kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логопедический колейдоскоп

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мною подобраны дидактические игры разного уровня сложности для детей с ОНР 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Логопедический колейдоскоп»

Логопедический колейдоскоп.

Дидактические игры любой сложности для коррекции и автоматизации звукопроизношения у детей с ОНР 5-7 лет.


Из опыта работы учителя-логопеда МАДОУ детский сад №22

с. Успенского.


Была разработана система дидактических игр направленных на коррекцию звукопроизношения, соответствующая этапу автоматизации поставленных логопедом звуков. При составлении программы игр использовался принцип от простого к сложному (от изолированного звука до автоматизации его в словах) с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и программных требований к обучению детей в группах ОНР в детских садах компенсирующего вида.

Приведу несколько примеров:

1. СЮЖЕТНОЕ ЛОТО

Цель: автоматизация звуков Р, Р` в словах, предложениях, в связной речи; развитие фонематического анализа, совершенствование навыка определения количества слогов в слове, места заданного звука в слове.

Первый тур

        В игре принимают участие не более трех детей. Первый тур разыгрывается по правилам классического лото. Логопед показывает картинки и называет их, например: «Кому рыбака?» или «Чей сыр?»

        Дети поочередно отвечают логопеду, обязательно повторяя ключевое слово: «Мне рыбака», «Мой сыр».

        При этом первый игрок выбирает слова, начинающиеся со звука Р, второй игрок – слова со звуком Р в середине, а третий игрок – со звуком Р в конце.

Второй тур

        Картинки для каждого из участников игры логопед подбирает таким образом, чтобы их можно было связать единым сюжетом, например:

        звук Р в начале слов – ручей, рыбак, рак, ракушка, рыба;

        звук Р в середине слов – крот, огород, картошка, морковка, нора;

звук Р в конце слов – комар, самовар, пар, сахар, сыр.

        Во втором туре игры дети составляют короткие рассказы по своим картинкам, которые в данном случае играют роль своеобразного плана.

Примечание

Можно дифференцировать слова не по позиции звука Р в слове, а по количеству слогов: 1-й игрок выбирает слова односложные, 2-й – из двух слогов, а третий – из трех слогов.

2 Отгадайки.

Цель: автоматизация звуков Р, Р` в словах и предложениях.

        До начала игры, пока дети не видят, на столе в произвольном порядке раскладываются 12 парных картинок (т.е. 6 пар). Сверху они закрываются двенадцатью карточками с геометрическими фигурами. Игроки по очереди просят логопеда открыть две любые картинки, например:

  • Откройте, пожалуйста, красный квадрат и черный треугольник.

Логопед выполняет просьбу, и игрок четко называет картинки, которые видит под карточками с геометрическими фигурами.

        Если открылись непарные картинки, логопед снова закрывает их, а ход передает следующему игроку. Если же картинки парные, логопед убирает их со стола, а удачливому игроку предоставляется право сделать еще один ход. Побеждает тот участник игры, который откроет последнюю пару картинок.

Примечание: можно использовать эту игру для автоматизации любых звуков, приготовив предварительно картинки с соответствующими звуками, а вместо геометрических фигур слоги, напечатанные на таких же картонках.

МОРСКОЙ БОЙ

Цель: автоматизация звуков Р, Р` в словах и предложениях.

        Каждый из двух игроков раскладывает по 16 картинок ровным квадратом (4х4). Под любые свои 3 картинки игроки втайне от соперника подкладывают 3 маленьких бумажных кораблика. Первый игрок говорит второму, например: «Убери розу». Если под «розой» пусто, в игру вступает второй игрок. Если же под «розой» - «кораблик», первый игрок забирает его себе и производит дополнительный «выстрел». Побеждает игрок, первым «захвативший» все вражеские корабли.

Примечание: можно использовать эту игру для автоматизации любых звуков, приготовив предварительно картинки с соответствующими звуками.

"Поле чудес".

"Поле чудес" — это панно из арниковой пленки с карманами, на 100 клеток (10x10 сантиметров). В каждый карман вставляются цветные картинки. В середине — пустая клетка с красной точкой.

Пособие можно применять на любом занятии, подбирая игры в соответствии с его целями. Это игры на развитие и коррекцию:

  • психических     процессов     (восприятия,     памяти,     внимания, мышления);

  • звукопроизношения;

  • слоговой структуры слова;

  • активного и пассивного словаря;

  • грамматического строя речи;

  • связной речи;

  • фонематического слуха и восприятия;

  • звуко-слогового анализа и синтеза.

Игры также способствуют совершенствованию пространственной ориентировки, формированию математических представлений, расширению кругозора детей. Все виды игр служат хорошим средством для предупреждения дисграфии у дошкольников.

Перечень и тематика игр в составе "Поля чудес"

  1. "Назови предметы".

  2. "Поехали".

  3. "Найди картинки к слову".

  4. "Кто или что?".

  5. "Кто что делает?".

  6. "Найди предмет по форме".

  7. "Подбери предметы по цвету".

  8. "Найди соседей".

  9. "Он — она — оно — они".

  10. "Найди предметы по описанию".

  11. "Какой? Какая? Какое? Какие?".

  12. "Загадки-отгадки".

  13. "Найди и назови слова по слогам".

  14. "Найди самое короткое и самое длинное слово".

  15. "Съедобное — несъедобное".

  16. "Найди предметы, сделанные из...".

  17. "Летает — не летает".

  18. "Предмет один, а говорим как много".

  19. "Один и много предметов произносим одинаково".

  20. "Послушай звуки — скажи целое слово".

  21. "Составь со словом предложение".

  22. "Найди и напиши".

  23. "1,2,5".

  24. "Назови первый и последний звук в слове".

  25. "Выбери картинку — напиши слово".

  26. "Назови слово, которое начинается со звука А" (гласные звуки А-О-У-Э-И).

  27. "Что подаришь другу (подружке)?".

  28. "Прочитай слово — найди картинку".

  29. "Животные и их детёныши".

  30. "Один (одна, одно) — много".

  31. "Кто? Что? Где? (живёт, растёт, сидит, стоит)".

  32. "От А до Я".

  33. "Назови ласково".

  34. "Где можно встретить это слово?".

  35. "Найди (придумай) слова-родственники".

  36. "Что умеет делать этот предмет?".

  37. "Из чего состоит этот предмет?".

  38. "Кто (что) растет, а кто (что) нет?".

  1. "Опиши предмет".

  2. "Кто больше запомнил картинок — назови".

  3. "Подбери картинки к словам-признакам".

  4. "Назови слово — придумай от него фамилию".

  5. "Что кому (чему) нужно?".

  6. "Цепочка слов".

  7. "Найди "вкусные" слова" (колючие, школьные, мягкие, сладкие)

  8. "Доскажи словечко".

  9. "Найди в слове ударение".

  10. "Найди ошибку — скажи правильно".

  11. "Узнай задуманное слово".

  12. Лото "Найди место картинке в "Поле чудес" ".

1. "Назови предметы".

•        По порядку:

«слева _ направо" (апельсин, барабан, мишка, груша...); "справа — налево" (дятел, лошадка, книга, карандаш, курица, арбуз. „)• Можно называть предметы на каждой строчке (первой, второй, третьей -

сверху или снизу).

•        Найди и назови предмет, который находится:

  • в правом верхнем углу;

  • в левом верхнем углу;

  • в правом нижнем углу;

  • в левом нижнем углу.

2. "Поехали".

Найди и назови предмет, который задумал воспитатель. От центра (красной точки) водить в начале пальчиком (начальная стадия обучения), затем только глазами по указанию воспитателя: "одну клеточку вверх, две вправо, одну вниз ... назови предмет — "автобус" ".

В последствии ориентир для всех детей дает водящий ребенок. Ориентируются по "Полю" только глазами.

3. "Найди картинки к слову". Игра на обобщение и классификацию предметов.

"Овощи" (морковь, репа, огурец, в холодильнике — капуста, свекла, лук).

"Фрукты" (апельсин, груша, абрикос, дыня, виноград, лимон, слива).

"Ягоды" (ежевика, земляника, вишня, смородина, арбуз).

"Игрушки" (барабан, лошадка, юла, мяч, коляска).

"Посуда" (кастрюля, чайник, ведро, стакан, самовар, в посудном шкафу — тарелки, блюдца, чашки, кувшин, миска).

"Птицы" (дятел, попугай, журавль, синица, скворец; домашние птицы — курица, индюк, гусь, цыпленок, утка).

"Животные" (дикие — ежик, заяц, медведь, кенгуру; домашние — щенок, собака, кошка, свинья).

"Одежда" (шуба, шарф, платье, фартук, юбка, шапка, шорты, пальто).

"Деревья" (ель, сосна, береза, рябина).

"Транспорт" (ракета, автобус, велосипед, грузовик, экскаватор). "Продукты питания" (хлеб, яйца, сосиски, в холодильнике -— молоко, кефир, сметана, сыр, масло).

"Мебель" (стул, стол, шкаф).

"Домашние приборы и вещи" (телевизор, холодильник, утюг, часы, замок, гребень, корзина, ножницы).

"Школьные принадлежности" (книга, карандаш, ручка, портфель, тетрадь).

"Цветы" (гвоздика, василек, розы, кактус).

"Обувь" (сапоги, туфли, калоши).

"Насекомые" (стрекоза, бабочка).

"Пресмыкающиеся" (ящерица).

В вариантах к игре даются карточки с напечатанными словами "Овощи", "Фрукты" и так далее.

Вариант игры "Назови одним словом" (барабан, мишка, лошадка, юла — игрушки).

4. "Кто или что?".

Найди и назови:

  • живые предметы, подходящие к слову "Кто?" (ежик, дятел, курица, щука, заяц...);

  • неживые предметы, подходящие к слову "Что?" (апельсин, барабан, мишка, груша, замок...).

5. "Кто что делает?".

Назови — кто летает? (стрекоза, дятел, скворец, журавль...);

  • что летает? (ракета, листья...);

  • кто прыгает? (кенгуру, заяц, кошка, щенок...);

  • что прыгает? (мячик).

Используются понятия: летает, бегает, прыгает, плавает, ползает, растет, сидит, едет, возит, стоит, висит, лежит.

С   детьми   5-6   лет   можно   использовать   карточки   с   печатным изображением этих слов или алгоритмами.

6. "Найди предмет по форме".

Даются карточки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник). Ребенок подбирает предметы по форме.

7. "Подбери по цвету".

Даются:

  • основные цвета: черный, коричневый, желтый зеленый, синий, красный (на карточках);

  • дополнительные    цвета:    розовый,    голубой,    серый,    белый, лимонный;

  • цвета радуги: семь цветов.

Ребенку показывается карточка определенного цвета. Задание — подобрать предмет такого же цвета, согласуя предмет с определением: желтый цыпленок, желтое платье, желтые яблоки, желтая репа.

12. "Загадки-отгадки".

Загадки задает логопед или ребенок (набор загадок прилагается).

13."Найди и назови слова". Слоговая структура слова.

Назови слова с

  • 1 слогом — мяч, стул, шарф, ерш;

  • 2 слогами — щука, зайка, мишка;

  • 3 слогами — барабан, курица, сапоги;

  • 4 слогами — ящерица, велосипед, земляника.

14. "Найди самое короткое и самое длинное слово".

  • Самое короткое — еж, ель;

  • Самое длинное — экскаватор, холодильник. Придумай с ними предложение.

15. "Съедобное — несъедобное".

Назови те предметы, которые можно есть в свежем или вареном виде.

Съедобные:

  • Груша, апельсин, хлеб, арбуз, морковь, фрукты, яблоко, лимон;

  • Курица, щука, индюк, гусь, утка, цыпленок. Несъедобные:

  • Барабан, мишка, замок, лошадка, дятел, шуба.

16. "Найди предметы, сделанные из...".

стекла, железа, дерева, меха, кожи, резины, пластмассы.

Эти понятия называются, а для старших детей добавляются карточки с алгоритмами (стекло — прозрачная пленка, резина — мяч, дерево — полоска из обоев "под дерево"). Ребенок называет.

  • Из стекла сделан    стакан — стеклянный стакан.

  • Из меха сшит мишка — меховой мишка.

  • Из железа сделан замок — железный замок.

17. "Летает — не летает".

•        Назови предметы, которые летают? (показывается алгоритм-картинка
"небо с облаками).

— Дятел, ракета, стрекоза, журавль, гусь, скворец, попугай.

•        Не летают (показывается алгоритм-картинка — земля) — все остальные
предметы.

18. "Предмет один, а говорим как много".

Найди картинку — назови слово, где предмет один — а говорим как много.

•        Ножницы, часы (предмет, а не астрономический "час"), шорты.
Назови, какие ты еще знаешь такие слова?

19. "Один и много предметов произносим одинаково".

Найди  картинку -— назови  слово,  где  один  и  много  предметов произносятся одинаково.

•        Пальто, кенгуру.

Какие ты еще знаешь такие слова? (кафе, кино, Барби, манго, киви).

20. "Послушай звуки — скажи целое слово".

Ребенку называются отдельные звуки С, Т, У, Л. Он называет слово — стул, показывает картинку, обозначающую это слово.

Берутся короткие слова: Ш, У, К, А; Ч, А, С, Ы; О, К, У, Н'.

21."Составь со словом предложение".

Дети составляют предложение со словом, заданным логопедом или ребенком (по картинке).

Например, "Заяц живет в лесу".

22. "Найди и напиши".

Быстро  найти  картинку,  четко  произнести  слово,  написать  его кубиками, прочитать, поставить ударение.

23. "1,2, 5".

Ребенку называется предмет на картинке, он находит ее и повторяет слова, согласовывая числительное "1,2, 5" с существительным:

  • одно яблоко, два яблока, пять яблок;

  • один арбуз, два арбуза, пять арбузов;

  • одна собака, две собаки, пять собак.

Можно показывать карточки с цифрами 1, 2, 5 или показывать на пальцах.

24."Назови превый и последний звук в слове".

Воспитатель показывает картинки. Ребенок называет слово, выделяя первый и последний звуки отдельно.

Например: "СТОЛ" — первый звук [С], последний звук [Л].

25. "Выбери картинку — напиши слово".

Ребенку  предлагается  выбрать любую  картинку,  назвать  ее, написать на кубиках Н.А.Зайцева или буквами из разрезной азбуки.

26. "Назови слово, которое начинается со звука А" (гласные звуки А-О-У-Э-И).

Гласные называет воспитатель:

  • Найди слова, которые начинаются на звук А: автобус, апельсин, арбуз.

  • На звук О: окунь, огурец.

  • На звук У: утка, утюг.

27. "Что подаришь другу, подружке ?".

Употребление  существительных в разных падежах,  согласование слов в предложении:

  • Оле подарю мяч;

  • Коле подарю автобус.

28. "Прочитай слово — найди картинку".

Ребенку (6-7 лет) необходимо прочитать слово на карточке и найти соответствующую картинку, затем записать слово на кубиках Н.А.Зайцева.

Можно наоборот — по выбранной картинке найти слово и прочитать его.

29. "Животные и их детеныши".

Найди животных и их детенышей.

  • Собака — щенок;

  • Курица — цыпленок;

  • Кенгуру — кенгуренок. Каких ты знаешь еще?

П — портфель, платье, попугай, помидоры.

Р — ракета, репа, ручка, рябина, роза.

С — сосиски, сосна, стул, синица, самовар, скворечник, скворец.

Т — трамвай, телевизор, туфли.

У — утюг, утка.

Ф — фартук, фрукты.

X — хлеб, холодильник.

Ц — цыпленок.

Ч — часы, чайник.

Ш — шуба, шарф, шапка, шкаф, шорты.

Щ — щука, щенок.

Ы — (в конце или в середине слова) — шорты, ножницы, цыпленок.

Ь — (в конце или в середине слова) — морковь, медведь, платье.

Ъ — (в середине слова) — подъемник.

Э — экскаватор.

Ю — юла, юбка.

Я — ящерица, яйца, яблоко, якорь.

30. "Один (одна, одно) — много".

Игры на словообразование.

Назвать предмет и сказать так, что их много. Образец:

еж — ежи — много ежей;

груша — груши — груш;

яблоко — яблоки — яблок. Наоборот:

калоши — калоша — много калош;

фрукты — фрукт — много фруктов. Особо трудные слова:

ножницы —- ножницы — много ножниц;

шорты — шорты — много шортов;

часы — часы — много часов.

 31. "Кто? Что? Где? (живет, растет, сидит, стоит)".

Задание на предложно-падежное управление.

  • Дятел сидит на дереве.

  • Рябина висит на ветке.

  • Нитки намотаны на катушке.

  • Трамвай стоит на рельсах.

  • Скворец сидит в скворечнике.

  • Продукты лежат в холодильнике.


32."ОтАдоЯ".

Назвать предметы по алфавиту. Алфавит висит перед глазами детей.

А — арбуз, апельсин, автобус.

Б — барабан, бабочка, береза.

В — ведро, виноград, велосипед, васильки, вишни.

Г — груша, гребень, гусь, гвоздика, грузовик.

Д — дятел, дыня, дерево.

Е — ежевика, ель.

Ё — ёжик, ёрш.

Ж — журавль, желуди.

3 — замок, заяц, земляника.

И — индюк.

И — в конце слова — воробей, в середине — зайчик,чайник.

К — книга, карандаш, кошка, кактус, кенгуру, краски, корзина, кастрюля.

Л — лошадь, лимон, линейка.

М — морковь, медведь, мяч, мебель, мишка.

Н — ножницы, нитки.

О — огурец, окунь.

33."Назови ласково".

Образец: ведро — ведерко, юбка — юбочка, попугай — попугайчик, корзина — корзиночка.

34."Где можно встретить это слово ?" (или наоборот, какие слова можно встретить в кастрюле, в воздухе, в кармане (Н.Пикулева)).

Зайца — в лесу, скворца — в скворечнике, дятла — в воздухе, ручку, карандаш — в кармане, капусту, морковь, лук, свеклу — в кастрюле, на грядке* яблоки, груши, ягоды — в корзине, на дереве.

35. "Найди (придумай) слова-родственники".

Придумай  к задуманному  слову другие  слова,  близкие  по  значению,

объясни их смысл.

Например:

еж, ежик, ежонок, ежиха, ежата, ежовая (рукавица);

зайка, заяц, зайчик, зайчонок, зайчиха, заячий, зайчата;

хлеб, хлебушек, хлебный.

36."Что умеет делать этот предмет ?".

  • Курица — клюет, кудахчет, несет яйца, водит цыплят, ищет зернышки, квохчет...

  • Бабочка — кружится, порхает, машет крылышками, шевелит усиками...

37."Из чего состоит предмет ?".

Стул: сиденье, спинка, ножки. Кастрюля: дно, крышка, стенки, ручки. Часы: циферблат, маятник, стрелки, механизм.

38."Кто (что) растет, а кто (что) нет ?".

  • Растет: дерево, капуста, цыпленок, щенок, свинья;

  • Не растет: шкаф, юла, машина, шапка, мячик.

39."Опиши предмет".

Алгоритм прилагается — цвет, форма, из чего сделан, где живет, растет, применяется; к какому слову по классификации относится.

Например: Это яблоко, оно красное, круглое, растет в саду на дереве. Его едят. Из них делают сок, компот, варенье. Это фрукт.

40."Кто больше запомнил картинок — назови".

Рассмотреть картинки на "Поле чудес" и, отвернувшись от него, назвать их за 1, 2, 3 минуты. Варианты — на всем поле, на 1, 2, 3 и так далее полоске, слева направо, сверху вниз...

41."Подбери картинки к словам-признакам".

Колючий (ая, ее, ие) — еж, ель, кактус. Цветной (ая, ое, ые) — краски, платье, телевизор. Плюшевый (ая, ое, ые) — мишка. Сладкий (ая, ое, ие) — яблоко, арбуз, ягоды. Красивый (ая, ое, ые) — барабан, платье, цветы. Острый, добрый, злой, резиновый и так далее.

42. "Назови слово (по картинке) и придумай от него фамилию".

Например:

  • ежик — Ежиков;

  • собака — Собакин;

  • лимон — Лимонов;

  • сапоги — Сапожников;

  • калоши — Калошин;

  • дятел — Дятлов;

  • васильки — Васильков.

48."Найди ошибку — скажи правильно".

Предложения или словосочетания подбираются по картинкам "Поля чудес".

"Скворечник живет в скворце" — (скворец живет в скворечнике).

"Ведро в воде" — (вода в ведре).

"Люди везут автобус" — (автобус везет людей).

49. "Узнай задуманное слово по первым звукам слов

на картинках".

Воспитатель задумывает слово (УТКА), а детям называет слова по картинкам. Из первых звуков названных слов дети должны составить задуманное воспитателем слово.

Слова: утюг, туфли, курица, автобус.

Получается слово: УТКА.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Логопедический колейдоскоп

Автор: Бондарева Светлана Владимировна

Дата: 08.11.2017

Номер свидетельства: 437791


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства