ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ». ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ». ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ.
В дидактическом материале заложены возможности формирования у обучающихся умений и навыков по дифференциации парных согласных, универсальных способов по их дифференциации. Логопедическая тетрадь может быть использована учителями-логопедами, учителями предметниками, воспитателями, родителями и учениками на занятиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ». ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ.»
Логопедическая тетрадь
«Дифференциация парных согласных»
Дидактический материал для логопедов.
Автор-составитель: учитель-дефектолог-логопед: Бредихина Наталья Сергеевна. КГУ «ОСШИ №1 для детей с ОВР» Казахстан, Карагандинская область, город Шахтинск.
В О А В Р Н Ф З М Е Ч Ф И В К С Н А З В О Л Д Ф Н Т Ы Е З Ф С Ц Н В Я С И К В А Е Ч З В Р С Ы Ф Д О Ф Щ Ш В Д Ф Т С Н Ы Ф Д Н З В А Л В С Ф Н З К Ф Г С Д З Г В Ф Р С В Н В Ф Т К Д В Б З Ф Д И В Е З О Ф В Ы З Ь В Ы Ф Т Р Н В Д
Задание № 8.«У кого чьё?»
У медведя голова (ЧЬЯ?)________________________ У белки уши __________________________________ У волка хвост __________________________________ У лисы лапы ___________________________________ У оленя рога ___________________________________
Задание № 9.Вставь буквы В или Ф
Музыкант настроил ар . у. За рулем сидит шо . ёр. Делают из хлопка . ату. Молочный продукт – ке .ир. На столе стоит красивая . аза. В море высокие .олны. В магазине продаётся со . а. Ночная птица – это со . а. Во ржи вырос . асилек. Баскетболист получил штрафной .ол. Весной на полях много . лаги. На крышах домов развеваются . лаги.
Задание № 10.Найди и зачеркни лишнюю картинку:
Задание № 11.Определи лишнее слово:
МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ.
МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ.
Задание № 12. Отгадай ребус, запиши слово
_____________________________________
Задание № 13.Определи правильно парную согласную в конце слова «Ф» или «В», подбери и запиши проверочное слово.
рука.
штра.
клю.
морко. ь
жира.
шар.
обу . ь
шка.
ле.
Задание № 14. Запиши слова по образцу
Одна конфета – пять конфет
Одна фигура – пять __________________.
Один официант – пять ____________________.
Один фонарь – пять _____________________.
Одна ферма – пять _____________________.
Задание № 15.Прочти и запиши по памяти:
Наш Филат не бывает виноват. Филипп к печке прилип.
Вот тележка. Это _ачка. Дом в саду зовётся _ачка. Я в тетрадке ставлю _очку. Мама любит свою _очку. По реке плывут пло_ы. Зреют на ветвях пло_ы. Соловей выводит _рель. Слесарь в сеть включает _рель.
Задание № 10.Найди и зачеркни лишнюю картинку:
Задание №11.Игра "Наоборот", запиши слова противоположного значения:
Сильный – _________________
Здоровый – __________________
Быстрый – __________________
Длинный – ___________________
Задание № 12. Отгадай ребус, запиши слово:
_________________________________
Задание № 13. Допиши предлоги:
Миша сел _________ скамейку.
Петух взлетел ___________забор.
Мячик закатился ____________шкаф.
Птичка сидит _______________ ветке.
Задание № 14.Вставь буквы «Т» или «Д».
У ко…а – ворко…а Не закры…ы воро…а. Не закры…ы воро…а Для честного наро…а. Прохо…и, наро… в огоро…, И мы при…ём, лебе…ы нарвём!
Задание № 14.Определи правильно парную согласную в конце слова «Д» или «Т», подбери и запиши проверочное слово:
отря.
пара.
сле.
ко.
огоро.
горо.
медве.ь
кус.
лоша . ь
наро.
Проверка знаний:
По небу летит самолё . . Наш пру . богат рыбой. У нас в городе работает заво . . В берлоге спит медве . ь. Мальчик от дерева отломал пру . . Подпиши тетра . ь.
С В О А Р Н З М Е Ч И С В К С Н А З О Л Д Н С Т Ы Е З С Ц Н Я С И К А Е Ч З В
С Ы Д О Щ Ш З Д Т С Н Ы Ф Д Н З А Л В С Ф Н З К Г Ц С О Д З Г В Ф Р С Н В Т
К Д Б С З В Д И Е З О Ф С Ы З Ь Ю Е З О А С В Ф Ы З Ы В С А П Р З О
Задание № 8.Прочитай зашифрованные слова:
А
К
О
О
Р
С
А
О
З
Р
Б
Е
З
Р
О
С
К
Т
А
6
5
4
2
3
1
2
4
1
5
3
4
7
3
6
1
5
2
8
Задание № 9.Повтори скороговорку:
Коси коса пока роса, роса долой и мы домой.
Задание № 10:Запиши прилагательные:
Варенье из груш – (какое?) ______________________
Запеканка из творога – (какая?) __________________
Сок из яблок – (какой?) _________________________
Оладьи из тыквы – (какие?) ______________________
Задание № 11:Вставь правильно буквы С или З:
На столе лежала .айка, А по лесу бегал . айка. На цветах сверкают ро . ы, Распустились утром ро . ы. Пестрой лентой притворяясь, Извиваясь, изгибаясь, В зелени листвы скользя По земле ползет .мея. Щиплет травушку ко . а, Косит травушку ко . а Рыжая пушистая ли . а ловит .айку. У девочки Ли . ы интересная книга.
Задание № 12. Найди и зачеркни лишнюю картинку:
Задание № 13:Определи лишнее слово:
ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, ШАПКА, РУБАШКА.
ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ.
Задание № 14.Определи правильно парную согласную в конце слова «С» или «З», подбери и запиши проверочное слово:
В саду стояли с водой _очки. На дереве распустились _очки. В городе есть высокая _ашня. Трактор возделывает _ашню. В небе вижу звезды _леск. Слышен волны _леск.
Задание № 9. Допиши предлоги:
Мяч лежит_______ столе.
Мяч закатился ________ стол.
Маша сидит________ кровати.
Ежик залез ________шкаф.
Задание № 10.Найди и зачеркни лишнюю картинку:
Задание № 11. Определи лишнее слово
ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА.
ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА.
Задание № 12.Подчеркни угощения, в названии которых есть согласный звук «П» - желтым карандашом, а угощения, в названии которых есть согласный звук «Б» - синим карандашом.
В булочной у нас баранки, Булки, бублики, буханки, Пирожки, батоны, плюшки, И плетёнки, и пампушки, Курабье, бисквит, печенье, Бутерброды, пай с вареньем, Много пряников, конфет, Пастила есть и щербет, И пирог с начинкой сладкой, И полено, и помадка… Называйте, не стесняйтесь, Выбирайте, угощайтесь!
Задание № 13.Распредели слова в таблице:
Задание № 14.Определи правильно парную согласную в конце слова «П» или «Б», подбери и запиши проверочное слово.
ду.
стол.
зал.
гри.
хле.
кар.
сугро.
укро.
спосо.
хлеборо.
Задание № 15. Вычеркни буквы П и Б
Весна пришла. Снег быстро таял, вода прибывала. Образовался настоящий потоп. Больше всех пострадали зайцы, кроты, мыши-полевки. Зверькам пришлось покинуть свой дом. Крот проплыл много десятков метров, прежде чем выбрался на сушу. Он очень доволен, что ни одна хищная птица не заметила его блестящей черной шкурки на поверхности воды. Добравшись, он снова благополучно нырнул в землю.
Задание № 16.Составь предложения из слов, данных вразбивку, вставляя пропущенные буквы П и Б:
Лодочка Лодочка плывёт по речке, Оставляя в ней колечки
Параход Параход плывёт по речке, И пыхтит он словно печка.
Колоколчик Колоколчик всё звенит, Язычком он шевелит.
Задание № 3.Прочитай и запомни чистоговорки:
Ки-ки-ки – вот идут быки Ке-ке-ке – сумочка в руке Га-га-га – здесь огромная тайга Гу-гу-гу – люди прибыли в тайгу Ка-га-ка – мне нужна сейчас мука Ги-ки-ги – испекли мы пироги Ке-ге-ке – все вокруг у нас в муке Га-ка-га – хочешь, Галя, пирога?
Задание № 4.Назови картинки. Выдели звук «Г» или «К». Запиши букву. Определи место звуков «К» и «Г» в словах:
В Г О А Р К Н З М Е Ч Г И В К С К Н А З Г О Л Д К Н Т Ы Е Г З С Ц Н Г Я С И К А Е Ч Г З В С Ы Д Г О Щ К Ш З Д Т Г С Н Ы Г П Ф Д К Н З А Л Т Г В С Ф Н К З К Г С Д З Г В Г Ф Р К С Н В Т К Д Б З В К Д И Е З О Г Ф Ы З Ь Ю К Е З О
Ели вкусную и .ру. Подарили нам и .ру. Зреет красная .алина, Соберет ее . алина. Затвердела снега . орка, Будет скользкой наша . орка. Жаворонка слышен .олос, Зреет в поле спелый . олос. Своей младшей дочке Тосе Заплетает мама . осы. Землю роет старый . рот. Под землёю он живет.
Ш В О А Ж Р Н М Е Ш Ч И В К Ж Н А О Л Д Ш Н Т Ы Ж Е Ц Н Ж Я С И К Ш А Е Ч Ж В Ы Д О Щ Ш Д Т С Н Ж Ы Ф Д В Ш В Ф Р С Ж Т К Д Ж Б З В Ш Д И Е О Ш Ф Ы Ж Ь К Ш Ю Е Ж О А В Ф Ш Ы ВА Ж П Р О Ш Л Д Ж Э Я М Ч Ж И Ц
Задание № 8.Прочти зашифрованные слова:
а
ж
п
р
О
а
ш
к
у
т
к
к
о
е
о
р
ш
4
3
1
5
2
5
1
4
2
3
1
7
2
4
6
3
5
Задание № 9.Повтори скороговорку:
Шапкой Сашка шишку сшиб. У ежа – ежата, у ужа – ужата.
Задание № 10. Запиши прилагательные:
Напиток из брусники – (какой?) ___________________
Пирог с яблоками – (какой?) ______________________
Кисель с клубникой – (какой?) ____________________
Сок из слив – (какой?) ___________________________
Задание № 11.Вместо точек поставь правильно буквы «Ш» или «Ж»:
. или-были старик со старухой. Портные . или брюки. Не нужно бояться у . ей. У рыси кисточки на кончиках у. ей. У насекомых по .есть пар ножек. На крыше выложили .есть. Лена надела на голову .аль. Ваза разбилась – очень .аль. Женя болеет, у него .ар. Лера держит красный .ар.
Задание № 15.Определи правильно парную согласную в конце слова «Ж» или «Ш», подбери и запиши проверочное слово.
камы.
стри.
каранда.
ду.
ё .
гара.
пля.
экипа.
бага.
Задание № 16.Раздели предложения на слова вертикальными палочками, запиши цифрой сколько слов в предложении:
Прошёлдождь.
СерёжаиАлёшавышлинаулицу.
Последождябольшиелужи.
Мальчикишлёпалиполужам.
Дедушкагрозилшалунам.
Задание № 17. Помоги собачке и белочке добраться до своих домиков.
Задание № 20. Прочти. Вычеркни предложения, которые не подходят к тексту по смыслу.
Весна.
Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. Птицы засобирались на юг – холодно и голодно им. С пригорка побежали ручейки. Пожелтела и засохла трава. На проталинах важно расхаживают грачи. Они ковыряют крепким клювом землю – ищут червячков. На деревьях набухают почки. Опадают желтые листья. На все лады поют птицы. Природа празднует приход весны!
Летом мальчики ездили в деревню к бабушке. Любимым занятием у ребят было купание. Утром они бежали через огоро . на пру . . Весело бросались они в воду, ныряли, плавали, плескались, громко кричали, смеялись. Потом они выходили на бере. и грелись на песке. В августе вода стала холодной. Кончилось весёлое купание. Пожелтели листья бере . и ли . . Пора в горо . , в школу.
Задание № 11.Прочитай пословицы. Объясни их смысл. Вставь правильно буквы:
На что кла . , коли в семье ла . . Кто любит тру . , того люди чту . . Лучше хле . с водой, чем пиро . с бедой. Добрая пословица не в бро . ь, а в гла . .
Пфафенродт А.Н., Произношение – 3. М.: Просвещение, 2002.
Барылкина Л.П., Матраева И.П., Обухова Л.П. Эти трудные согласные: Как помочь ребёнку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей. – М.: 2005.
Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. – М.: Просвещение, 1987.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. – М.: Книголоюб, 2003.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М.: Книголоюб, 2005.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Коррекционная работа со школьниками с НВОНР или ОНР на первом этапе обучения. – Воронеж: Изд-во «Учитель», 2000.
Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий № 1.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
Козырева Л.М. Тайны твёрдых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий № 2.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий № 3.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие… Тетрадь для логопедических занятий № 4.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 1. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»
Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 5. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»
Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 2. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»
Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза / Е.В.Мазанова. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007.
Филиппова А.Д., Шуравина Н.Д. Говори правильно. Сборник упражнений в картинках для устранения недостатков произношения у дошкольников. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР.1963.
Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение.1966.