Просмотр содержимого документа
«Методическая рекомендация:"Развитие речи детей в дошкольном возраста".»
Развитие речи детей в дошкольном возраста.
Психолого-педагогическое изучение речевых нарушений включает в себя анализ речи детей дошкольного возраста, имеющих общее её недоразвитие, и построение адекватных методов обучения.
Система развития речи строится с учетом двух психологических принципов: принципа развития и принципа деятельности.
Одним из психологических принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которому все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии. Развитие психических протекает в тесном взаимодействии друг с другом.
В психическом развитии существуют сензитивные периоды, в которые ребенок особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды. Для развития речи сензитивным периодом является возраст от 1,5 до 3 лет, когда ребенок оказывается наиболее чувствительным к речи.
В нашей психологии развитие рассматривается в тесной связи с обучением: обучение ведет за собой развитие. Однако эту роль обучение может выполнить лишь в том случае, если оно будет строиться с учетом общих закономерностей развития.
Следует отметить, что существуют общие закономерности онтогенеза речи в условиях нормы и патологии. У детей с общим недоразвитием речи наблюдается та же последовательность в усвоении речи, что и у нормально развивающихся сверстников, но в более растянутые сроки.
В рамках деятельностного подхода более широкое признание получает рассмотрение речи как деятельности. Определяя речь как деятельность, необходимо выделять её компоненты: цели, мотивы, речевые действия и средства. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо другую деятельность, например в игровую. Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Наличие мотива- важное условие как для восприятия речи, так и для активного пользования ею в общении. В результате этого речь быстро становится объектом наблюдений ребенка.
В системе специального обучения детей учитываются особенности речевого общения дошкольников, используются игра и продуктивные виды деятельности с целью формирования потребности в овладении речевыми средствами.
При этом система специального обучения должна опираться не только на закономерности формирования речи в норме, но и на своеобразие речевой деятельности при ее патологии. Важно также, чтобы задачи овладения речью решались в единстве с задачами всестороннего развития ребенка. Например, игра может использоваться одновременно и как средство развития речи, и как средство развития личности ребенка. Наиболее тесная связь в решении коррекционных и общеразвивающих задач наблюдается при ознакомлении детей с предметами реального мира, в ходе продуктивной деятельности (рисования, лепки, аппликации), в самообслуживании.
Психолого-педагогический подход к процессу овладения речью предполагает анализ функциональной стороны речи. Можно выделить две ее основные функции –общение и обобщение. Овладение речью как средство общения происходит в раннем и дошкольном возрасте.