kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по теме: "Программа по развитию физиологического и речевого дыхания для детей с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосообразование и  звукопроизношение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме: "Программа по развитию физиологического и речевого дыхания для детей с ОВЗ"»

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ Д/с комбинированного вида № 15

«Журавушка»

_____________ Горобец З.В.

От «_____» ______________2016г.











ПРОГРАММА


КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


«РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО

ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОВЗ»


            (срок реализации сентябрь-май 2016 г.)









        Автор – составитель:

                                 учитель-дефектолог, учитель-логопед

Дектярёва Светлана Анатольевна









                             

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Дыхательный аппарат включает в свой состав грудную клетку с расположенными в ней лёгкими, трахеей и бронхами, а также диафрагму и мышцы брюшного пресса. Благодаря работе дыхательного аппарата мы получаем необходимую для речи струю выдыхаемого воздуха. Вся наша речь строится на выдохе, именно струя выдыхаемого воздуха является основой для голосо и звукообразования. Если эта струя по каким-то причинам не сможет попасть в ротовую полость, то речеобразование становится невозможным.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д.
Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.



АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ


Проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи являются одними из актуальных проблем специальной педагогики на современном этапе её развития. Особенно актуальной проблемой на современном этапе является обучение и воспитание детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речи, поскольку именно в эти периоды нарушения речи можно сгладить и преодолеть, что значительно поможет ребёнку в дальнейшем обучении в школе и в социальной адаптации.

Как известно, при тяжёлых формах патологии у детей с нарушениями речи страдает как лексико-грамматическая сторона речи, так и звуковая. В целом ряде случаев отмечаются нарушения просодической стороны речи. Эти нарушения отмечаются в структуре дефекта при общем недоразвитии речи, при фонетико-фонематическом недоразвитии, при заикании.

В многочисленных логопедических исследованиях (Е.С. Алмазова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова, О.С. Орлова, С.Л. Таптапова) отмечается, что в структуре дефекта у многих детей с нарушениями речи выявляются проблемы в просодическом оформлении высказывания, страдает темп, ритм, имеются значительные изменения голоса, нарушается речевое дыхание. Как отмечают выше перечисленные и другие исследователи, речевое дыхание поражается при целом ряде нарушений речи, таких как дизартрия, ринолалия, разные формы нарушения голоса. Разработан целый ряд систем по коррекции названных нарушений речи, в которых предлагаются комплексы упражнений по коррекции речевого дыхания.

Общепризнанным является то, что при коррекции речевых нарушений в дошкольном учреждении коррекционно-педагогическая работа осуществляется наиболее эффективно, если имеет место взаимодействие и преемственность в работе логопеда и воспитателя. Это определяет актуальность совершенствования работы по коррекции речевого дыхания в рамках деятельности воспитателя.

Целью данной программы является устранение недостатков в развитии речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, укрепление здоровья, организация комплексного взаимодействия участников образовательного процесса (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитанников, воспитателей, родителей) с целью реализации задач коррекционной и развивающей направленности.

Задачи программы:

  • Формирование правильного речевого и физиологического дыхания

  • Коррекция и развитие речевой деятельности детей

  • Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания

  • Формирование сильной напорной воздушной струи

Возраст детей, участвующих в реализации программы

 Программа ориентирована на детей от 4 до 7 лет с ОВЗ.

Сроки реализации программы

Срок обучения 1 год.


Формы занятий – групповая и индивидуальная


Ожидаемые результаты реализации программы:

  • Улучшение качества речи

  • Укрепление здоровья детей

  • Снижение уровня заболеваемости воспитанников



ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У

ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

(по методике Л. И. Беляковой, Н. Н. Гончаровой, Т. Г. Шишковой)


1 этап

Сентябрь 3 нед.       1 упр. «Рыбка» полусидя.

                  4 нед.       1 упр. «Рыбка» полусидя.

Октябрь   1 нед.       2 упр. «Рыбка»  сидя.

                  2 нед        2 упр.  «Рыбка» сидя.

                  3 нед.       3 упр.  «Рыбка» стоя.

2 этап

                  4 нед.       1 комплекс 2 этапа    

                                  1 упр. «Быстрый вдох».

Ноябрь     1 нед.      2 упр. «Быстрый вдох» по условному сигналу педагога.

                  2 нед.       3 упр. «Быстрый вдох» при повороте головы то вправо, то влево.

                  3 нед.       4 упр. «Быстрый вдох» при поднесении ладони то к правому, то к левому уху и лёгком повороте головы в противоположную сторону («прислушиваемся, нюхаем»).

                   4 нед.      5 упр. «Быстрый вдох» при поднятии подбородка.

Декабрь     1 нед.      6 упр. «Быстрый вдох» при наклоне головы то к правому плечу, то к левому плечу.

                   2 нед.      2 комплекс 2 этапа    

                                  1 упр. – на первый шаг – «Быстрый вдох»,

                                  На три шага – непроизвольный выдох.

                   3 нед.      2 упр. – на первый шаг – «Быстрый вдох» и повороты головы то вправо, то влево; на три шага – непроизвольный выдох.

                   4 нед.      3 упр. – на первый шаг «Быстрый вдох» и повороты головы и поднесение рук к ушам; на три шага – непроизвольный выдох.

Январь      3 нед.      4 упр. – на первый шаг «Быстрый вдох» и поднятие подбородка;

                                              На три шага – непроизвольный выдох.

                  4 нед.      5 упр. – на первый шаг «Быстрый вдох» и наклоны головы то к правому, то к левому плечу; на три шага – непроизвольный выдох.

Февраль    1 нед.      6 упр. – на первый шаг – «Быстрый вдох» и повороты головы то вправо, то влево; на три шага – непроизвольный выдох.

                   2 нед.      3 комплекс 2 этапа

                                  1 упр. – выполнение встречных движений рук, направленных на сжатие грудной клетки.

                   3 нед.      2 упр. – то же с «Быстрым вдохом» (на два вдоха – два обхвата); на 3, 4, 5 – непроизвольный выдох.

                   4 нед      3 упр. – «Быстрый вдох» при наклонах туловища и движении рук (на два вдоха – два наклона); на 3, 4, 5 – непроизвольный выдох.

3 этап – Развитие фонационного (озвученного) выдоха

Март          1 нед.      1 упр. – «Быстрый вдох» и пропевание гласного звука на выдохе А (О, У, Э, И).

                   2 нед.       2 упр. – Выполнение ротового вдоха (замена пары быстрых вдохов на 1 быстрый вдох через рот).

                   3 нед.       3 упр. – Выполнение ротового вдоха при поднятии рук вверх и пропевании на выдохе гласного звука А (О, У, Э, И) и медленно возвращаемся в исходное положение.

                   4 нед.       4 упр. – Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе звука У с изменением силы голоса (маленький паровозик – большой паровоз).

Апрель       1 нед.      5 упр. – Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе звука И с изменением высоты голоса.

                   2 нед.      6 упр. – Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе ряда гласных звуков с разной интонацией (Как дела? АОУ?).

                   3 нед.      7  упр. – выполнение ротового выдоха и длительное пение на выдохе гласных (Звери тянут «голосянку»).

 

     4 этап Развитие речевого дыхания (базовый)

                  4 нед.       1 комплекс 4 этапа – Выполнение  ротового вдоха и на выдохе произнесение прямого слога нараспев (ты, до, лу).

 Май                         2 комплекс 4 этапа

                  1 нед.      1 упр. – Выполнение ротового вдоха и на выдохе – нараспев – произнесение двухсложного слова по слогам (ма-ма).

                  2 нед.      2 упр. – Выполнение ротового вдоха и на выдохе  - нараспев – произнесение трёхсложного слова по слогам (ма-ли-на). 

 Упражнения на развитие физиологического дыхания

«Поиграем животиками»

Вариант 1. В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, делают глубо­кий вдох - живот надувают, затем делают выдох - живот втягивают. Можно поло­жить на живот игрушку среднего размера - когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется, а на выдохе, наобо­рот, опустится (предложить «покачать на качелях» игрушку; «поплавать на лодочке по морю-океану»).

 Вариант 2. В положении стоя дети вы­полняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох; движения живота контролируются руками. Упражнение вы­полняется на счет (1, 2, 3 - вдох, 1,2,3 -выдох) или под музыкальные звуки (вос­ходящая и нисходящая гамма в ля миноре) (три-семь раз).

Вариант 3. То же, но в положении сидя на стуле.

«Узнай по запаху!»

Вариант 1. Дети по очереди вдыхают запахи (два-три) (сирень, ландыш, веточ­ки смородины, черемухи, жасмина, манда­рин, яблоко, жевательные резинки, имею­щие различные запахи), стараясь запом­нить их. Педагог предлагает ребенку за­крыть глаза и подносит к его лицу один из предметов. Ребенок делает глубокий, дли­тельный вдох носом, не поднимая плеч, а затем выдох, стараясь назвать угаданный предмет. Руки находятся на животе, что помогает контролировать дыхание. Пред­варительно педагог, показывая, говорит: «Глубоко вдохни, а потом не спеша выдох­ни. Вот так: 1,2,3 - /, 2,3». Счет можно за­менить музыкальными звуками.

 Вариант 2.Дети принюхиваются к во­ображаемому предмету (имитируют щен­ка, ищущего лакомство, котенка, почувст­вовавшего опасность, и т.д.).

 «Носик и ротик поучим дышать!»

Ребенок учится контролировать вдох и выдох, осуществляя их разными способа­ми: вдох и выдох через нос, вдох через нос, выдох через рот, вдох через нос, выдох че­рез правую (левую) ноздрю, вдох через рот, выдох через нос, вдох и выдох через рот.

Делая вдох носом, ребенок касается его рукой, а выдыхая ртом, подносит ладонь ко рту, но не дотрагивается до него, а лишь контролирует выходящую изо рта воздуш­ную струю. Дыхательные упражнения вы­полняются под счет (1,2,3 - вдох, 1,2,3 -выдох) или под музыку.

«Песенка без слов»

Сделав вдох через нос, ребенок посте­пенно и медленно выдыхает воздух через рот, произнося звук «а» (без голоса). Вы­дох контролируется: левая рука на животе (живот втягивается), правую руку надо поднести ко рту тыльной стороной ладони, чтобы почувствовать теплую воздушную струю.  

«Бегущие утята»  

 Сначала педагог показывает детям, как надо дуть: спокойно, медленно, продолжи­тельно, не надувая щек, так чтобы игрушка (плоскостной утенок, выполненный по принципу палатки) заскользила (побежа­ла) по поверхности стула или стола, но не упала. Потом каждый ребенок делает то же самостоятельно.

Когда упражнения по развитию и кор­рекции физиологического дыхания будут освоены, переходим к работе над фо­национным дыханием. Сначала при вы­полнении этих упражнений левая рука ребенка должна находиться на диафраг­ме, правая выполнять плавное простое движение в воздухе. Затем движения со­провождаются более сложными двига­тельными сериями.

 Упражнения на развитие фонационного дыхания

 Дыхательные упражнения в сочетании с речью способствуют развитию речевого дыхания, которое, в отличие от физиоло­гического, характеризуется коротким глу­боким вдохом и длительным выдохом - во время него и происходит речевое высказы­вание. В качестве речевого материала на занятиях используются сначала отдель­ные гласные звуки, затем слоги, слова и, наконец, фразы. По мере выполнения уп­ражнений по развитию речевого дыхания продолжительность речевого выдоха воз­растает

   «Прялица»                                         

Дети соединяют пальцы рук, собранные в  щепотку, у левой щеки, а затем начинают опускать ведущую руку вниз, имитируя движения плетения пряжи, одновременно пропевая гласный звук («тянут длинную нить»). Для вызывания большего интереса к упражнению можно предложить детям сначала вытянуть короткую звуковую ни­точку (до 1 секунды), а затем длинную звуковую нить (от 3 до 6 секунд).

 «Клубок для котенка»

Дети имитируют наматывание звуковой нитки на клубок с пропеванием гласных звуков. В процессе автоматизации звуков предлагаем ребенку наматывать ниточку на клубочек и тянуть согласные звуки: с, з, ш, ж,  р.

 «Венок»

Детям дают задание называть цвета, числа, дни недели с условием, что каждый следующий ребенок повторяет то, что ска­зал предыдущий, и продолжает ряд.

«Кузовок»

По предложению педагога ребенок, сде­лав глубокий вдох, говорит: «Я знаю пять названий овощей...» - и продолжает после паузы и второго вдоха: «Капуста, каба­чок...».

«Колечко»

Дети сидят вокруг стола, на котором разложены игрушки или музыкальные ин­струменты. Педагог шепотом называет один из них рядом сидящему ребенку, тот также шепотом передает это название сле­дующему и т.д. (по цепочке). Последний ребенок подходит к столу, берет назван­ный предмет и громко называет его.

«Музыкальная лесенка»

Педагог показывает детям, как можно изменить высоту голоса, произнося по слогам фразу: «Вот и-ду я вверх (голос по­вышается), вот и-ду я вниз (голос понижа­ется)». Упражнение выполняется как с музыкальным сопровождением, таки без него.


                  2. Технологии развития речевого дыхания и голоса

 

Важнейшие условия правильной речи — это плав­ный длительный выдох, четкая и ненапряженная арти­куляция.

Поскольку дыхание, голосообразование и артикуля­ция — это единые взаимообусловленные процессы, тре­нировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточне­ние артикуляции проводятся одновременно. Задания ус­ложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, по­том — словах, затем — на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.

В каждом упражнении внимание детей направляет­ся на спокойный, ненапряженный выдох, на длитель­ность и громкость произносимых звуков.

Нормализации речевого дыхания и улучшению арти­куляции в начальный период помогают «сценки без слов». В это время логопед показывает детям пример спокой­ной выразительной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы тех­ники речи и исключить неправильную речь. Во время этих «представлений» используются только междометия (А! Ах! Ох! и т. д.), звукоподражания, отдельные слова, имена людей, клички животных), позже — короткие предложения.

С дошкольного возраста надо приучать детей дышать через нос. Дыхание через нос возбуждает дыхательный центр, который расположен в продолговатом мозге, че­ловек дышит глубже, чем через рот.

Дети дошкольного возраста имеют склонность за­держивать дыхание при выполнении всякого непривыч­ного движения, требующего от них некоторого усилия и напряжения.

Поэтому важно научить ребенка не задерживать дыхание при выполнении упражнений. Для этого гим­настические упражнения сопровождаются звуками или словами, соответствующими образу упражнения. Они произносятся в тот момент, когда надо сделать выдох, т. е. когда сужается грудная клетка. Вдох совпадает с моментом расширения грудной клетки и расслабления мышц брюшной полости. При боковом сгибании и по­воротах туловища выдох совпадает с наклоном или по­воротом туловища в одну сторону, а вдох — с поворо­том или наклоном в другую, или с моментом выпрямле­ния, если упражнения делаются с остановкой на моменте выпрямления. Звуки и слова также придают упражнениям эмоциональную окраску.

При медленном темпе выдох делается со звуками: тсс, шш, пф или сопровождается словомвниз. При бы­стром темпе на выдохе можно произносить слова: впе­ред, вправо и т. д. В имитационных упражнениях об­раз иногда подсказывает определенный темп движе­ния— например, «согревание». В этом упражнении после нескольких быстрых обхватов плеч руки надо медленно опустить через стороны вниз, с продолжи­тельным выдохом.

Для регулирования дыхания необходимо, чтобы темп движения соответствовал темпу детского дыхания. Взрослые должны учитывать, что у ребенка более быст­рый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания.

Цель этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм. Для закрепления удлиненного произвольного выдоха (через рот) необхо­димо опираться на кинестетические ощущения. Реко­мендуется «видеть» и «слышать» свой вдох. При прове­дении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка.

Комплекс упраж­нений по развитию речевого дыхания

1-е упражнение. Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице — сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5-6 раз).

2-е упражнение. Ребенок делает глубокий вдох и выдох двумя неравными порциями.

3-е упражнение. Ребенок делает глубокий медлен­ный вдох через нос, затем задерживает дыхание и мед­ленно выдыхает на счет до пяти.

4-е упражнение. Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем — через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

5-еупражнение. Ребенок делает полный вдох, за­держивает дыхание и делает долгий выдох.

6-е упражнение. На одном выдохе — усиление и ос­лабление звука (упражнение «Гудок» — гудок прибли­жается и удаляется: м-м-м-М-М-М-м-м).

7-е упражнение. На одном выдохе — усиление и ос­лабление звука (упражнение «Вой ветра»:в-в-в-В-В-в-в).

8-е упражнение. Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук [а-а-а-а] (5-6 раз).

9-е упражнение «Свеча». Ребенок делает ровный, медленный выдох — пламя свечи легло, и его надо удер­жать в этом положении воздушной струей.

10-еупражнение «Погаси свечу». Ребенок делает вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов-толчков: фу-фу-фу.

11-е упражнение. Исходное положение — руки пе­ред собой, вдох носом — руки разводятся в стороны, медленный выдох — руки сводятся так, чтобы встрети­лись ладони.

12-е упражнение «Комар». Исходное положение — руки вперед, вдох — руки разводятся в стороны, выдох — руки медленно сходятся («не спугни комара»), выдох со звуком е-в-в-в, в конце — хлопок в ладоши («убили ко­мара»).

13-е упражнение. На одном вдохе, выдыхая толчка­ми, ребенок должен произнести 5, потом 6 (и так до 10) звуков [ф]: ф! ф! ф! ф! ф! Ладонь ребенка на животе контролирует подтягивание мышц живота при произ­несении звуков.

14-е упражнение. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

15-е упражнение. Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести ба-бо-бу и г-м-м-м.

16-е упражнение. Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раз).

17-е упражнение. На одном вдохе, выдыхая толчка­ми, ребенок должен произнести 3 (4, 5) пары звуков: в-ф! в-ф! в-ф! Ладонь ребенка на животе контролирует подтягивание мышц живота при произнесении звуков.

18-е упражнение. При вдохе оказывать сопротивле­ние входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет посту­кивания по крыльям носа.

19-е упражнение. Ребенок делает глубокий вдох и выдох несколькими равными порциями.

(По В.М. Акименко «Развивающие технологии в логопедии»).









 

Литература

  1. Александрова Н.Г. Ритмическое воспитание. М„ 1924.

  2. Бекина С.Н. и др. Музыка и движение (уп­ражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет): из опыта работы музыкальных руководителей. М., 1984.

  3. Белякова А.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М., 2004.

  4. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движе­ния с музыкальным сопровождением: ком­плекс упражнений по совершенствованию ре­чевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. СПб, 1999.

  5. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр “ВЛАДОС”, 1996.

  6. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 1985.

  7. Волкова ГА. Логоритмическое воспитание детей с дислалией. СПб, 1993.

  8. Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. – 2005, N 2.

  9. Зубко И.Л. О правильном дыхании. // Логопед, № 4, 2007 г.

  10. Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М.: Гном и Д, 2008.

  11. Кузнецова ЕВ. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми на­рушениями речи. М., 2002.

  12. Леонова А. Дыхательная гимнастика //Знание-сила.– 1987, N 10.

  13. Новикова Е.Л.. Здоровьесберегающая технология формирования правильного дыхания у детей 6 лет с ОНР. // Дошкольная педагогика, № 3, 2010г.

  14. Новиковская ОА. Логоритмика для до­школьников в играх и упражнениях. СПб, 2004.

  15. Новиковская О.А. Развиваем общие речевые навыки. // Дошкольная педагогика, № 2, 2001 г.

  16. Оганесян Е.В. Логопедическая ритмика в си­стеме комплексного лечения взрослых заикаю­щихся. М., 1982.

  17. Попов Н.М., Харламов Е.В. Дыхательная гим­настика для детей в домашних условиях. М.; Ростов-на-Дону, 2004.

  18. Печинина С.И Играя, лечим! //Логопед, №4, 2007 г.

  19. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей пра­вильного произношения. М., 1979.

  20. Хоппе Л. Формирование дыхания и развитие голоса у детей с нарушениями речи и слуха. //Логопед, №5, 2007 г.

  21. Щетинина МЛ. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. М., 1999.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дектярёва Светлана Анатольевна

Дата: 03.01.2017

Номер свидетельства: 375032


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства