kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материалы по взаимодействию учителя-логопеда с воспитателями подготовительной к школе группы для детей с ТНР по лексической теме «Осень"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подбор игр и упражнений для закрепления изучаемых материалов по темам "Осень", "Овощи", "Фрукты".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Материалы по взаимодействию учителя-логопеда с воспитателями подготовительной к школе группы для детей с ТНР по лексической теме «Осень"»

Материалы по взаимодействию учителя-логопеда с воспитателями подготовительной к школе группы для детей с ТНР по лексическим темам «Осень. Периоды осени», «Овощи», «Фрукты».

Расширение, уточнение, актуализация словаря: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, период, месяц, туман, листопад, заморозок, изморозь, лес, дерево, лист, клен, дуб, осина, рябина, тополь, ясень, ель, сосна: осенний, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, ранний, поздний, золотой, прекрасный, грустный, богатый, алый, багряный, пурпурный, падать, лететь, шелестеть, шуршать, моросить, собирать, заготавливать, улетать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть, фрукты, сад, дерево, груша, яблоко, слива, лимон, апельсин, персик, абрикос, гранат, садовод, корзина, лестница, уборка; красный, желтый, зеленый, синий, румяный, спелый, сочный, ароматный, душистый; созревать, краснеть, наливаться, убирать, укладывать, заготавливать.

  1. Игры с мячом

Задача: актуализация словаря, образование относительных прилагательных.

«Маленькие повара». Взрослый бросает мяч и называет овощ (фрукт), ребенок придумывает, что можно приготовить из него. относительное прилагательное.

Картофель – Из картофеля можно приготовить картофельное пюре.

Из свеклы – свекольный салат.

Из моркови – морковные котлеты. И т.д.

«Маленькие кулинары»

Из персиков можно приготовить персиковый джем.

Из яблок можно сварить яблочное варенье.

(пюре, сок, патока, салат, повидло)



«Скажи наоборот». 

Задача: активизация словаря, подбор антонимов-прилагательных.

Взрослый бросает мяч и называет один овощ (фрукт) и его свойство и предлагает подобрать антоним к другому овощу.

Кабачок большой, а огурец – …маленький.

Картофель крупный, а горох –… мелкий.

Перец внутри пустой, а тыква – …полная.

Помидор мягкий, а огурец – …твердый.

Фасоль тонкая, кабачок – …толстый.

Огурец пупырчатый, а помидор …гладкий.

Свекла сладкая, лук …горький. И т.п.



Вишня маленькая, а дыня большая.

Яблоко твердое, а хурма мягкая.

У персика косточка крупная, а у вишни маленькая.

Лимон кислый, а груша сладкая.

Ананас шершавый, а слива гладкая.



«Скажи наоборот»

Задача: расширение словаря, подбор антонимов-наречий.

Взрослый бросает мяч и называет признак лета и предлагает подобрать к осенний, с использованием антонимов.

Летом жарко, а осенью …холодно.

Летом солнечно, …пасмурно.

Летом чаще сухо, …дождливо.

Летом ясно, …ненастно.

Летом дни длинные, … короткие.

Летом солнце высоко, …низко.

Летом дожди редко, а осенью …часто.



«2 и 5»

Задача: согласование существительных с числительными.

Взрослый бросает мяч и называет словосочетание с числительным 2, а ребенок ловит мяч и образовывает словосочетание с числительным 5.

Два дуба – …пять дубов

2 дерева –5 деревьев

2 сосны – 5 сосен

2 осины – 5 осин

2 листа – 5 листьев



«Назови по образцу»

Задача: расширение уточнение, актуализация словаря.

Жарить картофель – значит, он какой? – жареный.

Варить свеклу – значит, она какая? — вареная.

Парить репу – значит, она какая? – пареная.

Морозить клюкву – значит, она какая? – мороженая.

Мариновать помидоры – значит, они какие? – маринованные.

Консервировать огурцы – значит, он какие? – консервированные

Солить капусту – значит, она какая? – соленая.



«Что делает»

Задача: расширение уточнение, актуализация глагольного словаря.

Взрослый бросает мяч и называет природное явление, ребенок мяч ловит и подбирает подходящий глагол.

Дождь…идет, льет, моросит, стучит по крыше, заливает.

Ветер…дует, срывает, гудит, воет.

Листья летят, падают, кружатся, краснеют, желтеют, устилают.

Птицы улетают, собираются в стаи, кричат, прощаются, кружат.



«Большоймаленький»

Задача: Развитие лексико-грамматического строя. Образование существительных с суффиксом единичности -инк-.

Взрослый бросает мяч ребенку и называет предмет. Ребенок ловит, образует существительное и возвращает мяч взрослому.

Дождь – дождинка.

Трава – травинка.

Снег – снежинка.

Тропа – тропинка.

Хвоя – хвоинка.

Осина – осинка.

Паутина – паутинка.



  1. Упражнения:



«Раздели на слоги»

Задача: развитие языкового анализа и синтеза. Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Дети по очереди выбирают картинку дерева из стопки перевернутых картинок, называют дерево и отхлопывают количество слогов.

У меня ива. И-ва, в слове ива 2 слога.

То-поль, я-сень, сос-на, ель, клен, дуб, о-си-на, ря-би-на, бе-рё-за, лист, о-си-на, каш-тан.



«Фруктовое ассорти»

Задача: развитие языкового анализа и синтеза. Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Дети по очереди выбирают фрукт, определяют количество слогов и раскладывают фрукты по корзинкам. В желтую корзину фрукты, названия которых состоит из 2 слогов (хур-ма, ба-нан, пер-сик, ки-ви, гра-нат, ли-мон), в зеленую - из 3 слогов (а-на-нас, а-пель-син, ви-ног-рад, ман-да-рин, яб-ло-ко).





«Подскажи словечко»

Задача: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.

Взрослый загадывает загадки в стихах, дети договаривают последнее слово.

Красный, сочный наш синьор!
Кто в салате? …     (помидор)

Он зелёный, он в салате.
Посолите его, кстати.
Нами люб, он молодец.
Его имя…     (огурец).

Рыжий овощ, хрустни ловко.
Это сладкая….     (морковка)

Сто одежд и много хруста.
Это белая…          (капуста)

Режу мелко – плачу вдруг!
Это круглый белый…  (лук)

Красным цветом схож он с сердцем.
Мой салат с болгарским …. (перцем).





  1. Пальчиковая гимнастика

«Корзина с овощами»

С большою корзиной иду в огород.                      Шагаем на месте

На грядках растет разноцветный народ.

Тут красный, пузатый сеньор-помидор.               Загибаем по одному пальцу

А там кабачок, оседлавший забор.

Румяный редис принакрылся листком,

Зеленый лучок дружно всходит рядком.

Как солнышко, желтая репка горит

И с черною редькой, смеясь, говорит.

Лиловый атласный висит баклажан.

Он здесь словно гость из диковинных стран.

Вот рыжей лисицей крадется морковка,

А тут чеснока две седые головки.

И сочный, кудрявый, хрустящий салат.

Все дружно в корзине горою лежат.                         Шагаем на месте



«Листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

                               


(Загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Вновь загибают пальчики. Начиная с больших.

Приседают, «шагают» по ковру средним и указательным пальцами обеих рук.)


«Что в корзинку положу»


Красные яблоки зреют в саду.

В сад погулять я с корзинкой иду.

Что я в корзинку свою положу?

Вы посчитайте, а я расскажу.

(Идут по кругу, взявшись за руки.)

Груши, сливы и айву,

По порядку назову.

Абрикосы и гранат.

Сосчитали все подряд?

Персик, спелый виноград,

Много яблок и гранат.

Очень спелую хурму

Тоже я с собой возьму.

(Загибают на каждое название фрукта по одному пальцу сначала на правой, потом – на левой.)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Барабанова Татьяна Кондратьевна

Дата: 17.10.2024

Номер свидетельства: 657885


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства