В данной разработке представлен конспект логопедического занятия направленного на автоматизацию звука [Ж] изолированно и в слогах, с использованием здоровьесберегающих технологий (сказкотерапия, Су-Джок терапия, биоэнергопластика, кинезотерапия, БОС).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: для каждого ребенка листочек из цветного картона на ниточке и пособие «Ёлочка» (палочка – зеленый карандаш, на котором из плотного картона приклеено контурное изображение ёлочки); игрушки - птичка, ёжик; картинки - обезьянка, мишка, лягушка, попугай, жираф, щенок, белка, жук; шарики Су-Джок.
Ход занятия. 1. Орг. момент.
Логопед. Ребята, сегодня мы с вами превратимся в сыщиков. Давайте наденем на головы шляпы. Какие они большие, чувствуете? (Педагог показывает руками, как надевает шляпу, проводит руками по воображаемым полям шляпы). Покрутим головой, не слетает ли с нас шляпа?
Наденем пальто, застегнем пуговицы, закинем на плечо шарф, посмотрим в зеркало. Как красиво все одеты! Пуговицы у всех застегнуты? Проверьте.
Уважаемые, сыщики, из зоопарка нам пришло сообщение о пропаже ёжика. Нам надо разыскать его. Сегодня нам понадобятся не только знания, но ещё и собранность, смекалка, готовность помочь друг другу. Вы согласны отправиться в зоопарк?
2. Упражнение на дыхание «Подуем на листочки».
Логопед. Ребята, кажется дождик начинается. Чтобы разогнать тучи, нужен сильный ветер. Подуем все вместе. Только дуем правильно. Глубокий вдох носом и сильный, долгий выдох ртом. Ладошка на животе контролирует правильность нашего дыхания.
Дует легкий ветерок – ф-ф-ф…
И качает так листок – ф-ф-ф…
Выдох спокойный, ненапряженный.
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф…
И качает так листок – ф-ф-ф…
Активный выдох.
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а…
Рябиновый – и-и-и…
Березовый – о-о-о…
Дубовый – у-у-у…
Дети хором поют: «а-а-а», «и-и-и», «у-у-у».
Все тучи мы разогнали. Отправляемся в зоопарк!
Логопед. Вот мы и пришли. Но в зоопарк нас не пускает сердитый сторож. Чтобы сторож поверил, что мы никого из жителей зоопарка обижать не будем, давайте покажем ему весёлых зверей.
Логопед выставляет картинки, и дети выполняют задание под речевое сопровождение.
Вечно крутит головой! движения языком вправо – влево.
Жираф У жирафа голова Дети, широко открыв рот, достают
Достает до потолка. кончиком языка до верхнего неба.
Мишка – сладкоежка
Мишка очень любит мёд, Дети, открыв рот, широким языком
Он его сейчас слизнёт. в форме «чашечки», облизывают верхнюю губу.
Белка Сидит белка на тележке Кончик языка с напряжением
Ловко щелкает орешки. поочередно упирается в щеки.
Озорной щенок
А щенок по кличке Шарик. Дети надувают и сдувают щеки.
Все гонял воздушный шарик,
Толстой лапой Шарик топнул,
И воздушный шарик лопнул.
(все движения языка сопровождаются движением ладони руки).
Логопед. Сторож улыбнулся и пропустил нас. А жители зоопарка предложили спросить о пропавшем ёжике у жука. Она повсюду летает, все знает.
Логопед выставляет картинку жука.
4. Автоматизация изолированного звука.
Смотрите, какой большой и красивый жук летит к нам и жужжит. Пожужжим вместе с жуком. Вспомните, что делают наши губки (втягиваются вперед «Бубликом»). Язык – «Чашечкой» поднят за верхние зубы. воздушная струя – теплая, плавная. Голосок – работает.
- Он летит еще далеко и жужжит тихо: Ж-Ж-Ж…
- Совсем рядом жужжит громко: Ж-Ж-Ж…
- Полетел дальше, опять тихо: Ж-Ж-Ж…
Жук не смог нам помочь, но сказал, что птичка летает выше чем он и конечно нам поможет.
Логопед выставляет игрушку – птичку и предлагает поиграть с ней в игру «Птичка».
5. Пальчиковая гимнастика, развивающая взаимодействие между полушариями мозга «Птичка»
Поочередное соединение всех пальцев с большим. На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 2, 3, 4, 5, 5, 4, 3, 2. Затем смена рук.
1-2 1-3 1-4 1-5
Ищет птичка и в траве,
1-5 1-4 1-3 1-2
И на ветках, и в листве,
1-2 1-3 1-4 1-5
И среди больших лугов
1-5 1-4 1-3 1-2
Мух, червей и пауков.
Логопед. Птичка рассказала, что видела ёжика в еловом лесу.
Логопед предлагает детям отправиться в еловый лес.
5. Зрительная гимнастика «Елочка»
Проводиться с пособием «Елочка». Дети держат пособие на уровне глаз.
Вот стоит большая ёлка, Движения глазами снизу-вверх.
Вот такой высоты.
У неё большие ветки, Движения глазами слева – направо.
Вот такой ширины.
Есть на ёлке даже шишки. Посмотреть вверх,
А внизу – берлога мишки, Движения глазами вниз.
Зиму спит там косолапый Прикрыть глаза.
И сосет в берлоге лапу.
Логопед выставляет игрушку – ёжик.
Логопед. Ребята, посмотрите, а вот и пропавший ёжик. Он сказал мне по секрету, что его не украли, а он сам ушел, потому что никто не хотел с ним дружить и тогда он спрятался в еловом лесу. Чтобы ёжик не обижался, давайте покажем ему весёлую игру «Ёжик».
6. Автоматизация [Ж] в слогах. Массаж рук «Ёжик» (Су-Джоком).
Логопед читает стишок – дети повторяют слоги, выполняя движения.
Мы нашли в лесу ежа.
Жа – жа – жашарик катаем между ладошками
Мы расскажем о еже
Же – же - же перебирать кончиками пальцев слегка нажимая
Подошли мы к ежу.
Жу – жу – жу попеременно зажимаем-отпускаем в правой ладошке
Впереди большая лужа
Ужа – ужа – ужа попеременно зажимаем-отпускаем в левой ладошке
Надень ёжик сапожок.
Жок – жок – жок попеременно передаем Су-Джок из одной ладошки в другую.
Ежик с детками дружи
Ужи – ужи – ужи шарик катаем между ладошками.
7. Итог.
Логопед. Ребята, ёжик очень благодарен вам и решил вернуться в зоопарк. Понравилось вам путешествие в роли сыщиков? А нам пора возвращаться в детский сад. Желаю вам успехов и новых открытий.