Просмотр содержимого документа
«Культурно-досуговая деятельность в работе учителя-логопеда»
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Поскотинова О.А., учитель-логопед
МАДОУ № 77 «Зоренька» города Северодвинска
Коррекционная работа логопеда в дошкольном учреждении не ограничивается организацией непосредственной образовательной деятельности в форме подгрупповых и индивидуальных занятий. Логопедические досуги проводятся в форме весёлой игры. Известно, что игровые задания стимулируют познавательную активность, снимают напряжение, возникающее у детей в процессе занятий, развивают любознательность.
Речевые праздники и развлечения относятся к культурно-досуговой деятельности и являются актуальным видом работы логопеда с детьми.
Досуг – совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время. Виды культурно-досуговой деятельности дошкольников многообразны. Их можно классифицировать следующим образом:
1. отдых;
2. развлечения;
3. праздники;
4. самостоятельную художественную и познавательную деятельность;
5. творчество.
Рассмотрим организацию логопедических развлечений, праздников и конкурсов творческих работ воспитанников в условиях ДОУ комбинированного вида.
Логопедическое развлечение – одна из форм организации детей в повседневной жизни речевой группы. Они являются яркими моментами в жизни детей, эффективным средством создания положительной мотивации к преодолению речевых нарушений, позволяют решать множество воспитательных и коррекционных задач комплексно.
Наше дошкольное образовательное учреждение принимает воспитанников с нарушениями речевого развития разного возраста и с различными диагнозами. В каждой группе компенсирующей направленности организуются логопедические досуги и развлечения. Очень полезный для социализации детей вид деятельности – совместные логопедические развлечения. Цель организации логопедического досуга «Речевая олимпиада» - в занимательной, игровой форме обобщить и закрепить знания детей разных логопедических групп, полученные на логопедических занятиях в I и II периодах обучения, разнообразить формы и методы коррекционного воздействия, объединить речь и движение в единые игровые задания, продемонстрировать знания и умения воспитанников разного возраста и диагнозов.
Задачи «Речевой олимпиады»:
Образовательные:
Закрепление знания детей о зимних видах спорта.
Коррекционно-развивающие:
• активизация лексики; формирование грамматического строя речи;
• развитие просодической стороны речи (работа над голосом, речевым дыханием);
•нетрадиционные игры для формирования навыка чтения, развития артикуляционной моторики.
Все игры предполагали двигательную активность детей и использование различного спортивного инвентаря: мячей, обручей, гантелей, кольцебросов и т.п. Например, выполняя артикуляционное упражнение «Лошадка», дети двигались по кругу (Железнова, игра «На лошадке»), а игра на закрепление навыков чтения сопровождалась передвижением по дорожке из обручей. Все игровые задания делились на несколько блоков:
1. игры на развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания;
2. игры на координацию речи с движениями;
3. игры со словами;
4. игры со звуками;
5. чтение и игры с буквами.
В олимпиаде участвовали дети старшей и подготовительной групп с диагнозами ОНР и ФФНР. У части детей нарушены только звукопроизношение и фонематический слух, у других имеются выраженные нарушения речевой памяти, произвольного внимания, запаздывает формирование грамматического строя речи. Именно поэтому задания для разных команд различались по сложности и были доступны и интересны всем детям. Например, дети старшей группы с ОНР читали слоги, дети подготовительной группы с таким же диагнозом – короткие слова, а воспитанники с ФФНР – более сложные слова.
Удержать внимание детей с речевыми нарушениями в течение длительного времени непросто. Развлечение предполагает сюрпризные моменты, введение игровых персонажей. Нашу «Речевую олимпиаду» посетила Зайка – символ Зимней олимпиады в Сочи. Конечно, были радостные сюрпризы: сладкие призы – шоколадные медали для всех детей. Зимние виды спорта дети вспоминали, рассматривая красочные слайды презентации. Учитывая положительный опыт проведения совместных логопедических развлечений, планируем продолжать использовать этот вид работы в дальнейшем.
Согласно ФГОС дошкольного образования, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности. Запоминание букв, особенно согласных, вызывает значительные трудности у детей с речевой патологией. Предлагаем детям проявить творчество, совместно с родителями или самостоятельно изготовить поделку – букву своего имени или любимую букву. Это может быть буква для обозначения звука, который автоматизируется в речи ребёнка. В результаты буквы «оживают», приобретают характер, становятся похожими на маленьких забавных человечков, и, как маленькие человечки, действуют с различными предметами. Просим детей придумать как можно больше слов с заданным звуком, использовать такие предметы при изготовлении поделок, изготовить буквы из различного материала: пластилина, ткани, проволоки, верёвочек. После изготовления поделки детям даётся задание составить короткий рассказ о своей букве. Например, рассказ Вики Б. начинался так: «Я сделала букву Б, потому что моя фамилия начинается с этой буквы. Буква Б украшена бисером и бусинками. У неё бант, бусы, ботинки. Буква Б принесла подарки: банан, баклажан и букварь. В букваре много картинок со звуками «Б» и «Бь»: берёза, берет, батон, бегун и другие. Около буквы Б летают божья коровка и бабочка». Результатом такой творческой работы стали совместные мероприятия: общесадовые конкурсы детско-родительских поделок «Маскарад букв». Сначала в конкурсах участвовали только воспитанники компенсирующих групп, а в 2015 году в конкурсе «Азбука Буратино» принимали участие дети и педагоги всего детского сада.
Речевые праздники – вид логопедических досугов, который позволяет подвести итоги какого-либо этапа коррекционной работы. Проводятся речевые праздники обычно в конце II периода коррекционной работы или в конце учебного года. На «Праздник чистой речи» обязательно приглашаются родители. Целью речевых праздников является развитие познавательного интереса и внимания к родному языку, развитие лингвистического мышления, коммуникативных способностей детей. При организации речевых праздников необходимо продумать средства эмоционального воздействия:
песни, танцы — помогают создать праздничную атмосферу;
стихи, загадки, скороговорки подбираются с учётом автоматизированных звуков;
игры с элементами соревнований выступает средством активизации детей;
драматизации и сценки позволяют продемонстрировать успехи детей в овладении выразительной речи и использовании различных интонаций;
сказочные персонажи делают праздник незабываемым и интересным.
Дети самостоятельно изготовляют приглашения для родителей, помогают красиво украсить зал. Речевые праздники проводятся в каждой группе, а затем дети речевых групп приглашают на концерт детей из других групп.
Таким образом, проведение логопедических досугов для детей с тяжёлыми нарушениями речи развивает творческую активность, самостоятельность и инициативность обучающихся, является средством социализации детей с речевой патологией, помогает в игровой форме закрепить полученные знания и умения, позволяет выработать у родителей активную позицию для участия в коррекционном процессе.
Список литературы:
1. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. М.: Мозаика - Синтез. 2006. 64 с.
2. Лапковская В. П., Володькова Н. П. Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев. Для работы с детьми 5 – 7 лет с ОНР. М.: Мозаика - Синтез. 2008. 56 с.
3. Тюрина Л.Л. Проведение логопедических праздников и развлечений, как одно из средств по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста. ФӘН-Наука. 2013. №6 (21).