ное чтение рассказа по частям с разбором каждой части; это дало возможность выяснить, что детям непонятно.

Чем вызывается необходимость такого хода урока? Отсутствие зрительной опоры, неполное слышание и речевое недо­развитие очень затрудняют восприятие даже, казалось бы, та­кого легкого текста. Поэтому учитель выясняет, верно ли понято содержание, правильно ли воспринимают дети отдельные фра­зы и части рассказа. Заключительное (третье) чтение позволяет детям воспри­нять понятый текст в целом. Завершает всю подготовительную работу составление плана. Таким образом, и при этом способе ознакомления учащихся с текстом для изложения остается в силе основная задача подготовительной работы — добиться, чтобы речевой материал был доступен ученикам.

На приведенном уроке подготовка осуществлялась своеобразным путем, отличным от предыдущих и связанным с особен­ностями слухо-зрительного восприятия речи слабослышащими детьми. Однако это не означает, что здесь непригодны такие ви­ды подготовительной работы, как детские зарисовки с после­дующим разбором, полная или частичная инсценировка и т. п.

Рассмотрим еще некоторые методические рекомендации подготовительной к изложению работы, связанные именно с особенностями слухо-зрительного восприятия слабослышащи­ми учащимися речи.

Первоначальное знакомство учащихся с этим видом изложения эффективнее всего проводить на материале текста, разо­бранного ранее на уроках чтения или во внеклассное время, а также текста на сюжет изученного произведения.

Текст для изложения можно написать на доске. Учитель читает его, а учащиеся имеют возможность в затруднительных случаях обратиться к записи. Имеются различные варианты этой работы, например: вначале чтение учителя, а затем разбор написанного или, наоборот, сначала чтение текста с доски, а затем восприятие его слухо-зрительно.

На доске заготовлены те части рассказа, которые наиболее трудны для слухо - зрительного восприятия или важны для понимания всего текста в целом. Учитель читает рассказ, привлекая внимание учащихся к написанным на доске частям.

На доске заготавливаются иллюстрации к тексту (отдельные картинки, серия картинок и т. д.). Учитель, читая текст, при­влекает внимание учащихся к этим наглядным пособиям, ко­торые помогают воспринять и осознать содержание рассказа или статьи для изложения.

По мере того, как обучающие получают всё более прочные навыки в слухо – зрительном восприятии речевого материала задания следует усложнять, уменьшая количество наглядных средств, иллюстрирующих текст для изложения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методика работы над изложением текстов, воспринятых слухо - зрительно.

Автор: Чубенко Лариса Валениновна

Дата: 23.03.2016

Номер свидетельства: 308953


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства