Мастер-класс «Методы и приемы по формированию навыков осознанного чтения»
Мастер-класс «Методы и приемы по формированию навыков осознанного чтения»
Одна из целей начального образования - научить детей полноценному навыку чтения, т.к. это база для дальнейшего обучения всем школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. В программе, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта, уже в конце первого года обучения предусматривается выполнение детьми итоговой комплексной работы «Мои достижения». Это интегрированный тест, включающий в себя вопросы и задания из разных предметных областей по прочитанному тексту.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Методы и приемы по формированию навыков осознанного чтения»»
Мастер-класс
«Методы и приемы по формированию навыков осознанного чтения»
Слайд 2.То, что книга сыграла огромную роль для развития человечества, общеизвестно. Только почему-то в последнее время мы стали забывать об этом. Превратившись в страну с рыночной экономикой, мы вдруг быстро из самой читающей страны скатились на довольно низкий уровень знания и чтения книг. Все реже и реже обращаются родители к русским народным сказкам, а чаще к сказкам современным, с трансформерами и космическими войнами. На уроках чтения в 1 классе иногда на просьбу учителя продолжить сказку ребенок отвечает: «Я не знаю сказку про репку». А ведь именно сказки учат детей отличать простоту от глупости, ум от хитрости, гнев от злости, смеяться над тем, что смешно, и не бояться страха.
Слайд 3.Одна из целей начального образования - научить детей полноценному навыку чтения, т.к. это база для дальнейшего обучения всем школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения.
Слайд 4.В программе, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта, уже в конце первого года обучения предусматривается выполнение детьми итоговой комплексной работы «Мои достижения». Это интегрированный тест, включающий в себя вопросы и задания из разных предметных областей по прочитанному тексту.
Мы понимаем, чтобы успешно справиться с предложенным заданием, учащиеся первого класса должны не просто суметь прочитать этот текст, но и понять, о чем здесь говорится, т.е. овладеть осознанным навыком чтения.
Что же такое осознанность чтения?
Слайд 5.Психологи утверждают, что навык осознанного чтения состоит из скорости и интонации, что подразумевает под собой технику чтения и восприятия смысловых частей, которое ведет за собой осмысление прочитанного.
Слайд 6.Восприятие смысловых частей происходит в такой последовательности: сначала ребенок воспринимает и узнает одну только букву, затем поле его восприятия увеличивается до слога. Постепенно амплитуда движения глаз увеличивается до одного слова, т.е. увеличивается объем воспринимаемого. Навык осознанного чтения подразумевает под собой разбег или движения глаз на все предложение.
Проведенное в конце марта обследование чтения первоклассников показало, что не все дети успешно овладели полноценным навыком чтением. У некоторых объем воспринимаемого остановился на уровне слова или даже слога. Естественно, ни о какомпонимании прочитанного здесь говорить не приходится.
Я думаю, что вы тоже сталкиваетесь с подобной проблемой. Поэтому сегодня я предлагаю вашему вниманию некоторые приемы по увеличению объема восприятия смысловых единиц, упражнения, направленные на формирования правильности чтения и формирующие навык сознательного чтения.
Я позволю себе напомнить некоторые известные упражнения, направленные на увеличение поля зрения:
Слайд 7. Посмотри внимательно в центр строки. Не отводя взгляда от центра, назови, какие буквы ты видишь слева направо.
а о у ы м к в р
Слайд 8.Чтение по таблице. Учащиеся смотрят только на точку в центре и читают все слоги.
ра
ту
до
фё
ни
зо
вя
пы
Слайд 9."Шифрограмма". Какое слово спрятано?
АОРТМУБЛИСАМЕШУЛОВЦЮ
СВОСНЕГОРШМОИНЕЙЧУВЖС
Слайд 10-12. Хорошо способствует расширению поля зрения упражнение «Фотоглаз». За короткое время ученик должен "сфотографировать" столбик слов и ответить на вопрос. Можно предлагать задания: "Найди лишнее слово", "Раздели слова на две группы".
Следующая группа упражнений направлена на формирование правильности чтения. Мы прекрасно понимаем: каким бы большим не был объем зрительного восприятия ребенка, если он допускает большое количество ошибок при чтении, то с пониманием читаемого у него будут большие проблемы.
Слайд 13-14.Работа начинается, конечно же, на уровне слога. Слоговые таблицы позволяют развивать фонематический слух (т.е. дифференцировать парные по звонкости-глухости и твердости-мягкости звуки), предупреждают зеркальность, позволяют развивать зрительно-пространственное восприятие.
Затем работа постепенно переходит на уровень слова:
Снеговик(пригласить желающих).
Глаза у детей закрыты. Они достают по одной букве и, ощупывая, узнают, что это за буква. Затем из букв составляют слово.
Если дети затрудняются, можно обыграть какую-либо ситуацию, чтобы им подсказать. Например, Снеговик пришел с вами попрощаться до следующей зимы, но чтобы вы не скучали, он принес вам новое слово.
Слайд 15.Изографы также помогают в правильном построении слов.
«Оцени себя». Сначала это были вот такие карточки, которые предъявляются ребенку в конце занятия.
Слайд 16.Но компьютер позволяет сделать процесс обучения более интересным, поэтому появились вот такие игры. Выдели 4-ый звуки обозначь его соответствующей буквой.
При работе с текстом детямпредлагаются забавные упражнения.
Чтение строчек наоборот по словам. Это упражнение уводит от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает точность движения глаз, предупреждает ошибки в грамматической форме слова, попуски и перестановки букв и слогов. (Раздать Упражнение 1/1).
Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее – вторым и т.д.
Чтение строчек наоборот по буквам. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова, формирует произвольность регуляции движения глаз, а также создает предпосылки для устранения распространённых ошибок «зеркального чтения». (Раздать Упражнение 2/2).
Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово озвучивается по буквам в обратном порядке.
Следующие упражнения развивают способность работать при двойной установке. Ребенок видит хорошо знакомые привычные образы и новые образы, и гибко переходит от одного к другому. (Раздать Упражнения 3/1, 4/3).
Первое слово читается обычно, второе (или подчеркнутое слово) – справа налево. Подчеркиваются сначала каждое второе слово; затем слова, несущие основную смысловую нагрузку.
Чтение только второй половины слов. Данное упражнение ведёт к резкому уменьшению ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями. (Раздать Упражнение 5/3).
На формирование умений сознательного чтения, то есть на понимание структуры и содержания текста можно использовать такие упражнения, как:
подбор заголовков к каждому абзацу, к целому тексту и наоборот, когда к заголовку подбирается соответствующая часть текста;
для определения смысловой структуры текста можно использовать схемы, рисунки;
выделение из текста определенных фактов, событий;
определение личностного отношения к прочитанному.
Но подробнее я хочу остановиться на некоторых интересных упражнениях, которые очень захватывают детей:
Слайд 17. Чтение текста с добавлением недостающего слога, слова. Упражнение предназначено для совершенствования умения учащихся прогнозировать состав слова и предложения, что ведёт к усвоению смысла прочитанного.
Задание: Прочитай текст и добавь необходимые по смыслу части слов или слово.
Слайд 18. Поиск в тексте смысловых несуразностей.
Ученику предлагается текст, в котором содержатся смысловые ошибки. Задача ребёнка состоит в том, чтобы быстро выделить неточности, тем самым понять прочитанное. Упражнение направлено на формирование умения анализировать смысловую структуру текста.
Задание: Прочитай текст, выдели в нём неточности и внеси исправления.
Слайд 19. Поиск отрывков из разных текстов. Упражнение формирует умение выявлять структурную и смысловые части текста.
Задание: Найди отрывки из разных текстов: Ю. Мориц «Весёлая лягушка» и В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница». Восстанови каждый из них и прочитай отдельно.
Данные упражнения очень нравятся детям, но помогают ли они? Как же проверить уровень развития такого навыка, как осознанность чтения?
Из всех предложенных методик, наиболее адаптированным, на мой взгляд, является тест Ясюковой.
Слайд 20.Он представляет собой текст, состоящий из пяти предложений. В предложениях пропущены отдельные слова, отсутствие которых, тем не менее, позволяет понять общий смысл текста. Текст подобран с учетом возраста учащихся.
Инструкция к тесту: «Впишите, пожалуйста, слова, которых здесь не хватает. Вставлять можно одно или несколько слов. Время выполнения работы 7-10 минут. Если ребенок не знает, какое слово вставить, он может сделать пропуск и ничего не вписывать.
Слайд 21.Обработка данных осуществляется посредством сравнения слов, вставленных ребенком, со словами, приведенными в ключе. Если ребенок что-то исправляет в своих ответах после того, как начинает лучше понимать текст, то засчитываются те ответы, которые он оставляет в итоге. Сам факт исправления роли не играет, и баллы за это не снижаются.
За каждое совпадение дается один балл. Затем подсчитывается общая сумма баллов.
Слайд 22.Количество баллов соответствует определенной зоне (уровню) развития навыка чтения.
Зона1. Слабый уровень сформированности навыка чтения. Единицей восприятия текста выступает отдельное слово или части слова (слоги). Ребенок с трудом понимает то, что читает. В основном пользуется методом угадывания слов.
Зона 2. Навык чтения сформирован не полностью. Единицей восприятия текста является словосочетание. Смысл предложения ребенок понимает не сразу, а как бы складывая из двух-трех частей. При этом смысл текста воспринимается весьма приблизительно или вообще искажается.
Зона 3. Навык чтения развит хорошо. Единицей восприятия текста является целое предложение, смысл которого учащийся схватывает сразу. Пониманию доступны любые тексты.
Зона 4. Навык чтения развит очень хорошо. Чтение беглое. Единицей восприятия текста является целое предложение, причем схватывается не только его смысл, но и литературные, языковые особенности.
Поскольку, сензитивный период для развития навыка осознанного чтения – 8 лет, данную методику мы проводили с учащими второго класса в начале и в концеучебного года, а потом сравнили результаты. Скажу о том, что результаты нас порадовали. Порадовали они и родителей, поскольку именно родители были нашими активными помощниками. Я приготовила для вас памятки, которые мы раздали родителям после первичного тестирования детей.
Слайд 23. А своё выступление я хочу закончить словами Владимира Даля «Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание».