Просмотр содержимого документа
«Краткосрочная образовательная практика в ДОУ "Слоговая пирамида".»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №203» Г. ПЕРМИ
КРАТКОСРОЧНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА «СЛОГОВАЯ ПИРАМИДА».
(для детей 5-7 лет)
Автор: учитель-логопед
Шишмакова Марина Анатольевна
Пермь, 2017год
апрель
ПРОГРАММА КРАТКОСРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ «Словесный сад».
Полное название
программы
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ.
Краткое название
«Слоговая пирамида».
ФИО автора
Учитель-логопед: Шишмакова Марина Анатольевна
Возраст детей
5-7 лет
Количество занятий
2
Актуальность
"Слоговая пирамида"– дидактическая игра на ознакомление детей старшего дошкольного возраста со слоговой структурой слова.
Цель
Цель: закреплять умения детей определять длинные и короткие слова.
Задачи
- учить детей делить слова на слоги, различать одно -,
двух -, трех - и четырехсложные слова;
- развивать словарный запас,
-умение слышать и слушать произносимые слова.
Материалы и
оборудование
Игровой материал:
- Картинки, названия которых состоят из 1-го, 2-х, 3-х, 4-х слогов.
-Плакат с пирамидкой. Верхний квадрат обозначает один слог в названии предмета, 2 квадрата –2слова, в которых по 2 слога, 3 квадрата– 3слова, в которых по 3 слога, 4 квадрата – 4 слова, в которых по 4 слога.
2. Знакомство с приемами, которые используются при их составлении.
На 1 этапе- знакомство с понятием «слог»
На 2 этапе- устные игры со слогами.
На 3 этапе- закрепление знаний
Конечные результаты
Игровые действия:детям раздать картинки с односложными, двухсложными трехсложными и четырехсложными словами. Ребята определяют количество слогов в словах и выкладывают на нужный этаж пирамидки. Каждый составляет свою пирамиду.
Игру можно проводить индивидуально с ребенком, в парах, подгруппой и фронтально.
Дети будут проявлять заинтересованность.
Конкретные программные
критерии
-Развивать интерес к звучащей речи, закреплять умение делить слова на слоги с помощью прошагивания и прохлопывания, игр с мячом, игр со звучащими предметами.
-Заинтересовать детей с помощью заданий, побудить их творчески мыслить.
-Развивать речетворчество.
Количество
10 человек
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в детском саду и в семье.
Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.
Цель практики– закреплять умения детей определять длинные и короткие слова.
Задачи:
- учить детей делить слова на слоги, различать одно -,
двух -, трех - и четырехсложные слова;
- развивать словарный запас,
-умение слышать и слушать произносимые слова.
Основные принципы построения краткосрочной образовательной практики:
1.Принцип доступности (метод обучения соответствует возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей).
2.Принцип последовательности (от простого к сложному).
3.Принцип индивидуализации (индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его особенностей).
Основные критерии:
-Развивать интерес к звучащей речи, закреплять умение делить слова на слоги с помощью прошагивания и прохлопывания.
-Заинтересовать детей с помощью заданий, побудить их творчески мыслить.
-Заинтересовать детей с помощью заданий, побудить их творчески мыслить.
Части занятия.
1.Организационная часть.
2.Основная часть.
3.Заключительная.
Ожидаемый результат.
Заинтересовать детей с помощью заданий, побудить их творчески мыслить, самим придумывать несложные словесные игры.
Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.
Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.
Лопухина И.С. Логопедия. Москва: Аквариум, 1996.
Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.
Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.
Результаты практики.
У детей сформируется навык определения коротких и длинных слов.Дети смогут делить слова на слоги, различать одно -, двух -, трех - и четырехсложные слова.
Дети будут проявлять заинтересованность.
Перспективы практики. При высокой заинтересованности детей, прошедших практику, можно организовать дополнительные занятия.
Реклама и продвижение практики.
Я- ученая сова.
В моем слове -слога два,
Скажешь ласково, гляди-
Стало уж слогов-то три.
СО-ВУШ-КА.
Ты, дружок, слова меняй,
Запас слов ты пополняй!
Будешь грамотным, поверь,
В школу ты откроешь дверь!
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН ОП КОП
ЗАНЯТИЕ 1.
1.Организационный момент.
Упражнение «Повтори так же»
Цель: учить воспроизводить заданный ритм. Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки. Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.
Упражнение «Длинное – короткое»
Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова. Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки. Ход упражнения: Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску. Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.
Упражнение «Назови слово правильно»
Цель: учить чётко произносить слова , развивать слуховое внимание и память. Материал: предметные картинки. Ход упражнения: логопед показывает картинку и произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает руку, когда услышит правильное название предмета и называет его.
Логопед: Ребёнок: Мосалёт Ломасёт самолёт Самолёт
2.Основная часть.
Упражнения на уровне звуков:
«Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши»
«Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.
Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).
Упражнения на уровне слогов:
– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок). – «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем. – Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом. – Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов. – Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.
Цель: развивать умение делить слова на слоги. Материал: палочки. Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.
Игра с мячом «Передай дальше»
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие. Материал: мяч. Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.
Упражнение «Что изменилось?»
Цель: учить различать разную слоговую структуру слова. Материал: картинки. Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами. Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.
3.Заключительная часть.
Подведение итогов. Что понравилось? В чем испытывали затруднения?
ЗАНЯТИЕ №2.
1.Организационный момент.
Упражнение «Найди самое длинное слово»
Цель: закреплять умение делить слова на слоги. Материал: картинки. Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.
Упражнение «Сосчитай, не ошибись»
Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги. Материал: картинки, карточки с цифрами. Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).
Упражнение «Какое слово отличается»
Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой. Материал: картинки. Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются). Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.
2. Основная часть.
Упражнение «Назови одинаковый слог»
Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов. Материал: картинки. Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).
Игра «Конец слова за тобой»
Цель: учить синтезировать слова из слогов. Материал: мяч. Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…
Упражнение «Назови ласково»
Цель: учить чётко произносить слова при образовании имён существительных. Материал: мяч. Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково». Бант – бантик, бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.
3.Заключительная часть.
Самостоятельная работа.
- Картинки, названия которых состоят из 1-го, 2-х, 3-х, 4-х слогов.
-Плакат с пирамидкой. Верхний квадрат обозначает один слог в названии предмета, 2 квадрата –2слова, в которых по 2 слога, 3 квадрата– 3слова, в которых по 3 слога, 4 квадрата – 4 слова, в которых по 4 слога.
Дети составляют свою пирамиду, подбирают картинки, наклеивают их.
Подводим итоги. Чему научились? В чем испытывали затруднения?