Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учителя-логопеда»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новотроицкая основная общеобразовательная школа
Методическая разработка
«Организации совместной работы логопеда и специалистов коррекционно-воспитательной работы дошкольников в общеобразовательной организации для детей с нарушениями речи»
ФИО автора
Ляхно Светлана Александровна
Учитель
Новотроицкое 2017
Аннотация к работе
Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Сегодня особую тревогу вызывает рост количества детей с отклонениями в развитии. Причины, обуславливающие различные отклонения в развитии, многообразны. С одной стороны – это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша. С другой стороны – неблагоприятные микро социальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребенка.
Актуально, что в настоящее время наиболее распространенная форма оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии – воспитание и обучение их в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида и в компенсирующих группах дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида.
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: дефектологов, педагогов-психологов, психиатров, психоневрологов, логопедов, педагогов.
Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в специальных (коррекционных) группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.
Особое значение организации взаимодействия в работе узких специалистов и воспитателей уделяется в коррекционных образовательных учреждениях.
Цельтакой работы в создании модели взаимодействия узких специалистов, педагогов и родителей в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, в снятии противоречий, изменении родительских установок, повышении профессиональной компетентности педагогов и обучении родителей новым формам общения и поддержки ребенка, организации предметной коррекционно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка. Содержание и структура педагогической поддержки во многом зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода.
Поэтому модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно -образовательной деятельности образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты, обеспечивающие нормальный уровень интеллектуального и психического развития ребенка.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития (артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, физио-, фито-, аромо-, музыкотерапии, логоритмики и т.д.).
Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственной среде.
В процессе реализуются задачи:
Интеллектуальные
Трудовые
Духовно-нравственные
Самоподготовка
Физкультурно-оздоровительные
Художественные
В содержании данной работе я раскрою следующие модули:
Модуль 1. Основные принципы взаимодействия специалистов коррекционно-воспитательной работы.
Модуль 2. Организационные аспекты взаимодействия логопеда и педагога - воспитателя для детей с нарушениями речи.
Модуль 3. Практические задания и мероприятия.
Список использованной литературы.
1. Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Мяч и речь. /Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. КАРО. С-Пб.: 2003.
2. Логопедия под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. М.: Владос: 1998.
3. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР./Н.В. Нищева. С-Пб.: Детство-пресс. 2005.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой М.: Мозаика-Синтез. 2007.
5. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет. /Л.Н. Смирнова. Мозаика-Синтез. Москва: 2007.
6. Филичева, Т. Б., Туманова, Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд-во Гном и Д. 2000.
Модуль 1. Основные принципы взаимодействия специалистов коррекционно-воспитательной работы.
Схема «Участники образовательного процесса для детей с нарушениями речи».
РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Учитель - Логопед
Воспитатель
Медицинский работник
Педагог - Психолог
Учитель физической культуры
Музыкальный руководитель
Социальный педагог
Педагог-дефектолог
Функциональные обязанности педагогов для детей с нарушениями речи.
Учитель – логопед - Осуществление деятельности, которая направляется на максимальную коррекцию недостатков в развитии у воспитанников детского сада с нарушениями речи.
Осуществление обследования воспитанников, определение структуры и степени выраженности нарушения речи, имеющегося у них.
Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
Проведение групповой и индивидуальной НОД по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций воспитанников.
Работа в тесном контакте с воспитателями и другими педагогическими работниками детского сада, посещение НОД.
Консультирование педагогических работников и родителей (законных представителей) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям.
Способствование формированию общей культуры личности, социализации воспитанников.
Реализация образовательных программ с учетом требований ФГОС ДО.
Изучение индивидуальных особенностей, способностей, интересов и склонностей воспитанников дошкольного образовательного учреждения с целью создания условий для обеспечения их нормального развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя для этого разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки воспитанников, который соответствует федеральным государственным требованиям.
Проведение НОД, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии, а также современных информационных технологий.
Обучение родителей (законных представителей) основным приемам по исправлению нарушений звукопроизношения, по формированию фонематического слуха у детей.
Направление при необходимости воспитанников детского сада на консультацию в психологические, медицинские и медико-педагогические центры.
Составление заключения по результатам логопедического обследования воспитанников и доведение до сведения педагогов и родителей (законных представителей).
Воспитатель - Воспитатель дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи выполняет, помимо общеобразовательных задач, ряд коррекционных, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом он направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии детей, на обогащение их представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.
В детском саду для детей с нарушениями речи воспитателю предоставлены все возможности для всестороннего формирования поведения и личности ребенка с речевым дефектом.
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость освоения тех видов деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада. К ним относятся трудовая, игровая, изобразительная и другие виды деятельности.
В процессе того, как ребенок овладевает этими видами деятельности, особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия, мнестических процессов (процессы запоминания), мотивации, доступных форм словесно-логического мышления.
Особое значение имеет развитие у детей познавательных интересов. При этом нужно учитывать специфическое отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
В задачи воспитателя входит также создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление у детей веры в собственные возможности, формирование интереса к занятиям, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценность. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей.
Воспитатель должен уметь разбираться в различных негативны; проявлениях ребенка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности, агрессивности или, напротив, повышенной утомляемости, пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в значительном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении ребенка, формирует социально-приемлемые коллективистские отношения в группе.
Коррекционно-речевая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом. Во многих случаях она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную основу для формирования речевых умений. В других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на логопедических занятиях результатов.
В задачу воспитателя входит также повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей на каждом этапе коррекционного процесса. На основе учета потенциальных возможностей детей осуществляется воспитание интереса к речи и логопедическим занятиям.
Процесс усвоения родного языка, совершенствования формируемых на логопедических занятиях речевых навыков тесным образом связан с развитием познавательных способностей, эмоциональной и волевой сфер ребенка. Этому способствует умелое использование всех видов активной деятельности детей: игры, посильного труда, разнообразных занятий, направленных на всестороннее (физическое, нравственное, умственное и эстетическое) развитие. Благоприятным условием воспитания ребенка в специальном детском саду являются также общество сверстников, коллективные игры и занятия. При этом у детей не только формируются и закрепляются коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения.
Педагог – психолог - В работе с детьми с нарушениями речи необходимо сочетать упражнения на развитие различных когнитивных процессов. Это игры и упражнения на развитие: внимания, памяти, речи, мышления, мелкой моторики, навыков самоконтроля. Так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой, то каждое развивающее упражнение, направленное на развитие какого-либо познавательного процесса, одновременно влияет и на другие. Например, пальчиковые игры дополнительно развивают слуховую и моторную память, учат концентрировать и переключать внимание; упражнение на корректурную пробу, развивает не только качественные характеристики внимания (концентрацию, объем, распределение), но и память, мелкую моторику.
Большое значение нужно придавать развитию внимания, его произвольности, так как невнимательный ребенок не в полном объеме усваивает предложенный ему материал. Упражнения на развитие внимания хороши еще и тем, что они совершенствуют навыки самоконтроля за собственным поведением. В работе с ребенком чередуются задания на зрительное и слуховое внимание. Данные упражнения сначала отрабатываются индивидуально с ребенком, чтобы снизить действие внешних, отвлекающих факторов, а затем в подгруппе.
Много времени в работе с детьми нарушениями речи необходимо уделять упражнениям для совершенствования мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации (ЗМК), которые способствуют развитию речи, внимания, пространственных представлений, памяти и мышления. Это: пальчиковая гимнастика, рисование на манке, дорожки, штриховки, дорисовывание картинки, пальчиковые игры с предметами, тактильные мешочки и т.д.
Учитывая повышенную утомляемость таких детей, применяются упражнения на снятия психо-эмоционального и физического напряжения: это физминутки посередине занятия, дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию и на снижение напряжения в различных частях тела (например, мышц лица, рук и т.д.). Такие упражнения способствуют не только снятию возбуждения или напряжения, но и помогают сконцентрировать внимание ребенка.
Упражнения на развитие речи используются со следующими целями: обогащение словарного запаса, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение составить рассказ по картинке или серии картинок. Конечно же, не может быть такого, что упражнение развивает только речь, как правило, задействованы все когнитивные процессы. Поэтому, в работе используются разнообразные упражнения и игры для развития памяти, мышления, речи.
Развитие коммуникативной функции речи происходит в подгруппе. Применяются следующие приемы: этюды, психогимнастические упражнения, упражнений на вербальную и невербальную коммуникацию. Это упражнения, где детям необходимо вступить друг с другом в контакт, договорится, понять друг друга, используя речь или только мимику и пантомимику.
Содержание работы с педагогами и родителями заключается в оказании им психологической и информационной помощи (консультационная и психопрофилактическая работа):
Знакомство с психологическими особенностями детей с нарушениями речи. Родители, как правило, не связывают речевое нарушение у своего ребенка, например, с эмоциональной неустойчивостью. Здесь также рассказывается о том, как важно организовывать режим дня для ребенка с целью недопущение его переутомления.
Особенности общения с данной категорией детей. Как надо говорить с ребенком с нарушением речи, как поощрять речевую активность, о пользе чтения ребенку вслух и т.д.
Рекомендации по развитию у таких детей речи, других познавательных процессов. Здесь рассказывается о тесной взаимосвязи речи с другими познавательными процессами, о важности развития всех познавательных процессов у ребенка.
Рекомендуются игровые упражнения, которые родители могут выполнять с ребенком дома (а педагоги – в группе). Например, каждый родитель может сделать со своим ребенком пальчиковую гимнастику, поиграть в пальчиковый или кукольный театр. Это игровые упражнения для развития не только речи, но и внимания, мелкой моторики, мышления.
Таким образом, сопровождение психологом ребенка с нарушением речи охватывает всех участников образовательного процесса и заключается в создании психологических условий для его развития и успешного обучения.
Медицинский работник – осуществляет диагностическую работу, взаимодействует с логопедом, консультирует его и помогает ему.
Учитель физкультуры - Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свою работу не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты дошкольного учреждения намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка-дошкольника.
Учитель музыки - Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка, тем более с ограниченными возможностями здоровья, уже в дошкольном возрасте. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир, чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком либо воздействии музыки на духовный мир «особого» ребёнка, если он не научился слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.
Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере. Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкально-сенсорных способностей.
Социальный педагог – работа с семьей ребенка имеющего нарушение речи.
Педагог – дефектолог - Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии учеников. Осуществляет обследование детей с целью идентифицирования структуры и степени выраженности свойственных им дефектов. Объединяет учащихся с идентичным психофизическим состоянием в группы. Проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей. Занятия с проблемными детьми строятся на основе применения определенных методик и приемов. Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у учащихся.
Модуль 2. Организационные аспекты взаимодействия
логопеда и педагога - воспитателя для детей с нарушениями речи.
Проведение всего комплекса коррекционного обучения при логопедической работе требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований. Для логопедических групп разработан особый режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим в расписание занятий входит время для занятий по типовой комплексной программе для детей дошкольного возраста: математика, развитие речи и ознакомление с окружающим, экология, рисование, лепка, физкультурные и музыкальные занятия. Наряду с этим в вечернее время выделяются часы для работы воспитателя с подгруппами или отдельными детьми по коррекции (развитию) речи в соответствии с заданием учителя-логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом требований, как типовой комплексной программы, так и речевых возможностей детей и их продвижения в освоении коррекционной программы, реализуемой логопедом в соответствии с характером речевого нарушения.
В связи с этим возникает необходимость обеспечить взаимодействие, преемственность в работе воспитателя и логопеда в логопедической группе. Воспитатель должен знать основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и внеучебной деятельности.
Совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях. Все это фиксируется в специальной тетради.
Таким образом, воспитатель логопедической группы выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых – в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения под руководством воспитателя теми видами деятельности, которые предусмотрены программами массового детского сада общеразвивающего типа. Особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия (зрительного, слухового, тактильного), мнестических процессов, доступных форм наглядно-образного и словесно-логического мышления, мотивации.
Важный аспект работы в логопедической группе – развитие познавательной активности и познавательных интересов у детей. При этом нужно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательных процессов в целом, которое складывается у детей под влиянием речевого недоразвития, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедической группе. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Для этого воспитатель, как и учитель-логопед, должны иметь знания в области возрастной психологии, индивидуальных психофизических различий у детей дошкольного возраста. Им необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения детей, вовремя замечать признаки повышенной утомляемости, истощаемости пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в логопедической группе коллективные доброжелательные, социально приемлемые отношения.
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.
В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью. Воспитателю не следует фиксировать внимание детей на возникновении возможных ошибок или запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сообщить логопеду. В обязанности воспитателя входит также хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.
Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми логопедической группы. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных инвертированных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи. На это обращали свое внимание выдающиеся педагоги, методологи развития речи у детей дошкольного возраста Е.И.Тихеева и Е.А. Флерина.
Специфика работы воспитателя в логопедической группе заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине дня после дневного сна (до или после полдника). На вечерний логопедический сеанс приглашается 5-7 детей. Рекомендуются следующие виды упражнений :
• закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);
• повторение стихотворений, рассказов;
• упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
• активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы.
В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из спичек или счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями.
Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры. Подвижные игры, которые обычно составляют часть физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечений.
Игры с движением необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего. Такие игры способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности и координированности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.
Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре – также необходимый элемент педагогической деятельности в логопедической группе. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения.
Выводы:
Учителю-логопеду необходимо организовать совместную деятельность со всеми участниками образовательно процесса для дошкольников с нарушениями речи;
Составить перспективные планы со специалистами (Приложение 1);
Мероприятия по коррекции речи проводить совместно с узкими специалистами (Приложение 2);
Привлекать к работе медицинского работника;
Организовать домашнюю работу детей совместно с родителями в форме игр и викторин (Приложение 3).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Перспективный план работы учителя-логопеда и музыкального руководителя на 2016-2017 учебный год.
месяц
неделя
Лексические темы
Специалисты сопровождения
Учитель-логопед
Музыкальный
руководитель
Инструктор
физкультуры
сентябрь
1
Педагогическая диагностика
2
Педагогическая диагностика
3
«Наше тело»
Употребление существительных в форме единственного числа именительного падежа. Употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных. Подготовка к звуковому анализу.
Упражнение в определении направления звука. Обогащение музыкальных впечатлений детей. Коммуникативная игра «Здравствуйте!»
Развитие зрительной ориентировки на говорящего. Закрепление уменьшительной формы названий частей тела и их движений. Комплекс упражнений «Хотим быть стройными»
4
«Осень. Сад. Огород »
Употребление существительных в форме родительного падежа
Употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных. Подбор слов с противоположным значением. Развитие фонематического восприятия
Упражнение в различении направления и громкости звуков.
Развитие музыкально-сенсорных способностей в игре «Солнышко и дождик»
Экскурсия в осенний лес. Закрепление уменьшительно-ласкательной формы существительных (названия деревьев)
Октябрь
1
«Осень. Сад. Огород »
Употребление существительных в форме единственного и множественного числа.
Согласование слов в предложении. Развитие длительного плавного выдоха. Преодоление твердой атаки гласных. Выделение гласного из ряда звуков. Подготовка к звуковому анализу.
Закрепление формы мн. числа существительных в развлечении «Что у осени в корзинке?» воспитание орального праксиса, темпа и ритма дыхания. координация речи с движением.
Упражнение в ходьбе и беге в колонне по одному с изменением направления, ловле мяча кистями рук. Закрепление формы мн. числа существительных в подвижной игре «Урожай, урожай, что хочешь - выбирай»
2
«Деревья»
Употребление существительных в форме единственного и множественного числа.
Закрепление в речи предлогов НА, С.
Выделение гласного из ряда звуков. Подготовка к звуковому анализу.
Формирование навыка пения, правильной передачи мелодии. Закрепление правильного произношения звука [у] в распевках с различной интонацией. Песня Е. Гомоновой «Листики»; «Танец осенних листочков»
Выполнение упражнений направленных на развитие диафрагмального дыхания. Упражнение в построениях, перелезании с одного пролета гимнастической стенки на другой. Закрепление понимания и употребления предлогов НА, С в подвижной игре «Мы – осенние листочки»
3
«Грибы. Ягоды»
Употребление существительных в форме единственного и множественного числа.
Закрепление в речи предлогов НА, С.
Выделение гласного из ряда звуков. Подготовка к звуковому анализу.
Закрепление правильного произношения звука [у] в распевках. Выполнение танцевальных движений.
В.Михайлов «Танец мухоморов»
Формирование умения ползать, подлезать, ловить мяч кистями рук. Подвижная игра «У медведя во бору». закрепление правильного употребления формы мн. числа существительных.
4
«Семья»
Употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа.
Согласование слов в предложении Выделение заданного гласного из ряда других. Анализ слияний гласных звуков
формирование навыка движения под музыку, координации речи с движением. Театрализованное игровое упражнение «Это я». Закрепление умения пользоваться различной интонацией.
Упражнение в ходьбе, беге, построениях. Активизация словаря по теме «Семья» Досуг «Любимые игры»
ноябрь
1
«Дом и его части»
Употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа.
Закрепление в речи предлогов НА, В.
Выделение заданного гласного из ряда других. Выделение начального ударного гласного в словах.
Упражнение в различении звуков по высоте, правильной передаче мелодии. Закрепление правильного произношения звука [ы] в распевках с различной интонацией.
Песня Ю.Слонова «Строим дом; игра «Птички в домиках»»
Закрепление умения ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Закрепление правильного употребления предлогов НА, В в подвижной игре «Найди свой домик»..
2
«Мебель. Бытовая техника»
Употребление существительных в форме винительного падежа Выделение начального ударного гласного в словах. Упражнение в подборе слов, обозначающих действие, к словам, обозначающим предметы.
выполнение координированных с речью движений, развитие творческие проявления в музыкальной деятельности. Активизация словаря по теме «Семья» в театрализованная игра «Мамины помощники»., употребление существительных в форме винительного падежа
Выполнение упражнений направленных на развитие диафрагмального дыхания. Закрепление умения ползать, подлезать. Закрепление умения называть свои действия в подвижной игре «Проползи по скамейке»
3
«Детский сад»
Согласование слов в предложении Анализ слияний 2-х гласных звуков.
Закрепление умения пролезать, перелезать, ударять мяч об пол. Понимание и употребление предлога под в речи детей. развитие мелкой моторики пальцев рук в подвижной игре «Наши пальчики и ручки»
4
«Город. Улица»
Закрепление в речи предлога ИЗ. Формирование линейной структуры фразы (модель: существительное + глагол + существительное в роли дополнения). Анализ слияний 2-х гласных звуков.
Выделение начального ударного гласного в словах
выполнение координированных с речью движений, формирование навыка движения под музыку. Закрепление правильного употребления предлога ИЗ в музыкальной игре «Птички и машины».
Закрепление умения ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Закрепление предлога ИЗ в подвижной игре «Автомобили»
декабрь
1
«Профессии»
Закрепление в речи предлогов НА, С, под, из. Употребление существительных в форме родительного падежа единственного и множественного числа.
Анализ слияний 2-х гласных звуков.
Выделение начального ударного гласного в словах
Формирование умения двигаться ритмично в соответствии с характером музыки в театрализованной игре «Котята-поварята». Закрепление в речи предлогов НА, С, под, из в музыкальной игре «Из-за леса, из-за гор…»
Выполнение упражнений направленных на развитие диафрагмального дыхания. Закрепление умения ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Закрепление в речи предлогов НА, С, под, из в игре «Смешной фотограф»
2
«Зима»
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Подбор слов, подходящих для завершения высказывания. Выделение заданного гласного из ряда других.
Формирование умения петь выразительно, протяжно, согласованно, брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Песня Т.Бырченко «Снежок»
Закрепление умения ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением в подвижной игре «Снежинки и ветер»
декабрь
3
«Зимующие птицы»
Единственное и множественное число существительных. Образование существительных с уменьшительными суффиксами ОК, ИК, АТ, ЕТ в единственном и множественном числе Различение слов с начальными ударными гласными. Узнавание предмета по описанию.
Закрепление умения
брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Воспитание просодии. Песня Т. Герчик «Воробей»
Совершенствование умения следить за положением своего тела в разнообразных упражнениях. Закрепление навыка правильного употребления существительных с уменьшительными суффиксами ОК, ИК, АТ, ЕТ в единственном и множественном числе в подвижной игре «Птички». Аэробика
4
«Новый год»
Употребление существительных в форме единственного и множественного числа. Закрепление формы родительного падежа существительных Составление предложений с заданным словом. Выделение начального ударного гласного в словах.
Формирование умения двигаться ритмично в соответствии с характером музыки. Воспитание орального праксиса. Активизация словаря признаков по теме «Новый год». Хоровод О. Вересокиной «Шел веселый Дед Мороз»; «Елочка, заблести огнями»
Формирование умения бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком. Активизация глагольного словаря в подвижной игре «Зимние забавы»
январь
3
«Зимние забавы»
Употребление существительных в предложном падеже с предлогами НА, В. Выделение начального ударного гласного в словах. Упражнение в подборе слов, обозначающих действие, к словам, обозначающим предметы.
Совершенствование умения внимательно слушать музыку, чувствовать ее характер. Активизация глагольного словаря в музыкальной игре «Катание на саночках»
Развитие быстроты, выносливости. Употребление существительных в предложном падеже с предлогами НА, В в игре «Снежные строители»
4
«Игрушки»
Закрепление в речи предлогов НА, С. Употребление существительных в форме родительного падежа единственного и множественного числа.
Подбор обобщающих слов. Узнавание предмета по описанию. Развитие длительного плавного выдоха. Работа над четкостью дикции.
Развитие координации движений, ритма и темпа дыхания. Развитие мелкой моторики в пальчиковой игре Л.Гаври-шевой «Куколка»
Совершенствование координации движений, закрепление правильного употребления предлогов НА, С, номинативного словаря по теме в подвижной игре «На лужайке прыгают зайки»
февраль
1
«Домашние животные и птицы»
Употребление существительных с суффиксами
-ОНОК, -ЁНОК. Ответы на вопросы полным предложением. Выделение заданного звука из ряда других. Анализ слияний гласных
Закрепление правильной артикуляции звука в распевках (МА МО МУ МЫ) Формирование умения двигаться ритмично в соответствии с характером музыки в музыкальной игре «Курочка и цыплята». Употребление существительных с суффиксами -ОНОК, -ЁНОК.
Выполнение упражнений направленных на развитие диафрагмального дыхания. Формирование умения ловить мяч кистями рук, ударять мячом об пол правой и левой рукой. Закрепление названий детенышей домашних животных в подвижной игре «Котята и щенята»
2
«Дикие животные»
Употребление существительных с суффиксами
-ОНОК, -ЁНОК. Составление рассказа по образцу. Выделение начального ударного гласного в словах. Анализ слияний гласных.
Формирование умения внимательно слушать музыку, чувствовать ее характер. Закрепление правильного произношения звука [б] в распевке. Слушание Б.Старокадомской «Зайчик»
-ОНОК, -ЁНОК в подвижной игре «Зайчата и волчонок»
3
«Животные жарких и холодных стран»
Употребление существительных в форме винительного падежа. Составление рассказа по образцу. Выделение начального ударного гласного в словах. Анализ слияний гласных.
Закрепление правильного произношения звука [б] в распевке. Развитие музыкально-сенсорных способностей, активизация словарного запаса. Психогимнастика «Северный полюс»
Совершенствование координации движений.
Закрепление навыка правильного употребления существительных форме винительного падежа в подвижной игре «пингвины на льдине»
4
«Уголок природы»
Упражнение в подборе слов, противоположных по смыслу.
Согласование слов в предложении. Различение слов с начальными ударными гласными.
Анализ обратного слога.
Распевание на обратном слоге АП, ОП, УП, ЫПФормирование умения детей двигаться ритмично в соответствии с характером музыки в хороводе Т.Ломовой «Березка»
Закрепление умения перебрасывать мяч друг другу, подбирая антонимы. Развитие быстроты, выносливости в игре «А за окном то дождь, то снег»
Март
1
«Транспорт»
Употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа.
Согласование слов в предложении Выделение заданного гласного из ряда других. Анализ слияний гласных звуков
Формирование слухового внимания, умения чувствовать характер музыки во время слушания Е.Тиличеевой «Поезд» Воспитание темпа и ритма дыхания, закрепление правильного произношения звука [д] в распевке.
Выполнение упражнений направленных на развитие диафрагмального дыхания. Формирование правильной осанки. Закрепление правильного произношения звука [д] в подвижной игре «Воробышки и автомобиль»
2
«Посуда»
Согласование слов в предложении. Работа над интонационной окрашенностью речи. Развитие речевого дыхания. Составление диалога «Как я помогаю маме» (диалог - разговор по телефону).
Формирование умения петь с инструментальным сопровождением и без него, начинать и заканчивать песню вместе. Активизация словарного запаса по теме «Посуда» в игре «Веселое чаепитие»
Развитие ловкости, равновесия, точности. Совершенствование координации движений. Закрепление глагольного словаря по теме. Эстафета «Перенеси картошку в ложке»
3
«Продукты питания»
Подбор слов, обозначающих действие, к словам, обозначающим предметы. Работа над повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией, речевым дыханием. Выделение заданного звука из ряда других.
Выделение конечных согласных
Закрепление умения брать дыхание между короткими музыкальными фразами, передавать музыкальный ритмический рисунок, закрепление правильного произношения звука [т] в распевке.
Песня А.Филиппенко «Пирожки»
Совершенствование умения следить за положением своего тела в разнообразных упражнениях. Активизация словаря по теме «Продукты» в подвижных играх. Аэробика
4
«Весна»
Употребление существительных в винительном падеже. Согласование слов в предложении. Выделение конечного согласного. Гласные и согласные звуки. Анализ обратного слога.
Формирование умения выполнять движения с предметами. Закреплять умение пропевать звуковые комплексы, акцентируя голосом конечный согласный. Песня А.Филиппенко «Солнышкина песенка»
Выполнение упражнений направленных на развитие диафрагмального дыхания. Развитие умения поддерживать дружеские взаимоотношения с товарищами в игре «В гости к еловой веточке». Автоматизация поставленных звуков.
апрель
1
«Перелетные птицы»
Подбор слов, обозначающих действие, к словам, обозначающим предметы.
Родственные слова. Выделение заданного звука из ряда других.
Гласные и согласные звуки.
Совершенствование умения двигаться по одному и в парах, двигаться парами по кругу, перестраиваться из круга врассыпную и обратно. Активизация словарного запаса по теме «Перелетные птицы» в игре Т.Ломовой «Скворушки»
Формирование навыка прыжков на двух ногах через короткую скакалку. Подбор слов, обозначающих действия, к словам, обозначающим предметы в ходе подвижной игры «Прилет птиц». Активизация словарного запаса по теме «Перелетные птицы».
2
«Одежда»
Употребление существительных в форме винительного падежа. Выделение заданного звука из ряда других. Работа над темпом и ритмом речи.
Развитие речевого дыхания.
Формирование умения внимательно слушать музыку, чувствовать ее характер, начинать и заканчивать песню вместе. Развитие темпа и ритма речи, формирование речевого дыхания при исполнении песни Е. Гомоновой «Солнышкино платьице»
Развитие у детей умения поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками в подвижной игре «Найди и промолчи». Выполнение упражнений направленных на развитие диафрагмального дыхания.
апрель
3
«Обувь»
Согласование слов в предложении. Отгадывание загадок. Составление описательного рассказа по плану-схеме.
Закрепление умения двигаться ритмично в соответствии с характером музыки, пропевать звуковые комплексы, акцентируя голосом конечный согласный. Музыкально-ритмическое движение «Желтые сапожки»
Выполнение упражнений направленных на развитие диафрагмального дыхания. Закрепление названий частей обуви в подвижной игре «Кто быстрее»
4
«Лес. Река»
Употребление косвенных падежей существительных в единственном числе. Выделение заданного согласного из ряда других. Анализ обратного слога.
Развитие слухового внимания в упражнение по узнаванию песни, пьесы по мелодии. Активизация словарного запаса по теме «Лес» в музыкально-дидактической игре Г. Левкодимова «Кто по лесу идет?»
Закрепление правильно произносимых звуков с помощью самомассажа с речевым сопровождением. Развитие ловкости, равновесия, точности движений, оптико-пространственных представлений и навыков в игре «На речке»
май
1
«Насекомые»
Употребление существительных в единственном числе творительного падежа с предлогом за. Выделение заданного согласного из ряда других. Гласные и согласные звуки.
Закрепление умения брать дыхание между короткими музыкальными фразами, автоматизация правильно произносимых звуков в песне А.Лепина «Жук ползет»
Развитие ловкости, равновесие, точности, правильности выполнения 2-3-ступкнчатых инструкций в игровом упражнении «Гусеница». Активизация словарного запаса по теме «Насекомые»
2
«Лето»
Согласование слов в предложении. Составление предложений по образцу. Выделение заданного согласного из ряда других. Гласные и согласные звуки. Анализ обратного слога.
Развитие координации движений, артикуляционной моторики, просодической стороны речи в песне-игре Г. Левкодимова «Одуванчики»
Развитие координации речи и движения, умения поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками в подвижной игре «Солнышко и дождик»
3
Педагогическая диагностика
4
Педагогическая диагностика
Перспективный план совместной работы учителя-логопеда и воспитателя на 2016 -2017 учебный год.
Месяц
№ недели
Тема
Наименование форм работы, упражнений (без подробных описаний)
Сентябрь
Диагностика уровня развития артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук
Октябрь
1.
Времена года. Осень
1.«Красивые листочки» обводка трафаретов листьев клена, дуба, штриховка и раскрашивание по устной инструкции.
2.«Сложи лист» - складывание листа (кленового, дубового) из 6 частей.
3. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку»
4. Игра с прищепками «Солнышко», «Тучка»
2.
Огород. Овощи.
Обводка трафаретов овощей, штриховка и раскрашивание по устной инструкции.
«Дары осени» - обрывание по контуру овощей из цветной бумаги и наклеивание на лист.
«Узнай, что это?» - определение овощей на ощупь по плоскостным трафаретам из наждачной бумаги.
Выкладывание овощей пластилиновыми жгутиками по контуру.
«Волшебные рисунки» - рисование овощей пальцем на песке, манке.
Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»
3.
Сад. Фрукты.
Игра с массажными мячиками.
«Дары осени» - обрывание по контуру фруктов из цветной бумаги и наклеивание на лист.
«Узнай, что это?» - определение фруктов на ощупь по плоскостным трафаретам из наждачной бумаги.
«Соберем урожай» - лепка фруктов.
«Что выросло в саду?» - Выкладывание фруктов пластилиновыми жгутиками по контуру.
«Сушка фруктов» - нанизывание на проволоку кружочков из толстого картона с дыркой посередине.
«Волшебные рисунки» - рисование фруктов пальцем на песке, манке.
4.
Лес. Грибы и ягоды.
«Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками грибов, ягод по контуру.
«Узнай, что это?» - определение грибов, ягод на ощупь по плоскостным трафаретам из наждачной бумаги.
Выкладывание из счетных палочек гриба.
«Волшебные рисунки» - рисование грибов, ягод пальцем на песке, манке.
«Что спряталось в комочке?» - разглаживание смятых трафаретов грибов из альбомной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием.
«По ягоды» - упражнение с решеткой.
«Зеленый кустик» - упражнение с прищепками.
Ноябрь
1.
Одежда
«Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками платья по контуру.
«Ножницы потерялись» - обрывание лишней бумаги у контурных изображений предметов одежды.
«Разрезные картинки» - собирание картинок с предметами одежды из 6 частей.
«Маленький модельер» - конструирование предметов одежды из геометрических форм.
«Сушка белья» - развешивание кукольной одежды на бельевой веревке и пристегивание прищепками.
«Бабушкины помощники» - наматывание клубков из толстых ниток.
«Разрезные картинки» - собирание картинок с предметами обуви из 6 частей.
«Пластилиновые жгутики»- выкладывание пластилиновыми жгутиками обуви по контуру.
Упражнение «Ходилочка» с помощью крышек.
Упражнения с массажным мячиком.
Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки».
«Ботинки» (с решеткой)
3.
Игрушки
«Разрезные картинки» - из 6 частей.
«Что это?» - определение игрушек (мяча, кубика, пирамидки, матрешки) на ощупь по плоскостным трафаретам из наждачной, бархатной бумаги.
«Маленький конструктор» - выложить по контуру игрушку из счетных палочек
«Мячики» - упражнение с массажными мячами
«Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками игрушки по контуру.
4.
Посуда
«Чайная пара» - обводка трафаретов с последующим вырезанием и раскрашиванием их цветными точками.
«Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками посуды по контуру.
«Склеим чашку» - собрать трафарет чашки, разрезанный на 6 частей.
«Разноцветная ваза» - заполнение объема трафарета вазы цветными клочками бумаги по методу мозаики (отрывание мелких клочков от листа цветной бумаги, наклеивание их)
Пальчиковая гимнастика «Машина каша»
«Помощники» - с решеткой.
Декабрь
1.
Зима. Зимующие птицы
«Разрезные картинки» - из 6 частей (птицы)
Коллективная работа «Птицы на кормушке» – отщипывание от большого куска пластилина маленьких кусочков и примазывание на трафарет птицы по всему объему. Затем каждый ребенок ставит свою птицу на кормушку.
«Снеговик» - заготовить кружки из квадратов разной величины методом обрывания; намазать заготовки клеем, посыпать крупной солью, выложить снеговика.
«Накорми птиц» - сортировка крупы для птиц: перловка и горох.
Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
«Кто идет?» (с решеткой)
«Снежок» - (с массажным мячиком)
2.
Домашние животные и их детеныши
«Маленький конструктор» - выкладывание котенка, щенка, поросенка из геометрических фигур (из цветной бумаги, картона)
«Теплая меховая одежда» - обводка трафарета шубы и имитация меха путем рисования коротких штрихов, завитков на полученном контуре.
«Маленький модельер» - конструирование предметов одежды из геометрических фигур.
«Красивая одежда» - заполнение объема трафарета юбки или блузки мелкими геометрическими фигурами по методу цветной мозаики.
Пальчиковая гимнастика «Наперсток»
3.
Профессии на стройке
«Строим высотный дом» - работа со строительным материалом.
«Строители» - выложить дом из палочек с заданным количеством этажей.
«Маленький архитектор» - выкладывание дома из геометрических фигур, заготовленных методом обрывания бумаги по контуру.
4.«Мячики» ( упражнение с массажными мячиками).
4.
День защитника Отечества
«Разрезные картинки» - из 6- 8 частей.
«Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками ракеты по контуру.
«Вертолет» - упражнение с карандашом
«Дорожка» - упражнение с колючим ковриком
Март
1.
Времена года.
Ранняя весна.
«Почки распускаются» - отщипывание от зеленого куска пластилина маленьких комочков и примазывание их к веткам дерева, нарисованного на альбомном листе.
Разрезная сюжетная картинка «Весна» из 8 частей.
«Прогулка» (упражнение с решеткой)
«Весеннее солнышко» - обрывание из готовых геометрических фигур кружка и длинных полосок и наклеивание их на альбомный лист.
2.
Комнатные растения.
«Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками розана по контуру.
«Мячик крошка» - упражнение с массажными мячиками.
Обводка трафаретов комнатных цветов из альбомной бумаги, штриховка по устной инструкции.
Разрезные картинки» - из 6 частей
3.
Пресноводные рыбы
«Разрезные картинки» из 6 частей.
«Рыбка» - выкладывание из счетных палочек
Обводка трафаретов рыб из альбомной бумаги, штриховка по устной инструкции.
«Дорожка» - упражнение с колючим ковриком
Пальчиковая гимнастика «Рыбка».
4.
Родной город
«Тропинка» - упражнение с колючим ковриком
«Строители» - выложить дом из счетных палочек с заданным количеством этажей (3, 4, 5).
«Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками домов по контуру.
«Маленький художник» - рисование на песке, манке.
Апрель
1.
Весенние сельско -хозяйственные
работы
1. «Красивые инструменты» - обводка трафаретов инструментов и заполнение их объема маленькими кружочками (от дырокола).
2.«Разрезные картинки» из 6 - 8 частей.
3. Выкладывание из счетных палочек забора, деревьев, инструментов.
4.«Зеленый кустик» - игра с прищепками.
2.
Космос
«Пластилиновые жгутики» - выложить планету, звезду пластилиновыми жгутиками по контуру.
«Солнце» - нарисовать обеими руками одновременно.
«Веселые прыжки» - упражнение с массажным мячиком
Пальчиковая гимнастика «Звездочет»
3.
Откуда хлеб пришел
«Узнай, что это?» - определение хлебобулочных изделий на ощупь по плоскостным трафаретам из бархатной бумаги.
«Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками хлеба, батона по контуру.
«Маленький художник» - рисование на песке, манке.
«Тропинка» – упражнение с колючим ковриком.
Пальчиковая гимнастика «Каша»
4.
Профессии. Почта
«Маленький художник» - рисование на песке, манке.
«Письмо», «Посылка» - выкладывание из счетных палочек.
«Мячик крошка» - упражнение с массажными мячиками.
Пальчиковая гимнастика «Почтальон»
Май
1.
Правила дорожного движения
«Пластилиновые жгутики» - выложить грузовик, автобус пластилиновыми жгутиками по контуру.
«Разрезные картинки» из 6 – 8 частей.
«Волшебные рисунки» - рисуем светофор на песке, манке.
«Крепко мячики сжимаем» - упражнение с массажными мячиками.
2.
Насекомые и пауки
«Разрезные картинки» насекомых из 6 – 8 частей.
«Узнай, кто это?» - определение насекомых на ощупь по плоскостным трафаретам из бархатной бумаги.
«Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками бабочки по контуру.
«Маленький художник» - рисование на песке, манке.
«Жук» - упражнение с колючими ковриками.
3.
Полевые цветы.
Разрезные картинки» - из 6 - 8 частей
«Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками цветов по контуру.
«Мячик крошка» - упражнение с массажными мячиками.
Обводка трафаретов полевых цветов из альбомной бумаги, штриховка по устной инструкции.
«Маленький художник» - рисование на песке, манке.
«Прогулка» - упражнение с решетками.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Сценарий праздника «Добрая дорога детства»
Цели: уточнять представление о правилах дорожного движений, закреплять полученные знания в игровой деятельности. Развивать память, внимание, наблюдательность. Воспитывать навыки правильного поведения на улице.
Задачи:
Обучающая: в игровой форме закрепить знания детей о правилах дорожного движения
Развивающая: развивать творческую активность детей, логическое мышление, внимательность.
Воспитательная: воспитывать культуру безопасного поведения детей на дроге и в общественных местах
Участники: дети старшей — подготовительной группы, педагоги
Ход занятия
Звучит музыка, на сцену выезжает на самокате девочка Смешинка
Вед.: Добрый день, дорогие друзья.
Мы рады новой встрече с вами. Ни для кого не секрет, что с каждым годом всё больше и больше транспорта появляется на дорогах городов и посёлков. (Какие виды транспорта вы знаете?)Для того, чтобы движение было безопасным и бесперебойным, создали определённые правила. Сейчас на всех улицах и дорогах нашей страны действует строгий закон «Правила движения по улицам городов, населённых пунктов и дорогам России». Соблюдать эти правила обязаны все: водители, пешеходы и пассажиры общественного транспорта.
Кто же следит за тем, чтобы не нарушались законы улиц и дорог? ГИБДД - Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Это особое подразделение работников милиции – людей зорких и внимательных. Они следят за порядком на дорогах нашей страны. Они берегут жизнь и здоровье людей.
-Кто видел инспектора ДПС на дороге?
-Какая на нём форма?
Что он держит в руках?
(Инспектор одет в форменную одежду. Сзади на куртке у него три большие буквы «ДПС».Впереди на куртке прикреплён нагрудный знак, где написано «милиция», «ДПС», изображён двуглавый орёл и есть номер, по которому можно узнать, где работает инспектор.) (слайд 3)
Об этих правилах мы сегодня и поговорим. А на чем же ездили или летали сказочные герои?
3) Участники дорожного движения
Кто же является участником дорожного движения? Давайте попробуем отгадать. (слайд 4-8)
Игра «ДА и НЕТ» (ребята хором отвечают на вопросы)
Бастрая в городе езда? - Да.
Правила знаешь движения? - Да.
Вот в светофоре горит красный свет
Можно идти через улицу? - Нет
Ну, а зелёный горит, вот тогда
Можно идти через улицу? - Да.
Сел в трамвай, но не взял билет.
Так поступать полагается? - Нет.
Старушка, преклонные очень года,
Ты место в трамвае уступишь ей? - Да.
Лентяю ты подсказал ответ,
Что ж, ты помог ему этим? - Нет.
-Молодцы, ребята, запомним,
Что «нет» и что «да»,
И делать, как нужно,
Старайтесь всегда.
Конкурс «Автомульти».
• На чем ехал Емеля к царю во дворец?
(На печке).
• Любимый двухколесный вид транспорта кота Леопольда?
(Велосипед).
• Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живет на крыше?
(Вареньем).
• Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину?
(Велосипед).
• Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки?
(В карету).
• На чем летал старик Хоттабыч?
(на ковре - самолете).
• Личный транспорт Бабы - Яги?
(Ступа).
• На чем поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной?
(На поезде). • Ехали медведи на велосипеде,
А за ним комарики…
На чем летели комарики?
(На воздушном шарике). • Кто путешествовал в мультфильме «Чунга- Чанга» ?
(Кораблик).
• На чем летал барон Мюнхгаузен?
(На ядре).
• В чем переплавлялись по морю царица со своим младенцем в сказке о царе Салтане?
(В бочке).
Ульянка: Давайте представим вышли мы все на улицу, и нам нужно перейти дорогу, что мы будем делать.
Просмотр видеофильма
«Уроки безопасности. Дорожные знаки.»
Игра «Угадай знак».
Ведущая по очереди показывает дорожные знаки, а дети должны их назвать.
«Осторожно, дети!»
Я детишек добрый друг, я их жизни охраняю.
«Школа рядом», - всех вокруг шоферов предупреждаю.
2.«Пешеходный переход»
Я приятель пешеходу, я водителей гроза,
Я стою у перехода – нажимай на тормоза.
Пешеход! Решил дорогу безопасно перейти,
В этом я тебе подмога, поспеши меня найти.
3.«Движение на велосипедах запрещено»
Ездят здесь одни машины,
Грозно их мелькают шины.
У тебя велосипед?
Значит – стоп! Дороги нет!
4.«Регулирование светофором»
Он стоит на перекрёстках,
Светит для детей и взрослых.
Тот, кто плохо его знает,
На дороге пострадает!
У него всего три цвета.
Светит он для всей планеты.
Он машин решает спор,
Всем знакомый…(светофор).
5.«Дорожные работы»
Знак повесили с рассветом,
Чтобы каждый знал об этом:
Здесь ремонт идёт дороги -
Берегите свои ноги!
Ульянка: Ребята а если знака мы не нашли , как же дальше нам быть.
Игра «Светофор».
Ведущая по очереди показывает сигналы светофора, а дети выполняют определённые движения.
На красный свет – в зале тишина.
На жёлтый свет – хлопки.
На зелёный свет – топот.
Вед. Ребята у нас осталась с Вами еще одна очень важная тема, а вот какая давайте посмотрим на экран, и Вы сами все поймете.
Видеоролик
«Главный на дороге – светофор. Тони и Руби.»
Блиц – опрос:
1. Где ходят пешеходы? По тротуару.
2. По какой стороне тротуара нужно ходить? По правой.
3. Можно ли играть на проезжей части? Нет.
4. Что надо сделать, прежде чем перейти через улицу? Посмотреть сначала налево, затем направо – нет ли движущегося транспорта.
5. Сколько колёс у автомобиля? 5.
6. Где нужно стоять в ожидании автобуса?
На остановке или на тротуаре у специального знака.
7. В какие двери общественного пассажирского транспорта производится посадка и высадка пассажиров?
Посадка – задние двери, высадка – передние двери.
Где нужно переходить дорогу?
Пешеходный переход, либо место, где дорога хорошо просматривается.
9. Как нужно обходить стоящий на проезжей части автобус или автомобиль?
Сзади, чтобы видеть транспорт, объезжающий их слева. Если же близко есть пешеходный переход, надо переходить улицу только по нему. Помните, обходить спереди стоящий транспорт опасно для жизни.
10. Почему нельзя выходить из автомобиля в сторону проезжей части улицы? Можно попасть под колёса объезжающего транспорта.
11. Как запрещается ездить в общественном транспорте? Нельзя ездить на подножках и буферах, цепляться сзади, высовываться в окно.
12. Какая опасность возникает для пассажиров при подъезде автобуса к остановке, особенно в зимний период? Место подъезда к остановке обычно сильно накатано. В ненастную погоду возможно скольжение автобуса «юзом» и выезд его на площадку. Нельзя подходить близко к автобусу до полной его остановки. Кроме того, сам пешеход может поскользнуться и упасть под колёса или его могут нечаянно толкнуть, особенно когда на остановке много пассажиров.
13. Через охраняемый железнодорожный переезд можно переходить, когда… Если на переезде не подаётся предупреждающих сигналов и шлагбаум поднят.
14. Какие светофоры вы знаете? Трехсекционный, двухсекционный, с дополнительными секциями справа или слева, пешеходный, светофор для железнодорожных переездов.
Вед.: Без дорожных знаков, светофоров и чётких правил тяжело и машинам, и пешеходам. А знаете ли вы, что означают различные сигналы светофора?
С виду грозный и серьёзный, очень важный светофор.
С перекрёстка, с перекрёстка на меня глядит в упор.
Всё, что хочет он сказать, мы сумеем прочитать.
Различать должны мы ясно цвет зелёный, жёлтый, красный.
Вот зажёгся красный свет, всем известно, хода … нет.
С вами так условимся: жёлтый - … приготовимся.
А зелёный говорит: проходите, путь … открыт.
Вед.: Замечательно, ребята, всё правильно выполнили. Думаю, что мы с вами помогли нашему другу Светофору. Теперь можно и отдохнуть, предлагаю весёлые эстафеты.
Вед.: Как вы считаете ребята какая семья придерживается правил безопасности детей в машине – Разумовских или Разгельдяйских.
Вед.: Замечательно, ребята, всё правильно выполнили. Думаю, что мы с вами сегодня очень хорошо потрудились. Теперь можно и отдохнуть, предлагаю весёлые эстафеты.
Выбор команд, проведение эстафет, награждение.
-У дороги и улиц есть свои строгие законы, своя азбука - это правила дорожного движения, которые необходимо выполнять водителям и пешеходам. Незнание языка дорог может привести к непоправимой беде, к дорожно-транспортным происшествиям. Для того, чтобы с вами такого не случилось, мы сегодня вспомним правила дорожного движения.
Свыше 500 лeт тому назад один китайский богдыхан обратил внимание на цветок венчика ветреницы, который под воздействием ветра перекатывался по полю. Так появилось колесо.
Первые деревянные, грубые повозки появились во 2-ом тысячелетии до н.э. Мусколоход, паровая тележки, одноместный экипаж, велосипед, самодвижущийся экипаж, телега ветер, трехколесный экипаж, самодвигающаяся коляска, карета, паровая машина, самокатка, педальний велосипед, электроцикл, бензиновый автомобиль, автомобили с дизельным топливом вот какой непростой и долгий процесс создания того автомобиля, который мы видим в настоящее время.
8) Дорожные знаки
-Что такое дорожный знак?
-Что на них изображено?
-Зачем они нужны?
-На какие группы они делятся?
Видеоматериал «Дорожные знаки»
Ведущая: -Ребята, помните, опасность может возникнуть внезапно, когда её не ждёшь. Поэтому развивайте в себе такие качества, как наблюдательность, осторожность, дисциплинированность, ответственность за свои поступки!
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Домашнее задание «Мой любимый город»
1. Как называется город в котором ты живешь? Какая главная улица нашего города. В честь кого она названа. Раздели слова на слоги: ГОРОД, УЛИЦА, ПЛОЩАДЬ, ПАРК, ПЕРЕУЛОК.
2. Назови свой домашний адрес. Сколько этажей в твоем доме. На каком этаже живешь ты. Сколько этажей над тобой, сколько этажей под тобой.
3. Если в доме один этаж – этот дом одноэтажный, если 2, то -…………….., если 3 - …………, если 5 - ………………., если 9 - ……………, если много этажей - ……………..
4. Ответь по образцу:
• Дом из кирпича – кирпичный
• Дом из камня –
• Дом их бетона –
• Дом из дерева –
5. У нас в городе много фонарей. Как назвать фонарь, который стоит:
• На улице – уличный
• В театре –
• На вокзале –
• В парке –
6. Составь рассказ о нашем городе по плану:
• Как называется наш город?
• Какая главная улица нашего города? В честь кого она названа.
• На какой улице живешь ты. Что расположено на твоей улице (магазины, кафе, детский сад, другие учреждения)