Просмотр содержимого документа
«Логопедическая работа по формированию социальных и жизнненых кампитенций.»
Логопедическая работа по формированию социальных и жизненных компетенций.
Детям с первичным нарушением речи для формирования жизненной компетенции требуется систематическая специальная педагогическая помощь. Для этого в ГКОУ «С(к)ШИ№9 для детей-сирот» устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной помощи: с ОВЗ, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации;
дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
осмысление своего социального окружения и освоение
соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей
Вся деятельность нашего образовательного учреждения построена так, чтобы на всех уроках и во внеурочной деятельности осуществлялась работа по развитию и коррекции речи обучающихся, то есть логопедическое воздействие и процесс обучения тесно связаны по содержанию и развивающей направленности. Обучающихся характеризует недостаточная сформированность жизненных компетенций, и прежде всего из-за выраженных ограничений коммуникативной функции речи. У большинства обучающихся есть полноценные предпосылки интеллектуального развития, которые ввиду наличия коммуникативных барьеров, не могут быть полностью реализованы.
Развитие коммуникативной компетентности обучающегося – актуальная задача коррекционно-образовательного процесса образовательного учреждения. Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых компетенций, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково же значение коммуникативной компетентности обучающегося в образовательном процессе нашей школы?
Несовершенство умений, связанных с использованием речи как средства общения, является характерной особенностью нашихобучающихся с нарушением речи. Это объясняется низким уровнем сформированности коммуникативных умений уобучающихся. В связи с этим возникают сложности:
в организации свободного общения,
затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности,
в осуществлении процесса социализации обучающихся, воспитанников.
Своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием формирования коммуникативной компетенции и психологической адаптацииобучающихся к новым социальным условиям. Логопедические занятия призваны помочь обучающимся преодолеть имеющиеся трудности, которые мешают обучающимся овладеть:
грамотой;
устной и письменной коммуникацией;
осмысленным чтением и письмом;
способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих житейских задач.
Целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся является вовлечение их в речевое и социальное взаимодействие с педагогами и сверстниками через интенсивное развитие форм и способов невербальной и вербальной коммуникации в зависимости от структуры дефекта.
Коррекция недостатков речи требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у обучающихся, воспитанников. Отсюда у обучающихся:
снижение познавательного интереса,
нежелание посещать дополнительные занятия,
повышение утомляемости.
Чтобы заинтересовать обучающихся, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, построение индивидуальных программ коррекции, новые техники и технологии
ФГОС с ОВЗ интеллектуальными нарушениями определяет необходимость применения информационно-коммуникативных технологий в решении учебно-познавательных и коррекционных задач.
С недавних пор действенным помощником логопеда и партнёром обучающихся по развивающим играм стал компьютер. Наличие компьютера в кабинете логопеда значительно повышает возможности коррекции. Подача материала на логопедическом занятии должна быть другой, более индивидуализированной и нетрадиционной, чем на уроке в классе, и компьютерные технологии позволяют решить эту задачу. Проведение компьютерных игр всегда носит полифункциональный характер. Происходит и развитие произвольной регуляции деятельности обучающихся:
умений подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям,
умений сдерживать свои эмоциональные порывы,
планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков,
умение работать в парах.
Очень важно, что успешное использование ИКТ, получение с их помощью более продуктивных результатов способствует повышению самооценки обучающихся, их уверенности в способности решать сложные задачи самостоятельно.
На протяжении нескольких лет в логопедической работе яиспользую «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе», созданный на основе программно-методического комплекса «Радуга в компьютере». Он содержит материалы по предупреждению и исправлению нарушений письменной речи обучающихся. В состав практикума входит 20 компьютерных игр и около 1500 дидактических упражнений. Занятия проводятся как индивидуально, так и в группах. Еще одна особенность используемого практикума в том, что тематическое планирование учебного материала не разбито на классы. Это позволяет более эффективно подбирать упражнения в зависимости от особенностей развития обучающегося, а не его возраста.
Для подготовки занятий с ИКТ я использую учебное пособие «Сборник дидактических материалов». В него включено пять разделов:
подготовительный;
восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
восполнение пробелов лексико-грамматического развития; восполнение пробелов в формировании связной речи;
развитие индивидуальных качеств обучающихся.
Такое построение материала совпадает с основными направлениями коррекционной работы.
Представим вашему вниманию некоторые задания:
- умение работать в парах;
- задание на закрепление слогообразующей роли гласных при коррекции слоговой структуры слова;
-следующее задание на закрепление понятий одушевленный, неодушевленный предмет направлено на умение предвидеть результат своего решения;
-при составлении грамматически правильно оформленного предложения герою игры простроен мостик;
- конечно, итогом работы являются многообразные формы работы со связными текстами;
- с целью формирования и совершенствования навыка чтения используется упражнение «Покажи картинку». Время экспозиции постепенно уменьшается, что влечет за собой глобальное восприятие слова.
- также в практикуме представлено многообразие игр по коррекции дисграфических ошибок.
Рекомендации логопеда педагогам.
Устная речь
1. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса обучающимся по текущей теме, в процессе всех режимных моментов.
2. Постоянное совершенствование артикуляции, дикции, мелкой и общей моторики.
3. Систематический контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи в процессе всех режимных моментов.
4. Совершенствование связной речи (разучивание стихотворений, отрывков из текстов, параграфов, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
5. Развитие понимания речи, контроль над ответами, на поставленные вопросы.
Письменная речь.
1. На всем протяжении занятий обучающимся необходим щадящий режим.
2. Откажитесь от проверок обучающихся на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые замечания у психологов и дефектологов.
3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками .
4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет, лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с обучающимися. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые обучающийся с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
5. Очень важно не показывать обучающему свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком активно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно будет способствовать устойчивым, хорошим результатам.
Диктанты надо писать медленно!
На написание диктанта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии должно затрачиваться не менее часа времени.
1. Текст обязательно прочитывается целиком, не менее двух раз. Можно спросить, на какие орфограммы этот текст. Обучающийся вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это «очень трудно», тогда укажите на них сами, выясните, известны ли ему понятия «безударные гласные» и другие правила русского языка.
2. Затем диктуется первое предложение. Попросите обучающего назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех, четырехкратного прочтения) продолжайте писать.
3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.
Учителям начальных классов
Коррекция письма на уроках:
Упражнение 1.Назовите приведенные ниже слова по типу: один пень – два пня – пять пней
один олень - … - …: одно дерево - … - …: одна доска - … - …:
один щенок - … - …: одно ведро - … - …: один львёнок - … - ….
Упражнение 2. Составьте слова из нескольких букв. Запишите их правильно. олпк - …, …: аршм - …, алтс - …, …:
Структура дефекта младших школьников с общим недоразвитием речи требует системного, последовательного, поэтапного подхода к развитию связной речи. У одних детей недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли: владея набором слов и синтаксических конструкций, необходимых для построения высказывания, они испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в целое, в отборе материала, который соответствовал бы той или иной цели высказывания. Другие учащиеся, имея относительно сформированную связную речь, не умеют отразить в собственной речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.
Задача — проведении систематических и разнообразных по тематике занятий поразвитию связной речи и обогащению словарного запаса младших школьников, имеющих трудности в овладении русским языком как средством коммуникации и учебным предметом.
1.«Писатель»- научить составлять рассказ по плану.Например, составление рассказа «В школе»: вопросы на доске:
в) Объясни, для чего нужен каждый инструмент: ПИЛА - … (инструмент для резки, распиливания чего-либо) и т.д.
4.Игра «Наоборот»-подобрать слова противоположные по смыслу (мяч)
Длинный - …, низкий - …, холодно - …, кричит - …, день - …, сильный - … .
Многообразие речевых дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Электронная техника и программное обеспечение постоянно развиваются, давая нам всё новые возможности для коррекции и развития речевых процессов у обучающихся и в дальнейшем успешного формирования коммуникативных компетенций.
Таким образом, логопедические задания обладают большим потенциалом для развития жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ.