а) слова без стечений согласных звуков — Буратино, черепаха, самолеты, кукуруза, гусеница, макароны; пуговицы, пирамида, карусели, барабаны, телевизор, велосипед;
б) слова со стечениями согласных звуков - полотенце, светофоры, сковородка, космонавты, учительница, воспитательница.
Комплекс Б
Задания на отраженное (при необходимости - замедленное) и сопряженное проговаривание слов, в том числе сложных по структуре и малочастотных. Предлагаются с целью установления характера искажений в данном варианте употребления слов, выяснения влияния эталона произнесения лексической единицы на качество проговаривания детьми. Ведущий прием - повторение слов за логопедом (или совместно с логопедом) со зрительной опорой на предметные или сюжетные картинки. Инструкции: «Посмотри, послушай, повтори», «Повторяй вместе со мной».
Задание 1 - Отраженное (сопряженное) произнесение односложных слов без стечений согласных звуков.
Речевой и картинный материал: мох, мех, пух, бак, Бим, Бом.
Задание 2. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков.
Речевой и картинный материал:
а) слова типа ГСГ и СГСГ - ива, боты, дети, кофе, киты, дома;
б) слова типа СГСГС - венок, гамак, газон, дымок, кабан, салат.
Задание 3. Отраженное (сопряженное) произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков.
Речевой и картинный материал: два, двор, сноп, лифт, мост, куст.
Задание 4. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков.
Речевой и картинный материал:
а) слова со стечениями согласных звуков на стыке слогов - овца, тыква, нитки, зайка, миска, индюк; кактус, фонтан, кувшин, магнит, солдат, каштан;
б) слова со стечениями согласных звуков в начале и середине слова — клюква, фрукты, звезда, гнездо, кнопка, спутник;
в) слова с несколькими стечениями согласных звуков — конверт, проспект, пингвин, Москва (Кремль), верблюд, актриса.
Задание 5. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков.
Речевой и картинный материал:
а) слова типа СГСГСГ - дорога, ворона, сорока, ворота, Галина, малина;
б) слова типа СГСГСГС - воробей, петушок, соловей, василек, потолок, колосок.
Задание 6. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков.
Речевой и картинный материал:
а) слова с одним стечением согласных звуков - комната, гантели, аптека, осьминог, охотник, памятник;
б) слова с двумя стечениями согласных звуков - Незнайка, квартира, гвоздика, продукты, футболист, спутники.
а) слова без стечений согласных звуков — водолазы, чемоданы, носороги, самокаты, бегемоты, телефоны; капитаны, тараканы, ящерица, раковина, паутина, пианино;
б) слова со стечениями согласных звуков - выключатель, холодильник, Снегурочка, шахматисты, экскурсовод, велосипедист.
Комплекс В
Задания на выявление особенностей многократного отраженного воспроизведения слов. Предлагаются с целью выяснения возможностей удержания программы действия в процессе проговаривания.
Задание 1. Многократное повторение слова с опорой на предъявляемый образец. Инструкция: «Послушай, повтори три-четыре раза».
Примерный речевой материал: банан, хлеб, медведь, магнит, пингвин, памятник, воробей, петушок, апельсин, молоток, космонавт, ящерица, воспитательница и др.
Задание 2. Многократное повторение слова без опоры на эталон.
Инструкция: «Посмотри, назови, повтори несколько раз».
Примерный речевой и картинный материал: лимон, гамак, гном, винт, овца, кактус, звезда, спутник, панама, малина, самолет, колосок, аптека, футболист, Буратино, гусеница, учительница и др.
Примечание. Используется картинный материал предыдущих комплексов.
Комплекс Г
Задания на выявление особенностей состояния слогового состава слова в минимальном контексте. Предлагаются с целью выяснения возможностей использования слов различной степени сложности в составе словосочетаний и предложений.
Задание 1. Завершение словосочетаний и предложений (подстановка нужного слова) с опорой на картинку.
Инструкция: «Я начну говорить, а ты закончишь. Тебе поможет картинка».
Речевой и картинный материал:
а) добавление слова без изменения его грамматической формы: «Желтый ... (лимон); Катина ... (панама); плывет ... (пароход); колючий ... (кактус); отважный ... (солдат); длинноносый ... (Буратино)»;
б) добавление слова с изменением его грамматической формы: «Я рисую... (гусеницу); мы кормили ... (Бима); мы полетим на ... (самолете); я положу письмо в ... (конверт); я хочу быть ... (космонавтом); я мечтаю о ... (велосипеде)».
При необходимости логопед использует указующий жест на картинку и/или вопрос (например: «Мы полетим...на чем?»).
Примечание. Картинный материал дан к словам, взятым в скобки.
Задание 2. Отраженное проговаривание конструкций, включающих слова различной структурной сложности.
б) Бим едет на грузовике; Бим играет на пианино; Бим кормит цыпленка; Бим увидел пингвина; Бим покупает продукты; Бим работает милиционером.
Комплекс Д
Задания на выявление особенностей многократного воспроизведения словосочетаний и предложений. Предлагаются с целью выяснения возможностей удерживать программу действия в процессе проговаривания.
Задание 1. Многократное (3-4 раза) воспроизведение конструкции с постоянным предъявлением образца.
Инструкции: «Послушай, повтори»; «Еще раз послушай, повтори». И т.д.