Логопедическая фронтальная диагностика обучающихся начального общего образования
Логопедическая фронтальная диагностика обучающихся начального общего образования
Диагностические мероприятия позволяют специалисту выявить тех учащихся, которым необходима квалифицированная помощь. Диагностика помогает определить проблемы в формировании и усвоении письменной речи у обучающихся начального образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Логопедическая фронтальная диагностика обучающихся начального общего образования»
Логопедическая фронтальная диагностика обучающихся начального общего образования
Логопедическая диагностика - важный и ответственный этап в работе учителя-логопеда, так как именно диагностические мероприятия позволяют специалисту выявить тех, учащихся, которым квалифицированная помощь необходима в первую очередь. Благодаря диагностике учитель-логопед будет информирован о том, на кого из обучающихся стоит обратить вниманиеучителю начальных классов и специалисту в течение учебного года.
Кроме проведения диагностики, каждый специалист, в период школьных каникул знакомится с письменными работами учащихся (как рабочими, так и контрольными), посещает уроки, беседует с учителями начальных классов. Все эти меры позволят выявлять проблемы в формировании и усвоении письменной речи у обучающихся начальной ступени образования комплексно, объективно и непрерывно. Каждый специалист, имеющий опыт работы, выбирает наиболее приемлемую диагностику для проведения в общеобразовательной школе с учётом территориальных, возрастных или иных особенностей обучающихся.
Методические рекомендации
Диагностика письма проводится фронтально два раза в год:
в сентябре (1-15);
в мае(15-30).
В 1-х классах фронтальная диагностика проводится только в конце учебного года. В начале учебного года проводится индивидуальная диагностика устной речи.
1класс
В конце учебного года, в первом классе, определяется
1-2 задания:Знание рукописных букв.
3-4 задания: Формирование навыка письма.
5 задание: Навыка языкового анализа.
6-7задания: Навык слогового анализа слов.
8-10 задания: Навык звукового анализа слов.
9-слова с 1 гласным под ударением, без ударения, согласными (аист, облако, ухо, эхо,иней, ананас,утюг, игра,эскимо,рыбак, дом, тундра,жук, шапка, зонт, сапоги, чум)
2.Узнавание букв в усложнённых условиях(зашумлённых, написанных пунктирной линией)
2класс
1-2 задания: Формирование навыка письма. Навык языкового анализа.
3-5 задания: Навык слогового анализа и синтеза слов.
6-8 задания: Навык звукового анализа слов. (слова см. в заданиях 1 класса)
9-10 задания:Узнавание букв в усложнённых условиях.
3-4 класс
1-2 задания: Навыка письма.
3-5 задания: Навык слогового анализа и синтеза слов.
6-7 задание: Навык языкового анализа и синтеза.
8-9 задания: Навык звукового анализа слов. (слова см. в заданиях 1 класса)
10 задание:Верификация предложений.
Диктант для 1 класса: (конец уч.года):
1. У Ольги и Юли коньки. Они идут на каток. Вот и парк.
2. У Коли жил щенок. Звали щенка Барсик. Хвост у Барсика пушистый. Коля и Барсик друзья.
3. Вася и Зина друзья. Ребята идут в парк. У Зины санки. Вася взял лыжи. Малыши катались с горки.
Диктант для 2 класса:
1.Наступила осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идут дожди. В лесу стоит тишина.
2.Наступила весна. Целый день светит яркое солнце. Деревья проснулись от зимнего сна. Появились почки и нежные листочки. На лугах много ранних цветов.
Диктант для 3 класса:
1.Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замёрзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерён.
2.Был тёплый денёк. Дул тёплый весенний ветерок. Ребятишки пошли в берёзовую рощу. В овраге журчал ручеёк. Слышалась звонкая песня жаворонка. Дети нашли в кустах ёжика.
3. Славное это место. Меж крутых бережков текла речка Яблонька. Дно речки было песчаное. Со дна били студёные ключи. Вода была удивительно вкусная и прозрачная. По склонам речки жило семейство барсуков. Они вырыли глубокие норы с ходами и выходами.
4. Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зеленый лужок прилетели пчелы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.
Диктант для 4 класса: (начало уч.года)
Для диагностики предлагаются диктанты варианта 3 класса.
1.Напиши буквы Б,К,З,Ц,Ч_________________________________________________________
2.Обведи правильные буквы.
3.Спиши предложение. Лена идёт в школу.____________________________
4.Напиши под диктовку предложение._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Сколько слов в предложении? Девочка идёт домой.___________________________________________________________
1.Спиши предложение. Определи, сколько слов в предложении.
Пример: Лена идёт домой.(3сл.)
День был очень тёплый. Около дома росла высокая берёза.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Напиши под диктовку предложения.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мышь-малютка – самый маленький грызун в лесу.Весит она всего несколько граммов.Шёрстка у неё коричневая, глазки чёрные, грудка белая. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Запиши под диктовку:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпиши слова, состоящие из двух слогов____________________________________________________________________________________________________________________________
4.В слове учительница выпиши третий слог ________________________________________________________________
5.Составь слово из слогов:
Га, ду, ра________________,та, пус, ка______________________________,
Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. - Методическое пособие. М., Творческий центр «Сфера», 2008
Составители Балабанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ.- СПб: Детство-Пресс, 2001-238с.
Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками.- Ярославль: Академия развития, 2006-127с.
Сорокина.Н.Г. Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями.- Москва: Владос, 2013-115с.
Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму: Наглядно-методическое пособие.-СПб.: Детство-Пресс, 2010.-64с.