kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Место кинезиологических упражнений в системе работы логопеда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья раскрывает особенности активизации межполушарного взаимодействия, как способ преодоления школьной неуспеваемости среди учащихся начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Место кинезиологических упражнений в системе работы логопеда»

Место кинезиологических упражнений в системе логопедического воздействия.


Начало школьного обучения детей приходится на возраст 5- 7 лет. И зачастую у учащихся начальных классов наблюдаются сложности в чтении, письме, правильном произношении звуков, которым сопуствуют маленький обьем памяти, слабое восприятие, низкий уровень внимания.

Большинсво детей поступает в логопедический пункт, где получают необходимую специализированную помощь.

Тенденция увеличения «неуспевающих» учеников на фоне норматипичного развития детей набирает все большие обороты. Многие преподаватели и родители обеспокоены этой проблемой.

Для выяснения причин этой ситуации нам потребуется провести сравнительный анализ среды, в которой растут дети.

Давайте вспомним, чем занимались и какими навыками обладали дети прошлого столетия. Большинство из них росли в сельской месности, имели неограничеснный доступ на улицу, играли со сверстниками в подвижные игры, помогали родителям по хозяйству. Так в предшкольном возрасте дети в среднем обладали следующими навыками: умели перебирать мелкие предметы, шить, вязать, пользоваться ножницами, имели азы кулинарного дела (замешивали тесто, накрывали на стол), могли мыть посуду, стирать мелкие вещи.

Чем же заняты дети нынешнего поколения? Как правило мы не привлекаем детей к выполнению бытовых обязанностей, большинство из них имеет слабо-развитую мелкую моторику, не умеет пользоваться концелярскими предметами, не владеют навыками шитья, апликации, что усугубляется слабой общей моторикой и недостатками в пространственной ориентации. Немаловажное значение имеет и цифровизация, за счет которой большинство дошкольников прободят свой досуг в планшетах и смантфонах. Все вышеперечисленное приводит к функциональной незрелости и несформированности школьно-значимых навыков детей 5-7 лет, что не означает неспособности к обучению.

Для оптимизации образовательного процесса логопеды используют так называемую «гимнастику для мозга», обеспечивающую активизацию межполушарного взаимодействия, что способствует нормализации двигательного, психического и интеллектуального развития.

Головной мозг человека состоит из двух симметричных половин – правого и левого полушарий. У человека полушария мозга получили разные «специальности».

Движение пальцев рук исторически оказались тесно связанными с речевой функцией. И тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Доказано, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Если ребенок производит ритмические движения (разгибание и сгибание) пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний именно в лобной и височной зонах. Движение пальцев левой руки вызывает такую же активизацию и в правом полушарии.

И.П. Павлов высказывал мысль о том, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущество в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением. Следовательно, в играх необходимо равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук. Именно эту функцию выполняет «гимнастика для мозга» или кинезиологические упражнения.

Мишель де Монтень говорил: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». Что значит «мозг, хорошо устроенный»? Это когда все отделы мозга работают синхронно. На своих занятиях я предлагаю детям два вида деятельности для активизации межполушарных взаимодействий, это комплекс кинезиологических упражнений и зеркальное письмо двумя руками.

Стоит отметить, что упражнения желательно выполнять ежедневно в течение 10 минут. Вот некоторые из них:

«Уши»

Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх - наружу от верхней части к мочке уха (5 раз). Помассировать ушную раковину.

«Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.; в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу. По мере освоения, выполняем это упражнение двумя руками одновременно в разных направлениях.

«Кулак-ребро-ладонь»

Ребенку показывают три положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, - ладонь ребром – выпрямленная ладонь. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.

«Лезгинка»

Ребенок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляют в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений (6-8 раз).

«Лягушка»

Положить руки на стол: одна сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Менять положение рук.

«Замок»

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить в замок. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.

«Ухо –нос»

Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.

«Симметрические рисунки»

Рисовать в воздухе обеими руками линии, геометрические фигуры, цифры, буквы, слова и т.д. (20-30 сек.)

После того, как дети освоят основные двигательные упражнения, мы переходим на зеркальное письмо двумя руками.



Хорошо зарекомендовали себя в этом направлении пособия Т.П. Трясоруковой «Развитие межполушарного взаимодействия», которые включают в себя игровые сеансы, направленные на синхронизацию работы полушарий мозга, что повышает его функциональные возможности.

После полного освоения предложенных упражнений мы переходим к усложненным рисункам, обводим и раскрашиваем их синхронно двумя руками.

В заключении отметим, что под влиянием кинезиологических тренировок, в организме учащихся происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно – моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Сами учащиеся, а также их учителя и родители отмечают повышение скорости чтения, улучшение почерка и успеваемости по всем предметам, уменьшение аграмматизмов в устной и письменной речи, а также нормализацию психо-эмоционального состояния детей.




Учитель-логопед Айтбакина А.С.

«Школа-лицей №59» г. Нур-Султан






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Место кинезиологических упражнений в системе работы логопеда

Автор: Айтбакина Асем Сериковна

Дата: 17.04.2020

Номер свидетельства: 547015

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства