Краткосрочная образовательная практика "Зашифрованные таблицы"
Краткосрочная образовательная практика "Зашифрованные таблицы"
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Данная методика позволяет значительно сократить время обучения за счёт оптимизации и рационализации основных операций мыслительной деятельности. Использование игровых моментов позволяет усвоить даже сложный материал без умственного и нервного напряжения.
Актуальность выбранной темы:
· Использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.
· Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью;
· Применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку
систематизировать свой непосредственный опыт;
В коррекционно-педагогической работе мнемотехника помогает в развитии:
связной речи;
ассоциативного мышления;
зрительной и слуховой памяти;
зрительного и слухового внимания;
воображения;
ускорение процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
использование в речи простых предлогов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Краткосрочная образовательная практика "Зашифрованные таблицы"»
МА ДОУ «Детский сад № 203» г.Пермь
ПРОГРАММА КРАТКОСРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
«Зашифрованные таблицы».
Учитель-логопед: Шишмакова М.А.
ПРОГРАММА КРАТКОСРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
«ЗАШИФРОВАННЫЕ ТАБЛИЦЫ».
Полное название
программы
МНЕМОТЕХНИКА
Краткое название
«Зашифрованные таблицы».
ФИО автора
Учитель-логопед: Шишмакова Марина Анатольевна
Возраст детей
5-7лет
Количество занятий
2
Актуальность
Символы и знаки составляют основу звукобуквенного анализа слов, значит, прием символизации - наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения,например, в чистоговорках и стихах,предложениях.
Цель
Обучить детей приему запоминания, используя приемы мнемотехники.
Задачи
1.Продолжать знакомить детей с приемом мнемотехники.
Диск «МНЕМОТАБЛИЦЫ» с подборкой упражнений на разные группы звуков.
Части ОП КОП
1. Знакомство с мнемотаблицами и с приемами расшифровки предложений и стихов.
3.Знакомство с техникой, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций(схемы: слова-действия, слова-предлоги).
Конечные результаты
Дети узнали основные приемы, используемые в КОПе:
процесс запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например, в стихах, в составлении предложений. Самостоятельно изготовили «Зашифрованные таблицы».
Конкретные программные
критерии
Дети будут знать прием символизации - наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации.
Родители дома будут закреплять изученные упражнения. В домашних условиях будут продолжать заниматься, т. к. заинтересованы в конечном результате.
Количество
10 человек
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Работая с детьми, имеющими различные речевые нарушения, мы столкнулись с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Дошкольники с нарушениями речи без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей отмечаются нарушения памяти, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности, не отличаются высокой работоспособностью.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Данная методика позволяет значительно сократить время обучения за счёт оптимизации и рационализации основных операций мыслительной деятельности. Использование игровых моментов позволяет усвоить даже сложный материал без умственного и нервного напряжения.
Актуальность выбранной темы:
Использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.
Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью;
Применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку
систематизировать свой непосредственный опыт;
В коррекционно-педагогической работе мнемотехника помогает в развитии:
связной речи;
ассоциативного мышления;
зрительной и слуховой памяти;
зрительного и слухового внимания;
воображения;
ускорение процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
использование в речи простых предлогов.
Суть мнемотаблиц заключается в следующем:
на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:
– знаки и символы, используемые в мнемотаблицах, должны быть хорошо знакомы детям;
– знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;
– знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;
– замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.
Использование мнемотаблиц при работе по автоматизации звуков, может применяться в самостоятельной деятельности, что соответствует требованиям ФГОС ДО.
Цель педагогического опыта: усовершенствование системы мнемотехники позволяющей ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Инновационность педагогического опыта заключается в том, что мнемотаблицы в практике логопедов используются чаще в развитии связной речи, заучивании стихотворений. Мы предлагаем наш опыт работы с мнемотаблицами для автоматизации, дифференциации звуков в игровой форме, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности, используя принцип вариативности.
Данный методический материал содержит мнемотаблицы для автоматизации группы звуков:
- свистящие (С,СЬ, З, ЗЬ, Ц)
- шипящие (Ш, Ж, Щ, Ч)
- сонорные (Р, РЬ, Л, ЛЬ)
Цель практики– формирование процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения. Использовать технологию мнемотехники в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности. Научить детей приемам шифрования информации.
Задачи
1.Познакомить детей с техникой, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
2.Развивать зрительную память и внимание детей.
3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
4. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
3.Широких Т. Т. Учим стихи-развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62.
4.Диск «Мнемотаблицы»(дидактический материал по автоматизации звуков,развитию лексики,грамматики и связной речи).
Результаты практики.
Дети научатся «шифровать» и расшифровывать небольшие стишки и предложения для запоминания.
Самостоятельно изготовят «таблицы» .
Будут проявлять заинтересованность.(Ведь именно символы и знаки составляют основу звукобуквенного анализа слов, значит, прием символизации - наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации).
Перспективы практики. При высокой заинтересованности детей, прошедших практику, можно организовать дополнительные занятия.
Реклама и продвижение практики.
« Разные символы и шифровки, Но для расшифровки
С вами мы применим ловко, мы должны знать,
Слова-действия и слова-предлоги как шифруются слова-действия
Отгадаете без подмоги! и слова-предлоги.
Научимся быстро все запоминать . Если хотите об этом узнать,
Попробуем, ребята, мы их расшифровать! то приходите в логопедический кабинет!
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН ОП КОП «Зашифрованные таблицы».
ЗАНЯТИЕ 1.
1.Организационный момент.
В доступной форме логопед знакомит детей с мнемотехникой .
Говорит о пользе данного метода запоминания. Предлагает таблицы.
2.Основная часть. Знакомство с словами-действиями и словами-предлогами.(Предлагаются таблицы).
Дети по таблицам запоминают схемы-действия и схемы-предлоги.
Дети под руководством логопеда учатся «шифровать» слова, заключать их в символы.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в
игру.
СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТОВ. СХЕМЫ.
СЛОВА-ПРЕДЛОГИ.СХЕМЫ.
Дети знакомятся со схемами-действиями. Пробуют сами расшифровать схемы-предложения со звуком Р.
Крокодил Гена подарил Чебурашке барабан, перцы, огурцы, карандаш и гармошку.
Дровосек топором рубит дрова.
Рыба ест червяка.
Продолжаем работать, используя схемы-предлоги.
Под горкой спит крот.
На рубашке два кармашка.
Дети учатся «шифровать» предложения и четверостишия .
3.Заключительная часть. Подводим итоги.(У кого какие возникли трудности ? Какие упражнения больше понравились?
ЗАНЯТИЕ №2.
1.Организационный момент.
Продолжаем знакомство с мнемотехникой.
Лось бежит от волка. Лыжник взял лыжи и лыжные палки.
На яблоне желтые яблоки. На полке сидит кукла.
2. Основная часть. Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники.
Требования предъявляемые к стихотворениям :
1. Простота и четкость ритма.
2. Краткость самого стихотворения и отдельных строк.
3. Простота и ясность знакомых детям образов.
Результат использования мнемотехники у детей:
-расширяется круг знаний об окружающем мире;
-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
-словарный запас выходит на более высокий уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Под руководством логопеда дети изготовляют мнемотаблицы. Выделяют основные части предложений и четверостиший. Определяют, на сколько частей нужно разделить стишок.
Самостоятельно делают зарисовки сначала простым карандашом, а затем раскрашивают свои «таблицы».
При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
3.Заключительная часть.
Рефлексия. Подведение итогов. Поощрение детей. Занятие заканчивается под веселую музыку.
ОТЧЕТ.
АННОТАЦИЯ ПРАКТИКИ: в ходе практики дети познакомились с техникой, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Развивалась зрительная память и внимание детей.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: дети и родители заинтересованы, самостоятельно дома «шифруют» небольшие стишки.
Перспективы практики. При высокой заинтересованности детей, прошедших практику, можно организовать дополнительные занятия
Реклама и продвижение практики.
Институциональный уровень: участие в ярмарке, информация о практике в группах детского сада.