Просмотр содержимого документа
«Логопедическая помощь в развитии лексико-грамматического строя речи у младших школьников с речевыми недостатками.»
Логопедическая помощь в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у младших школьников с речевыми недостатками
По исследованиям учёных, около половины детей, обучающихся в школе, имеют разнообразные нарушения речи. Среди них чрезвычайно высок процент тех, кто имеет нарушения письменной речи. Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисграфия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. Около 30% детей начинают своё обучение в условиях неполной сформированности у них грамматических систем. Это неизбежно отражается на ходе усвоения ими грамматических правил. Формирование грамматической системы словоизменения заканчивается примерно к четырем годам, а системы словообразования к семи годам. Понятно, что эти сроки относятся только к случаям нормально протекающего речевого развития. До определенного возраста ребенок «путает» окончания слов, неправильно согласует слова между собой при построении фраз. А дети с нарушениями в речевом развитии не усваивают этих форм даже к третьему году школьного обучения.
Среди наиболее существенных задач по развитию речи можно назвать пополнение лексики, работу над грамматическим оформлением речи, усвоение словосочетаний, овладение связью слов в предложении, моделями разных синтаксических конструкций, развитие и совершенствование связной речи.
С учетом того, что учащиеся с речевым недоразвитием многие слова понимают недостаточно полно или даже искаженно, работа над объяснением их значения и употребления тщательно продумывается. Используются наглядные средства обучения (картины, сами предметы и т.д), составляем словосочетания, включаем новые слова в предложения, группируем их на основе сходства.
Центральное место в словарной работе принадлежит лексическим упражнениям. Принимая во внимание, что уточнить значение слова и его форм можно только в словосочетаниях, овладение лексикой осуществляться не только путем заучивания, но и показа его в таких словосочетаниях. Например, если в речь вводится имя существительное, то для демонстрации типичного способа его употребления к нему присоединяются глагол, имя числительное, имя прилагательное.
Работа над всеми лексико-грамматическими категориями проводится практически без правил или научных определений, при минимальном количестве терминов. Она обогащает и активизирует запас слов школьников, постепенно формирует понятие о языке как о функционирующей системе, помогает передавать мысли наиболее выразительно, ярко, красиво.
Для расширения лексики важно ознакомление с разными способами словообразования. Поскольку изучение морфологического состава слова не предусмотрено программой первого класса, то вся работа по формированию у детей первоначальных морфологических представлений осуществляется в опережающем (в игровой форме) плане. Здесь будут эффективны такие упражнения, как: образование слов с помощью разных приставок от одного корня, слов, имеющих одинаковые приставки, но разные корни; подбор к глаголам-синонимам подходящих по смыслу существительных; постановка вопросов с опорой на глагол и т.д.
Для закрепления и расширения знаний о префиксальном способе словообразования проводятся занятия на образование слов при помощи суффиксов. Это могут быть прилагательные со значением соотнесения с материалом, из которого сделан предмет, или с оттеночным, уменьшительно-ласкательным значением, а также другие части речи. Главное в этой работе — закрепить у детей понимание смысловых оттенков суффиксов. Также расширяю материал за счет упражнений в образовании новых слов путем сложения (числительное + существительное — «пятиэтажный»; существительное + глагол — «бензовоз»).
Особое значение в общей системе по преодолению речевого недоразвития у учащихся начальных классов придается упорядочению грамматического строя речи. Основное внимание здесь уделяю не только исправлению ошибок, но и формированию языковых обобщений, чтобы дети осознали правильное употребление рода и числа существительного, его согласование с прилагательными, числительными; образование множественного числа, употребление предлогов, формы падежного управления. Обучение осуществляется на основе речевых образов, по аналогии с которыми будут составляться другие словосочетания, предложения. Для этой цели использую тренировочные упражнения, формирующие грамматические навыки на знакомом лексическом материале. Например: постановка вопроса к каждому слову словосочетания и предложения, составление словосочетаний разных типов (согласование, примыкание, управление — без терминов), рассмотрение конкретно-пространственных значений предлогов при помощи схем и т.д.
Работа над грамматическим строем ведется поэтапно. Сначала надо научить детей правильно употреблять формы винительного, дательного, родительного и творительного падежей существительного и прилагательного тех же падежей без предлога (по степени трудности их усвоения). Каждая падежная форма также отрабатывается в определенной последовательности. Для того чтобы ребенок почувствовал, как изменяется начальный вариант, требую от него ответа сперва одним словом, затем — целым предложением. После существительных приступаем к прилагательным, сначала используя словосочетания, а затем — вводя их в стереотипные предложения.
После того как дети научатся правильно употреблять слова в разных падежах, переходим к работе над предлогами. Обучающиеся, страдающие речевыми нарушениями, не осознают их смысловую значимость, как отдельных слов, и либо опускают в устной и письменной речи, либо соединяют их с последующим словом. Непонимание смысла предлогов приводит и к тому, что ребята путают понятия «предлог» и «приставка» и пишут приставки отдельно.
Для преодоления разных форм аграмматизма использую следующие упражнения: придумывание предложений с указанным предлогом; вставка нужного предлога в деформированный текст; составление предложений с предлогом по картинке; выборочные диктанты и т.д.
Центральное место во всей системе обучения лексико-грамматическим средствам языка занимает работа над предложением. Постоянно предлагаю детям составлять предложения самыми разными способами: по вопросам, по образцу, по схеме из разрозненных слов, по опорным словам, по картинке, по заданной теме; соединяя два—три предложения в одно; разделяя на два простых. Немаловажен и анализ предложения: определение его составных частей и членов; установление связи между словами. Эффективны упражнения в выделении границы каждого предложения — большой буквой или нужным знаком препинания. По мере усвоения предложений разных конструкций используем их в устной речи.
Для повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса готовлю для учащихся опорные схемы, перфокарты, карточки для индивидуальной работы, дидактические игры. Использую в своей работе метод наглядности, метод уровневой дифференциации, диагностический метод.
В качестве самого эффективного метода на логопедических занятиях выступает игровой метод. Это связано с тем, что игровые методики, включая в себя практически все формы работы (диалог, работа в группе и т. д.) предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребёнка.
На своих занятиях я стараюсь развивать фантазию детей, способствую творчеству. Организация такой работы даёт положительный результат для развития словарного запаса детей и грамматического строя речи. Используемые методические приёмы позволяют устранить многие ошибки детей, развивают орфографическую зоркость, самоконтроль. Такая системная работа по устранению нарушений лексического запаса слов и грамматического строя речи способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выделять целый ряд мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия, - учит делать выводы и обобщения.
Средства наглядности повышают интерес к знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка. А если этой наглядностью является компьютер, то, несомненно, активность детей на таком занятии обязательно возрастёт. Информатизация в школу пришла. Возможности компьютера велики, и использование его в школе становится всё более объёмным. При активном использовании успешнее достигаются цели обучения и, значительно повышается интерес учащихся к занятию. Компьютер – это большая кладовая познавательного материала. Конечно, необходимо помнить о санитарных нормах. Чаще всего готовлю детям задания, где от ребёнка требуется вставить пропущенную букву, подобрать подходящее по смыслу слово, исправить ошибки. Все игры детям нравятся, они вносят в занятие элемент новизны, задора.
Дети младшего школьного возраста с речевыми недостатками имеют бедный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают и не знают значения многих слов, часто не умеют правильно употребить знакомые слова, т.е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития. В коррекции и формировании лексико - грамматической стороны речи у таких детей особенно большую роль играет установление родственных связей между однокоренными словами. Целесообразный подбор дидактического языкового материала и строгая система заданий и упражнений к нему позволяют добиться необходимого коррекционного эффекта при ознакомлении детей с родственными словами. В этом случае языковой материал становится источником знаний, средством, способствующим развитию речевых навыков. У детей вырабатывается умение выделять родственные слова, использовать родственные слова в связной речи.