Методические рекомендации по коррекции вторичных отклонений в развитии у детей с ОНР
Методические рекомендации по коррекции вторичных отклонений в развитии у детей с ОНР
Данные методические рекомендации рекомендованы в помощь учителям – логопедам для работы с детьми с ОНР.
Общее недоразвитие речи характеризуется не только нарушениями речевой функции, но и наличием вторичных отклонений в развитии ребенка, которые выражаются в отставании развития психических процессов и их дисгармоничности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Данные методические рекомендации рекомендованы в помощь учителям – логопедам для работы с детьми с ОНР.
Общее недоразвитие речи характеризуется не только нарушениями речевой функции, но и наличием вторичных отклонений в развитии ребенка, которые выражаются в отставании развития психических процессов и их дисгармоничности.
У детей с ОНР наблюдаются отставания в развитии мыслительных функций ((Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), восприятия, памяти, воображения, внимания (С.С. Ляпидевский, Б.М. Гриншпун, Г.Б. Химцева, Т.В. Волосовец, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.).
Наличие вторичных отклонений у детей с общим недоразвитием речи создает определенные трудности в овладении знаниями, препятствует формированию полноценной учебной деятельности. Своевременное выявление и коррекция вторичных отклонений у детей с ОНР является особенно важным направлением коррекционно-педагогической деятельности.
Цель – коррекция вторичных отклонений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
Коррекция слухоречевой памяти.
Коррекция словесно-логического мышления.
Коррекция воображения.
Коррекция восприятия.
Коррекция внимания.
Принципы организации учебной деятельности:
1. Ориентация на зону ближайшего развития ребенка.
2.Принцип активного соучастия детей в процессе отбора информации.
3. Включение детей в различные формы организации деятельности общения со взрослым.
4. Принцип обеспечения успеха организуемой познавательной деятельности.
5. Принцип стимуляции потребностей детей в коммуникации со взрослым.
6. Принцип тесного взаимодействия воспитателя с логопедом при построении работы.
Принципиально-значимыми положениями в программе коррекционно-развивающего обучения и воспитания являются следующие:
принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
анализ социальной ситуации развития ребенка и его семьи;
включение родителей в коррекционно-педагогический процесс;
расширение традиционных видов детской деятельности и обогащение их новым содержанием;
формирование и коррекция высших психических функций в процессе специальных занятий с детьми;
реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы;
активизация эмоционального реагирования и эмоциональных проявлений в практической деятельности, общения детей и формирования адекватного поведения;
расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми;
определение базовых достижений в каждом возрастном периоде.
Разделы методических рекомендаций по коррекции вторичных отклонений в развитии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отражены в таблице 1.
Таблица 1
Разделы методических рекомендаций по коррекции вторичных отклонений в развитии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
№
Тема
Количество часов
1
Развитие слухоречевой памяти
2
2
Развитие словесно-логического мышления
2
3
Развитие воображения
2
4
Развитие восприятия
2
5
Развитие внимания
2
Итого
10
Предлагаются следующие рекомендации по коррекции вторичных отклонений в развитии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи:
Содержание коррекционной работы по развитию слухоречевой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи
Задачи:
расширение объема слухоречевой памяти,
развитие функции анализа звукового состава слова,
тренировка параметра удержания в памяти словесных стимулов.
Работа по развитию слухоречевой памяти предполагает увеличение словарного запаса ребёнка. Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.
Для развития слухоречевой памяти можно использовать образное представление того, что требуется запомнить, привлечение самых разнообразных ассоциаций. Одна из методик, помогающих научиться этому, основана на обучении ребенка созданию рисунков, отражающих выучиваемый материал. Проводится она так.
Ребенку предлагают «поиграть в интересную игру»:
- Я буду рассказывать тебе короткие истории, а ты их будешь запоминать. Чтобы ничего не забыть, ты к каждой такой истории нарисуешь простую картинку.
Затем даются для запоминания несколько простых не связанных между собой фраз, например: «Волк выбежал из леса. Девочке подарили куклу. Коля и Маша играли во дворе. Вчера шел дождь, а сегодня светит солнце». После каждой фразы («истории») делается большая пауза, чтобы ребенок успел нарисовать рисунок для ее запоминания. Нужно объяснить ему, что рисунки должны быть как можно проще, что не надо стараться сделать их красивыми и подробными: это не занятия рисованием, а игра на запоминание. Главное – это сделать рисунок побыстрее. Если ребенок слишком увлекается самим процессов рисования (а поначалу это почти неизбежно), то следует остановить его, сказав: «По-моему, того, что ты нарисовал, уже достаточно для того, чтобы запомнить. Теперь слушай следующую историю».
При создании первых рисунков потребуется помощь взрослого. Скорее всего, ему придется подсказать их содержание и побудить ребенка ограничиться предельно схематическим изображением.
- Как мы запомним, что дождь шел вчера? Давай его нарисуем и зачеркнем: ведь сегодня он уже не идет. А солнце зачеркивать не будем: оно светит сегодня.
В одно занятие не следует давать более трех-четырех фраз. Вспоминать их можно в тот же день через несколько часов или на следующий день. Ребенку дают его рисунки, и он «читает» по ним рассказанные ему «истории». При этом тоже может потребоваться помощь взрослого. Например, если он говорит: «Дождь кончился, и вышло солнце», то надо задать ему наводящий вопрос: «А как у нас было сказано – когда шел дождь? Правильно, "вчера шел дождь"… Как дальше?» Вне зависимости от того, насколько большая помощь потребовалась ребенку для правильного воспроизведения фраз, надо похвалить его: «Видишь, как хорошо ты все запомнил! Значит, ты хорошо записал все истории рисунками».
Такие занятия желательно проводить ежедневно или через день, но не больше одного занятия в день. Через некоторое время рисунки перестанут быть необходимыми, достаточно будет обсудить, «что можно было бы нарисовать, чтобы запомнить историю». Благодаря такому обсуждению ребенок учится образно представлять себе запоминаемый материал.
Также для развития слухоречевой памяти нами подобраны специальные игры и упражнения:
Игра «Развитие ассоциаций»
Воспитатель дает следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а ты в ответ назови первое слово, которое вспомнишь (или какое придет в голову)». Слова называются по одному.
Упражнение «Отгадай описание предмета» по описанию его признаков.
- Это овощ, круглый, красный, вкусный …
- Это фрукт оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которую легко снять …
- Это дерево с крепкими листьями; на нем растут желуди …
- Это цветок, у него желтая сердцевина и белые лепестки.
Упражнение «Зашифруйте предложение»
Для запоминания даются короткие завершенные высказывания, например: "Волк выбежал из леса", "Дети играли во дворе" и т.д.
Ребенка просят "зашифровать" предложение с помощью условных изображений так, чтобы запомнить его (например: волк + елка + стрелка и т.п.). В течение одного занятия рекомендуется давать для запоминания не более 2-3 фраз.
Упражнение «Пиктограмма»
Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.
Упражнение «Запоминаем вместе»
Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово, и добавляет к нему какое-либо свое. Третий повторяет первые два слова и добавляет третье и т.д.
Содержание коррекционной работы по развитию словесно-логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи
Задачи формирования словесно-логического мышления
Формирование способности устанавливать временные связи.
Формирование способности устанавливать временные, причинно – следственные связи и зависимости.
Формирование умения рассуждать, формулировать выводы в виде суждении и умозаключения.
Для развития словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР нами подобраны специальные игры и упражнения.
Игра «Что лишнее?»
Цель. Развивать умение находить общее и различать свойства, сравнивать предметы, объединять их в группы по какому-либо основному признаку.
Оборудование. Картинки с изображением фруктов, продуктов и т.д.
Ход игры: Предложите ребенку рассмотреть картинки и ответить на вопросы: Что лишнее? Почему? Как одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета?
Упражнение «Сюжетные картинки».
Цель: развитие понимания ребенком смысла ситуации, установление пространственно-временных и причинно-следственных отношений, понимания шутки, юмора, а также на умение выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения; анализировать сюжеты со скрытым смыслом.
Оборудование: картинки с шестью вариантами задания:
А) сюжетная картинка с явным смыслом;
Б) сюжетная картинка со скрытым смыслом;
В) последовательные картинки с явным смыслом сюжета;
Г) последовательные картинки со скрытым смыслом сюжета
Д) последовательные картинки с незавершенным концом действия;
Е) «нелепицы».
Процедура и инструкция:
Варианты А, Б. Ребенку показывают картинку и предлагают рассказать, что на ней нарисовано. Если ребенок не в состоянии сам составить рассказ, проводится беседа по данной картинке в вопросно-ответной форме. Если картинка со скрытым смыслом сюжета, а из рассказа ребенка не видно, понял ли он его смысл, то нужно задать уточняющий или наводящий вопрос.
Варианты В, Г и Д. Перед ребенком раскладывают картинки в случайном порядке; затем его просят установить их последовательность и составить по ним рассказ.
Инструкция: «На всех этих картинках изображена одна история. На одной — начало, на другой — продолжение, и так до конца. Разложи все картинки по порядку: что было сначала, что потом и чем дело кончилось. Составь по ним рассказ (расскажи, что произошло)».
Если словесной инструкции бывает недостаточно в этом случае нужно указать ребенку на первую по порядку картинку и предложить работать дальше самому. Если ребенок не понял сразу смысл картинки, можно показать ему ее еще раз.
Инструкция: если предъявляются последовательные картинки с незавершенным сюжетом, после установления последовательности событий ребенку предлагают придумать конец рассказа: «Как ты думаешь, что было дальше? Чем кончилась эта история?»
Вариант Е. Ребенку предъявляют картинку «Нелепицы» и предлагают ее внимательно рассмотреть. После этого проводится беседа, во время которой выявляется отношение ребенка к ситуациям на картинке, понимание их нелепости, заключенного в них юмора. Если ребенок не выражает удивления, не дает каких-либо объяснений, картинка его не забавляет, то целесообразно задать несколько вопросов, например: «Что здесь изображено? Бывает ли такое на самом деле? Как ты думаешь, смешно это или нет? (О каком-нибудь фрагменте). Почему?»
Игра «Угадай что это».
Цель: учить детей рассказывать о предмете, выделяя его наиболее характерные признаки: цвет, форму, качество и его назначение; по описанию находить предмет в комнате или на участке (если игра проводится на участке), узнавать орудия труда, машины, кем они используются в работе; развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление и связную речь.
Игровые правила. По описанию предмета находить его в комнате или на участке, правильно называть. Кто ошибается и приносит не тот предмет, о котором рассказывалось, тот платит фант, который в конце игры выкупается.
Игровые действия. Загадывание, отгадывание, поиск предметов.
Ход игры: педагог напоминает детям, что недавно у них на занятии была беседа о том, что людям в их работе помогают разные предметы, инструменты, машины.
Инструкция: Сегодня мы поиграем в такую игру: у нас в группе есть много инструментов, машин (игрушечных). Вы выберете какую-либо одну из них и расскажете так, чтобы мы узнали, о каком инструменте или машине вы рассказываете. Но называть предмет нельзя. Мы сами должны догадаться. Кто первым догадается, тот должен найти этот предмет и принести сюда на стол.
Игра продолжается, пока много разных орудий труда и машин не окажется на столе у педагога.
Игра «Похож, не похож».
Цель: учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, связную речь.
Игровые правила. Находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказать их сходство. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.
Ход игры. Заранее подготавливают различные предметы и незаметно размещают их в комнате. Педагог напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и совсем непохожих.
Инструкция: Сегодня мы будем находить предметы, которые похожи друг на друга. Они могут быть похожими по цвету, форме, величине, материалу. Послушайте правила игры. Нужно пройти по комнате, выбрать два похожих предмета и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка, расскажет, почему он взял эти два предмета, в чем их сходство.
Содержание коррекционной работы по развитию воображения у дошкольников с общим недоразвитием речи
Задачи:
Развивать творческое воображение.
Учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.
Учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.
Развивать умение отличать реальность от фантазии.
Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников целесообразно проводить планомерно. Рекомендуется планировать их проведение еженедельно.
Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников с ОНР
Упражнение «На что похожи наши ладошки»
Цель: развитие воображения и внимания.
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
Игра - упражнение «Три краски».
Цель: развитие художественного восприятия и воображения.
Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?
Упражнение «Волшебные кляксы».
Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.
Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.
Упражнение «Волшебная ниточка».
Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.
В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.
Игра – «Неоконченный рисунок».
Цель: развитие творческого воображения.
Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.
Упражнение «Волшебники».
Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.
Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».
Упражнение «Танец».
Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.
Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.
Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.). Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т.д.)
Упражнение «О чем рассказала музыка».
Цель: развитие творческого воображения.
Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.
Игра «Что это такое?»
Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.
Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.
Игра «Камешки на берегу».
Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.
Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.
Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути , превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур. Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д.
Упражнение «Волшебная мозаика».
Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.
Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.
Логопед раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.
Игра «Поможем художнику».
Цель: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.
Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.
Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.
После предложить детям придумать историю про нарисованное.
Упражнение «Сказка – рассказ».
Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.
После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.
Содержание коррекционной работы по развитию восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи
Выделяется два этапа в ее организации и содержании:
I этап – подготовительный;
II этап – основной.
Характеристика подготовительного этапа
Основной задачей данного этапа является развитие слухового внимания на неречевых звуках.
Важно научить детей различать неречевые звуки по силе, высоте, длительности звучания, тембровой окраске: громкие – тихие, долгие (длинные) – короткие, высокие – низкие, приятные (добрые, ласковые) – неприятные (злые, грубые).
Для решения данной задачи можно использовать следующие упражнения и игры:
“Какие звуки нарушают тишину?”,
“Кто услышит больше звуков?”,
“Назови звуки групповой комнаты”,
“Назови звуки улицы”,
“Вспомни звуки леса, луга, болота”,
“Найди по звучанию такую же коробочку с крупой”,
“Жмурки с колокольчиком”,
“Ладушки”,
“Морзянка”,
“Чей голос?”,
“Солнце или дождик”,
“Угадай по звуку, что делать?”,
Звучание музыкальных инструментов,
Песенки насекомых,
Голоса животных, птиц,
Звуки транспорта,
Звуки рабочих инструментов.
Формы организации детей для проведения данных упражнений и игр определяются педагогом в зависимости от цели упражнения, индивидуальных возможностей детей, уровня сформированности слухового восприятия, поэтому могут проводиться как на индивидуальных занятиях, так и во время групповых занятий. С целью решения вышеназванной задачи можно использовать и акустическую гимнастику: в этом случае учащимся предлагается послушать «звуки леса», «голоса птиц» и т.д. и назвать объект звучания.
Характеристика основного этапа
Целью основного этапа выступает формирование слухоречевого восприятия.
В соответствии с целью основными образовательными задачами будут выступать:
формирование у дошкольников системы чётко различаемых, противопоставляемых друг другу фонем;
обучение произношению слов различной слоговой сложности;
обучение переносу приобретенных навыков в самостоятельную речь.
Для удобства распределения обучающего материала, обеспечения постепенного его усложнения, систематичности выполнения заданий коррекционную работу по развитию слухоречевого восприятия предлагаем проводить в следующей последовательности:
1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах).
2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.
3. Различение звука в слове.
4. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
5. Различение на слух звуков в словах, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и т.д.).
6. Называние слов на определённый звук.
Опираясь на принцип постепенного усложнения игровых и учебных заданий сначала необходимо научить дошкольников слышать, различать и определять первый звук в одном слове (например, дидактическая игра (д/и) «Определи первый звук»), затем – первый, последний звуки и звук в середине слов (д/и «Цепочка слов»). Решение аналогичной учебной задачи предполагается в игре «Как их зовут?», по условиям которой ребенок составляет имя девочки или мальчика, ориентируясь на первые звуки в названиях предметов: мак–аист–шапка–арбуз = М-а-ш-а.
Далее переходят к определению любой позиции звука в слове: в начале, в конце или середине (игровое упражнение «Найди место звука в слове»). Упражнения на подбор слов с определенным звуком позволяют не просто развивать фонематическое восприятие, но и фонематические представления, тем самым способствуют активизации речемыслительной деятельности школьников. К таким упражнениям и играм можно отнести следующие: «Кто в домике живет?», «Собери букет», «Кто быстрее соберёт вещи?», «Магазин». С цель развития дифференциации звуков по твердости - мягкости можно провести д/и «Два домика», «Четвертый (третий) лишний».
С целью дифференциации оппозиционных звуков можно использовать упражнение «Найди пару»: дети, передвигая стрелку по диску, подбирает слова близкие по звучанию: миска – мишка, усы – осы, ком – сом и т.п. Занимательные игры-головоломки типа «Построй пирамиду» способствуют упражнению дошкольников в определении количества звуков и слогов в словах. Так, в «цветочном магазине» можно купить цветок, если правильно определишь количество слогов в его названии.
Учитывая психофизиологические особенности возраста, при проведении игр и упражнений широко используется наглядность в виде предметных картинок, схем и т.п. и кинестетические ощущения от различных манипуляций. К таким играм можно отнести следующие: «Поймай рыбку», «Звенит-жужжит», «Телеграф».
Дидактическая игра «Покорми горохового человечка» одновременно способствует становлению слухоречевого восприятия и развитию мелкой моторики рук. Сначала ребенок должен вычленить из звукового ряда контрольный звук. Например, учитель называет «А» – ребёнок отвечает «нет», «Ф» – «нет», «М» – «нет», «Р» – «Да. Кушай, Рома, пожалуйста!» и с этими словами «отправляет в рот человечку» одну горошину. Затем аналогичное задание ребёнок выполняет со слоговым рядом и только потом – со словесным. При обнаружении двух контрольных звуков в одном слове необходимо дать «человечку» две горошины. Разные имена дают дети «гороховому человечку» – в зависимости от контрольного звука (Семён, Захар, Миша, Женя, Володя, Рома, Игорь, Костя, Гена и др.).
Следующая операция, усваиваемая детьми: деление слов на слоги. Дополнительным средством обучения дошкольников этой операции выступают различные кинестетические приемы:
отхлопывание ладонями,
контроль правой рукой за опускаемым подбородком,
шагослогометрия.
Закрепить умение делить слова на слоги можно игре типа «Украсим елку» (используются двух- и трехсложные слова: звез-да, хло-пуш-ка и т.д.).
С целью развития умения узнавать и различать речевые звуки, делить слова на слоги используются такие словесные игры, как: «Эхо», «Поле чудес», «Живые звуки», «За грибами», «Отбей мячом слово по слогам», «Подбери рифму», «Доскажи словечко», «Слова-перевёртыши» и др.
Коррекционная работа по развитию слухоречевого восприятия проводится в тесной связи с формированием правильного произношения.
На материале вновь сформированных звуков провидится коррекционная работа по их автоматизации и слухопроизносительной дифференциации на разном речевом материале (от произношения и дифференциации прямых слогов – до самостоятельной речи).
Содержание коррекционной работы по развитию внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи
Задачи:
Развитие переключения и распределения внимания.
Развитие устойчивости и концентрации внимания.
Развитие слухового внимания дошкольников.
Игры и упражнения на развитие внимания детей дошкольного возраста с ОНР
Упражнение «Повтори за мной»
Цель: определение слухового внимания.
Инструкция: Я тебе буду называть разные слова, а тебе нужно хлопнуть, если ты услышишь животных (мебель, игрушку, птицу).
Материал:
животное: дом, стол, собака, санки; колобок, медведь, шишки, тарелки.
Описание: два ребенка или ребенок с кем-то из взрослых становится спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, лицо, одежду другого; выясняется: кто оказался точнее при описании друг друга.
Игра «Съедобное – несъедобное»
Цель: развитие моторно-слуховой памяти, координации движений.
Оборудование: мяч.
Описание: в зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
Игра «Что слышно?»
Цель: развитие слухового внимания.
Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма.
Описание. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Что слышно?» и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в полной тишине в течение некоторого времени (засекаю его я) внимательно слушать, что происходит за дверью (ширмой). По окончании данного времени (1—2 минуты) необходимо назвать как можно больше услышанных звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать, надо называть услышанные звуки в порядке своей очереди. Повторять звуки при назывании нельзя. Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков».
Примечание. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Очередность в игре может быть установлена с помощью считалки. Предметы, которые могут быть использованы для игры: барабан, свисток, деревянные ложки, металлофон, детское пианино, емкости с водой для ее переливания и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по стеклу и т.д.
Игра «Узнай по голосу»
Цель: развитие слухового внимания, формирование умения узнавать друг друга по голосу.
1. Оборудование: платок или повязка для завязывания глаз.
Описание. Стоя по кругу, дети выбирают водящего, который, находясь в центре круга с завязанными глазами, старается узнать детей по голосу. Угадав игрока по голосу, водящий меняется с ним местами.
Инструкция: «Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Узнай по голосу». Для этого необходимо встать в круг и выбрать водящего, который с повязкой на глазах будет внимательно слушать голоса играющих. Тот, кому я дам знак, произнесет любое слово своим голосом. Водящий должен угадать игрока по голосу. Если он угадает игрока, то должен поменяться с ним местами: игрок становится водящим, а водящий — игроком. Если же не угадает, то продолжает быть водящим до тех пор, пока не узнает по голосу очередного игрока. Начнем игру».
Упражнение «Четвёртый лишний»
Цель: развитие переключения внимания, речи и логического мышления.
Материал: набор картинок.
Инструкция: Покажите ребёнку карточку. Попросите найти «лишний» предмет, т. е. тот, который не сочетается с другими по каким-то признакам, и попросите его объяснить, почему он так думает. Если у ребёнка возникают затруднения, задайте ему наводящие вопросы.
Упражнение «Найди два одинаковых рисунка»
Цель: развитие концентрации внимания.
Материал: бланки методики.
Инструкция: Посмотри на похожие рисунки, они чем-то отличаются друг от друга. Но двое из этих рисунков совершенно одинаковые. Какие именно рисунки полностью идентичные, ребенок и должен определить.
Приучайте ребенка последовательно и планомерно сравнивать между собой все рисунки в задании. Здесь важно, чтобы ребенок научился быстро и точно находить признаки, элементы, по которым рисунки отличаются друг от друга.
Упражнение «Найди два непохожих друг на друга рисунка»
Цель: развитие концентрации внимания.
Материал: бланки методики.
Инструкция: Посмотри на похожие рисунки. Но двое из этих рисунков совершенно непохожи друг на друга. Какие именно это рисунки ребенок и должен определить.
Таким образом, работа по коррекции вторичных отклонений у детей дошкольного возраста с ОНР носит комплексный характер и охватывает такие направления, как развитие слухоречевой памяти, словесно-логического мышления, воображения, восприятия и внимания. Использование в коррекционной работе разнообразных упражнений и игр, создание благоприятной психологической атмосферы на занятиях, стимуляция интереса дошкольников с ОНР к выполнению заданий позволят осуществить коррекцию вторичных отклонений у детей с ОНР.