Просмотр содержимого документа
«Логопедический колейдоскоп»
Логопедический колейдоскоп.
Дидактические игры любой сложности для коррекции и автоматизации звукопроизношения у детей с ОНР 5-7 лет.
Из опыта работы учителя-логопеда МАДОУ детский сад №22
с. Успенского.
Была разработана система дидактических игр направленных на коррекцию звукопроизношения, соответствующая этапу автоматизации поставленных логопедом звуков. При составлении программы игр использовался принцип от простого к сложному (от изолированного звука до автоматизации его в словах) с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и программных требований к обучению детей в группах ОНР в детских садах компенсирующего вида.
Приведу несколько примеров:
1. СЮЖЕТНОЕ ЛОТО
Цель: автоматизация звуков Р, Р` в словах, предложениях, в связной речи; развитие фонематического анализа, совершенствование навыка определения количества слогов в слове, места заданного звука в слове.
Первый тур
В игре принимают участие не более трех детей. Первый тур разыгрывается по правилам классического лото. Логопед показывает картинки и называет их, например: «Кому рыбака?» или «Чей сыр?»
Дети поочередно отвечают логопеду, обязательно повторяя ключевое слово: «Мне рыбака», «Мой сыр».
При этом первый игрок выбирает слова, начинающиеся со звука Р, второй игрок – слова со звуком Р в середине, а третий игрок – со звуком Р в конце.
Второй тур
Картинки для каждого из участников игры логопед подбирает таким образом, чтобы их можно было связать единым сюжетом, например:
звук Р в начале слов – ручей, рыбак, рак, ракушка, рыба;
звук Р в середине слов – крот, огород, картошка, морковка, нора;
звук Р в конце слов – комар, самовар, пар, сахар, сыр.
Во втором туре игры дети составляют короткие рассказы по своим картинкам, которые в данном случае играют роль своеобразного плана.
Примечание
Можно дифференцировать слова не по позиции звука Р в слове, а по количеству слогов: 1-й игрок выбирает слова односложные, 2-й – из двух слогов, а третий – из трех слогов.
2 Отгадайки.
Цель: автоматизация звуков Р, Р` в словах и предложениях.
До начала игры, пока дети не видят, на столе в произвольном порядке раскладываются 12 парных картинок (т.е. 6 пар). Сверху они закрываются двенадцатью карточками с геометрическими фигурами. Игроки по очереди просят логопеда открыть две любые картинки, например:
Откройте, пожалуйста, красный квадрат и черный треугольник.
Логопед выполняет просьбу, и игрок четко называет картинки, которые видит под карточками с геометрическими фигурами.
Если открылись непарные картинки, логопед снова закрывает их, а ход передает следующему игроку. Если же картинки парные, логопед убирает их со стола, а удачливому игроку предоставляется право сделать еще один ход. Побеждает тот участник игры, который откроет последнюю пару картинок.
Примечание: можно использовать эту игру для автоматизации любых звуков, приготовив предварительно картинки с соответствующими звуками, а вместо геометрических фигур слоги, напечатанные на таких же картонках.
МОРСКОЙ БОЙ
Цель: автоматизация звуков Р, Р` в словах и предложениях.
Каждый из двух игроков раскладывает по 16 картинок ровным квадратом (4х4). Под любые свои 3 картинки игроки втайне от соперника подкладывают 3 маленьких бумажных кораблика. Первый игрок говорит второму, например: «Убери розу». Если под «розой» пусто, в игру вступает второй игрок. Если же под «розой» - «кораблик», первый игрок забирает его себе и производит дополнительный «выстрел». Побеждает игрок, первым «захвативший» все вражеские корабли.
Примечание: можно использовать эту игру для автоматизации любых звуков, приготовив предварительно картинки с соответствующими звуками.
"Поле чудес".
"Поле чудес" — это панно из арниковой пленки с карманами, на 100 клеток (10x10 сантиметров). В каждый карман вставляются цветные картинки. В середине — пустая клетка с красной точкой.
Пособие можно применять на любом занятии, подбирая игры в соответствии с его целями. Это игры на развитие и коррекцию:
психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления);
звукопроизношения;
слоговой структуры слова;
активного и пассивного словаря;
грамматического строя речи;
связной речи;
фонематического слуха и восприятия;
звуко-слогового анализа и синтеза.
Игры также способствуют совершенствованию пространственной ориентировки, формированию математических представлений, расширению кругозора детей. Все виды игр служат хорошим средством для предупреждения дисграфии у дошкольников.
Перечень и тематика игр в составе "Поля чудес"
"Назови предметы".
"Поехали".
"Найди картинки к слову".
"Кто или что?".
"Кто что делает?".
"Найди предмет по форме".
"Подбери предметы по цвету".
"Найди соседей".
"Он — она — оно — они".
"Найди предметы по описанию".
"Какой? Какая? Какое? Какие?".
"Загадки-отгадки".
"Найди и назови слова по слогам".
"Найди самое короткое и самое длинное слово".
"Съедобное — несъедобное".
"Найди предметы, сделанные из...".
"Летает — не летает".
"Предмет один, а говорим как много".
"Один и много предметов произносим одинаково".
"Послушай звуки — скажи целое слово".
"Составь со словом предложение".
"Найди и напиши".
"1,2,5".
"Назови первый и последний звук в слове".
"Выбери картинку — напиши слово".
"Назови слово, которое начинается со звука А" (гласные звуки А-О-У-Э-И).
«слева _ направо" (апельсин, барабан, мишка, груша...); "справа — налево" (дятел, лошадка, книга, карандаш, курица, арбуз. „)• Можно называть предметы на каждой строчке (первой, второй, третьей -
сверху или снизу).
• Найди и назови предмет, который находится:
в правом верхнем углу;
в левом верхнем углу;
в правом нижнем углу;
в левом нижнем углу.
2. "Поехали".
Найди и назови предмет, который задумал воспитатель. От центра (красной точки) водить в начале пальчиком (начальная стадия обучения), затем только глазами по указанию воспитателя: "одну клеточку вверх, две вправо, одну вниз ... назови предмет — "автобус" ".
В последствии ориентир для всех детей дает водящий ребенок. Ориентируются по "Полю" только глазами.
3. "Найди картинки к слову". Игра на обобщение и классификацию предметов.
"Овощи" (морковь, репа, огурец, в холодильнике — капуста, свекла, лук).
С детьми 5-6 лет можно использовать карточки с печатным изображением этих слов или алгоритмами.
6. "Найди предмет по форме".
Даются карточки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник). Ребенок подбирает предметы по форме.
7. "Подбери по цвету".
Даются:
основные цвета: черный, коричневый, желтый зеленый, синий, красный (на карточках);
дополнительные цвета: розовый, голубой, серый, белый, лимонный;
цвета радуги: семь цветов.
Ребенку показывается карточка определенного цвета. Задание — подобрать предмет такого же цвета, согласуя предмет с определением: желтый цыпленок, желтое платье, желтые яблоки, желтая репа.
12. "Загадки-отгадки".
Загадки задает логопед или ребенок (набор загадок прилагается).
13."Найди и назови слова". Слоговая структура слова.
Назови слова с
1 слогом — мяч, стул, шарф, ерш;
2 слогами — щука, зайка, мишка;
3 слогами — барабан, курица, сапоги;
4 слогами — ящерица, велосипед, земляника.
14. "Найди самое короткое и самое длинное слово".
Самое короткое — еж, ель;
Самое длинное — экскаватор, холодильник. Придумай с ними предложение.
15. "Съедобное — несъедобное".
Назови те предметы, которые можно есть в свежем или вареном виде.
Эти понятия называются, а для старших детей добавляются карточки с алгоритмами (стекло — прозрачная пленка, резина — мяч, дерево — полоска из обоев "под дерево"). Ребенок называет.
Из стекла сделан стакан — стеклянный стакан.
Из меха сшит мишка — меховой мишка.
Из железа сделан замок — железный замок.
17. "Летает — не летает".
• Назови предметы, которые летают? (показывается алгоритм-картинка "небо с облаками).
34."Где можно встретить это слово ?" (или наоборот, какие слова можно встретить в кастрюле, в воздухе, в кармане (Н.Пикулева)).
Зайца — в лесу, скворца — в скворечнике, дятла — в воздухе, ручку, карандаш — в кармане, капусту, морковь, лук, свеклу — в кастрюле, на грядке* яблоки, груши, ягоды — в корзине, на дереве.
35. "Найди (придумай) слова-родственники".
Придумай к задуманному слову другие слова, близкие по значению,
Алгоритм прилагается — цвет, форма, из чего сделан, где живет, растет, применяется; к какому слову по классификации относится.
Например: Это яблоко, оно красное, круглое, растет в саду на дереве. Его едят. Из них делают сок, компот, варенье. Это фрукт.
40."Кто больше запомнил картинок — назови".
Рассмотреть картинки на "Поле чудес" и, отвернувшись от него, назвать их за 1, 2, 3 минуты. Варианты — на всем поле, на 1, 2, 3 и так далее полоске, слева направо, сверху вниз...
42. "Назови слово (по картинке) и придумай от него фамилию".
Например:
ежик — Ежиков;
собака — Собакин;
лимон — Лимонов;
сапоги — Сапожников;
калоши — Калошин;
дятел — Дятлов;
васильки — Васильков.
48."Найди ошибку — скажи правильно".
Предложения или словосочетания подбираются по картинкам "Поля чудес".
"Скворечник живет в скворце" — (скворец живет в скворечнике).
"Ведро в воде" — (вода в ведре).
"Люди везут автобус" — (автобус везет людей).
49. "Узнай задуманное слово по первым звукам слов
на картинках".
Воспитатель задумывает слово (УТКА), а детям называет слова по картинкам. Из первых звуков названных слов дети должны составить задуманное воспитателем слово.