Просмотр содержимого документа
«Логотетрадь "Звук Л"»
Логопедическая тетрадь
на звук Л
Составитель:
Учитель-логопед
Клишина И.В.
Нормальная установка артикуляционного аппарата при произнесении твёрдого звука Л.
1) Кончик языка поднят и соприкасается с передней частью нёба (альвеолами), с включением голоса остаётся неподвижным. По бокам языка образуется щель, через которую проходит воздух.
2) Губы открыты.
3) Зубы разомкнуты.
4) Воздух выдыхается умеренной струёй; на ладони руки, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.
5) Звук л звонкий.
Занятие № 1
Артикуляционная гимнастика «Знакомство с язычком и его домиком»
Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин - Язычок.
Он удобно в доме лёг.
Широко открывать рот.
Потолок вверху, внутри. Это нёбо. Посмотри. Можно к нёбу прикасаться,
Постучать и там остаться.
Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу.
В этом доме две стены. Это щеки нам видны.
Могут стены в дом втянуться,
А потом, как шар, раздуться.
Надувать и втягивать щеки.
Вход в дом двери запирают. Двери разные бывают. Двери-зубы. Осторожно. Закрываются надежно.
Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.
Пол есть тоже в доме нашем. Челюсть нижнюю покажем. Эта челюсть нижняя
В домике подвижная.
Вращать нижней челюстью.
Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.
Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку».
ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА Л в ПРЯМЫХ СЛОГАХ
В этих упражнениях звук л произносится длительно и только при неподвижном языке. Когда язык отрывается от альвеол, произносится гласный звук.
Рот открыть. Высунуть язык. Выполнять круговые движения языком, облизывая губы.
Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам.
Приоткрыть рот. Сделать язык узким. Отводить язык вправо-влево, стараясь максимально высунуть его изо рта.
Видит: губки очень гибки.
Ловко тянутся в улыбке. Рот закрыть. Широко улыбнуться, растягивая губы.
А теперь наоборот: Губки тянутся вперед.
Собрать губки в «трубочку», вытянуть вперед
Смотрит, как расческа-зубы
Нам причесывает губы.
Проводить нижними зубами по верхней губе, а верхними - по нижней, массируя ее.
Язычок стал маляром. Аккуратно красит дом.
Рот максимально открыть. Проводить широким языком вперед-назад по нёбу. Затем вверх-вниз по внутренней стороне щек.
На качелях оказался.
Вверх взлетал и вниз спускался.
Открыть рот. Тянуться то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать.
То иголка, то лопата
Язычки у вас, ребята.
Высунуть язык изо рта. Попеременно делать язык узким и широким. «Иголка»-язык напряжен и выдвинут вперед. «Лопата»-язык расслаблен и лежит на нижней губе.
Надоели превращенья, Лижет Язычок варенье.
Рот открыть и улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу. При этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать ее, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать.
Любит он покушать сладко. После скачет, как лошадка.
Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку.
Мила ела салат. Луша взяла лопатку. Ласточка свила гнездо. Мама сделала молочную лапшу. Мила вымыла ладони, причесала волосы. Около палаток лопухи и полынь. Наступила зима. Готовь лыжи и салазки. Луша полола лук и свёклу. Мила видела слона. Слава идёт в кладовую за вёслами. В глубоком колодце вода холодная. В лавке спелые и сладкие яблоки. Володя — смелый пловец и не боится глубины. Клава надела на голову белый платок.
Занятие № 4
Артикуляционная гимнастика «Учебная»
Язычок знаком вам, дети, мы его улыбкой встретим.
Широко улыбаться, растягивая губы.
Это Язычок пришел,
Вправо он сейчас пошел
Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком к правому уху
Все, что нужно, увидал
И налево зашагал
Тянуться языком к левому уху
Погулял совсем немножко,
Широко открыл окошко.
Широко открыть рот и удерживать его в таком положении 10 сек.
Он окно не закрывает,
Кверху кончик поднимает.
Держать рот широко открытым. Тянуться языком к носу.
Он окно не закрывает,
Книзу кончик опускает
Держать рот открытым. Тянуться языком к подбородку
Язычок не устает:
Тянется теперь вперед.
Открыть рот. Максимально высовывать язык изо рта и вытягивать его вперед.
В прятки поиграть он рад:
Отступает шаг назад.
Щелкать языком. Рот держать широко открытым, губы растянуть в улыбке.
Упражнение «Назови что видишь на картинке»
Занятие № 5
Артикуляционная гимнастика «Спортивная»
Язычок на спортплощадке занимается зарядкой.
Рот приоткрыть. Язык максимально высунуть изо рта и оттягивать вправо-влево
Хотя это нелегко,
Потянулся высоко.
Рот открыть и не закрывать. Тянуться языком к носу.
Наклонился низко, К подбородку близко.
Рот открыть. Тянуться высунутым языком к подбородку.
Ловко сделал мостик,
Вниз запрятал хвостик.
Рот открыть. Спрятать кончик языка за нижние зубы. Выгнуть спинку языка.
А теперь Язык, как мячик,
За зубами сверху скачет.
Держать рот широко открытым. Стучать кончиком языка по внутренней поверхности верхних резцов.
Поспешил на ипподром, на лошадку сел верхом. Широко рот и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Растягивать подъязычную связку.
Язычок теперь гимнаст.
Закрутился вверх у нас.
Рот открыть. Поднять язык за верхние зубы. Закрутить его наверх. Придержать зубами.
Язычок чуть-чуть устал. Он спокойно полежал.
Высунуть широкий язык. Расслабить мышцы языка. Удерживать его в таком положении 10 сек.
Повторять чистоговорки:
ЛА-ЛА-ЛА - Лодка весело плыла.
ЛО-ЛО-ЛО - В лодке есть весло
ЛО-ЛО-ЛО - Поднимаем мы весло.
ЛИ-ЛИ-ЛИ – Улетели журавли.
ЛИ-ЛИ-ЛИ – Дни осенние пришли.
ЛИ-ЛИ-ЛИ - За окном метут метели.
ЛО-ЛО-ЛО – Домик снегом замело.
Занятие № 6
Артикуляционная гимнастика «Зоологическая»
В зоопарк пойдем теперь. Открываем шире дверь.
Открывать широко рот и закрывать его.
Нас встречает добрый слон. Длинный хобот тянет он.
Тянуть губы вперед «хоботком».
Улыбнулись нам подружки -Большеротые лягушки
Широко улыбаться, растягивая губы.
Жираф вытянул вверх шею. Очень он гордится ею.
Рот широко открыть и не закрывать.Тянуться высунутым языком к носу.
Зебры - резвые лошадки -Бойко скачут по площадке.
Рот открыть и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Максимально растягивать подъязычную связку.
А у зебры есть полоски. Их рисуем кистью плоской.
Рот открыть и не закрывать. Проводить широким языком по нёбу вперед-назад.
1.Богомоолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми-СПБ, 1996, 208с.
2.Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2004. -32 с.