1.Активизировать речевые процессы учащихся, систематизировать знания, умения и навыки, полученные на логопедических занятиях.
2.Закреплять умение различать гласные и согласные звуки.
3.Развитие фонематического восприятия, слухового и речевого внимания.
4.Развитие чувства ритма и темпа, выразительности речи.
5. Развитие пространственной ориентации, координации движений.
6.Создавать условия для эмоционально-личностного благополучия учащихся. Формировать умение самоконтроля.
Приветствие: – Дорогие наши ребята, учителя и воспитатели! Сегодня у нас занятие немного необычное, давайте прочитаем его название.
- В мире звуков и букв!
Мы отправимся сегодня в удивительный мир звуков и букв.
Логопед : – Тысячи звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц… Едва проснувшись утром, мы слышим как тикают часы, плещется вода в кране, пыхтит чайник на плите, мама гремит посудой. Выходим из дома – и опять нас окружают звуки – шум машин, топот ног прохожих.
- Сейчас мы послушаем звуки, которые нас окружают и попробуем отгадать их.
(звучат разные звуки : тиканье часов, топот ног, шум машин и т.д.).
Прослушивание звуков:
шум воды
вой ветра
музыкальный отрывок
птичьи голоса
тиканье часов
плач ребенка
скрип двери
После прослушивания надо определить услышанные звуки.
– Но есть ещё и речевые звуки, которые мы произносим и слышим.
Он бывает тихим, громким, А еще глухим и звонким. Рот ему как дом родной, Из него летит волной. Любит с эхом подразниться, В барабане схорониться. Если где услышим стук, Значит к нам добрался ….. (звук).
- Звуки бывают разные. Отгадайте загадки про звуки:
Воздух рвет преграды, Шум получается. Голоса нет совсем, Но звук прорывается. Как называется звук такой? Это………..(согласный глухой).
Воздух свободно идет через рот, Нет препятствий разных, Голос участвует, голос поет Звук получается…….(гласный).
Шум получается, Голос включается. Звук получается громкий Он называется….(звонкий).
Игра «Расчистить дорожку» - разложить кубики к красной и синей ленте.
(На кубиках картинки, которые помогут определить, какой это звук, если звук гласный – кубик на красную ленту, если согласный – на синюю.)
– А чем обозначаем мы звуки на письме? Звуки на письме обозначаются буквами.
– А вы знаете, как появились буквы?
– Об этом нам расскажет наш гость. Вы узнали его, ребята? Кто это? (Буратино)
– Послушайте стихотворение «Как появились буквы».
Буратино: Палочки, крючочки, закорючки, точки
Бегали толпою и поодиночке.
Ссорились, мирились, прыгали без дела,
Наконец без дела жить им надоело.
И сказал им кто-то умный и серьёзный:
Брать за работуникогда не поздно,
Слышим мы повсюду много разных звуков,
Но для них покуда нету знаков – букв.
Эй, крючки и точки, чёрточки, кружочки Собирайтесь вместе, становитесь в строчки!
И шагайте слаженно по листу бумажному.
Чёрточки послушались, прекратили драки,
Превратились в умные, правильные знаки.
Стали всем понятными буквами печатными.
И тогда вприпрыжку побежали в книжку.
– У нас на празднике присутствуют буквы.
Логопед: Вот уж буквы встали в ряд,
Начинается парад!
Буква «А»:
- Буква А, буква А!
Наклонились два столба.
Наклонились, наклонились,
А потом соединились.
Буква «У»:
-У дубочка, у дубочка
Влево смотрят два сучочка.
Буква «И»:
Два столба на пути,
Чтобы вышла буква И
Ты от левого столба
Вверх дорожку проведи.
Буква «О»:
О - похожа на баранку.
Обруч тоже буква О.
На овал похожа буква,
На кольцо, на колесо.
Буква «Э»:
Э открыла ротик смело,
Язычок глядит на лево.
Буква «Ы»:
Буква Ы совсем старушка.
Справа палочка-подружка.
Буква Ы, буква Ы
Ходит с палочкой – увы!
Логопед – Скажите, ребята, про какие буквы эти стихи? Правильно. Гласные буквы приготовили для вас задание и хотят, чтобы вы его выполнили.
Игра «Прочитай слова».
Добавить первый гласный в слово и прочитать его целиком.
( В помощь даются картинки, если дети затрудняются.)
Логопед – У нас в гостях были гласные, а какие ещё вы знаете звуки и буквы. (Согласные)
– Сейчас свои стихи расскажут нам согласные буквы.
Буква «С»: Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок!
Буква «З»: Завиток на завиток,
Закрывается замок,
Заинька морковь грызёт,
В зарослях змея ползёт.
Буква «Ц»: Есть «Ц» в кольце, овце и огурце,
В крыльце, пыльце и танце.
Буква «Ш»: Шпалы, шашлыки, шалаш –
Буква «Ш» - любимец наш!
Буква «Ж»: Эта буква широка,
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук: «ЖЖЖ!»
Буква «Ч»: Послушайте, здесь всё на «Ч»:
«Четыре чёрненьких,
Чумазеньких чертёнка
Чертили чёрными
Чернилами чертёж»
Бука «Щ»: Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Буква «Л»: «Л» - немного инвалид
Ножка левая болит.
Буква «Р»: Буква «Р» согнула ручку –
Не пройти ли нам под ручку?
Физминутка. (Под песню «33 родных сестрицы»)
Логопед – Скажите, ребята, из чего образуются слова?
– Верно, слова образуются из букв.
А давайте поиграем в игру «Живые слова».
(Вызываются по пять участников из каждого класса, раздаются комплекты букв. Участники должны встать в том порядке, в каком стоят буквы в этом слове.)
(К, В, Б, Ы, У) (Г, Н, К, А, И) (А,К,Ш,Л,О)
БУКВЫ КНИГА ШКОЛА
Логопед: Молодцы, ребята, слова вы составляете хорошо.
Логопед: Ребята, мы все знаем, что слова нужно произносить чётко, ясно, не торопясь, проговаривать все звуки.
– Вот такая история приключилась в лесу.
«Штранная иштория».
Встретил жук в одном лесу
Симпатичную осу
- Ах, какая модница!
Пожвольте пожнакомиться.
- Увазаемый прохозый,
Ну на сто з это похозе!
Вы не представляете,
Как вы сепелявите.
И красавица оса
Улетела в небеса.
- Штранная гражданка…
Наверно, иноштранка.
Жук с досады кренделями по поляне носится:
- Это ж надо было так
Опроштоволоситься!
Как бы вновь не окажаться
В положении таком?
Нужно шрочно жаниматься
Иноштранным яжиком!
Логопед: - Теперь вы убедились, как важно чётко и внятно говорить.
Инсценировки.
– А ещё наши ребята подготовили инсценировки и сейчас их продемонстрируют.
«Лиса и волк» (звуки Л, Р)
Логопед: Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.
- Лизавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый!
- Ничего идут дела,
голова ещё цела…
- Где ты был?
- На рынке.
- Что купил?
- Свежинки.
- Сколько взяли?
- Шерсти клок,
ободрали правый бок,
хвост отгрызли в драке…
- Кто отгрыз?
- Собаки.
- Жив ли, милый куманёк?
- Еле ноги уволок!
Как твои, лиса, дела?
- На базаре я была.
- Что ты там видала?
- Уток я считала.
- Сколько было?
- Семь с восьмой.
- Сколько стало?
- Ни одной.
- Где же эти утки?
- У меня в желудке.
«Лягушкины покупки» (звуки К, Ш)
Откуда ты идёшь, лягушка-квакушка?
С базара домой, дорогая подружка.
А что ты купила?
Всего понемножку:
купила ква - пусту, ква - соль и ква - ртошку.
Наш праздник« В мире звуков и букв» подошёл к концу. Сегодня вы вспомнили о звуках и буквах, словах. И хочется всем сказать: «До новых встреч друзья!» Звучит песня «Учат в школе».