kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Краткосрочная образовательная практика "Зашифрованные таблицы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Данная методика позволяет значительно сократить время обучения за счёт оптимизации и рационализации основных операций мыслительной деятельности. Использование игровых моментов позволяет усвоить даже сложный материал без умственного и нервного напряжения.

  Актуальность выбранной темы:

·         Использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

·        Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью;

·        Применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку   

          систематизировать  свой непосредственный опыт;

 В коррекционно-педагогической  работе мнемотехника помогает в развитии:

  • связной речи;
  • ассоциативного мышления;
  • зрительной и слуховой памяти;
  • зрительного и слухового внимания;
  • воображения;
  • ускорение процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
  • использование в речи простых предлогов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочная образовательная практика "Зашифрованные таблицы"»

МА ДОУ «Детский сад № 203» г.Пермь



ПРОГРАММА КРАТКОСРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

«Зашифрованные таблицы».

Учитель-логопед: Шишмакова М.А.



ПРОГРАММА КРАТКОСРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

«ЗАШИФРОВАННЫЕ ТАБЛИЦЫ».



Полное название

программы

МНЕМОТЕХНИКА

Краткое название

«Зашифрованные таблицы».

ФИО автора

Учитель-логопед: Шишмакова Марина Анатольевна

Возраст детей

5-7лет

Количество занятий

2

Актуальность

Символы и знаки составляют основу звукобуквенного анализа слов, значит, прием символизации - наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения,например, в чистоговорках и стихах,предложениях.

Цель

Обучить детей приему запоминания, используя приемы мнемотехники.

Задачи

1.Продолжать знакомить детей с приемом мнемотехники.

2.Развивать память и внимание.

3.Закрепить произношение звуков.

4.Воспитывать желание заниматься самостоятельно.

Материалы и

оборудование

Картинки, мнемотаблицы, альбомные листы, карандаши, ножницы, клей.

Диск «МНЕМОТАБЛИЦЫ» с подборкой упражнений на разные группы звуков.

Части ОП КОП

1. Знакомство с мнемотаблицами и с приемами расшифровки предложений и стихов.

3.Знакомство с техникой, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций(схемы: слова-действия, слова-предлоги).

Конечные результаты

Дети узнали основные приемы, используемые в КОПе:

процесс запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например, в стихах, в составлении предложений. Самостоятельно изготовили «Зашифрованные таблицы».

Конкретные программные

критерии

Дети будут знать прием символизации - наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации.

Родители дома будут закреплять изученные упражнения. В домашних условиях будут продолжать заниматься, т. к. заинтересованы в конечном результате.


Количество

10 человек



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Работая с детьми, имеющими различные речевые нарушения, мы столкнулись с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Дошкольники с нарушениями речи без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей отмечаются нарушения памяти, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности, не отличаются высокой работоспособностью.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Данная методика позволяет значительно сократить время обучения за счёт оптимизации и рационализации основных операций мыслительной деятельности. Использование игровых моментов позволяет усвоить даже сложный материал без умственного и нервного напряжения.

Актуальность выбранной темы:

  • Использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

  • Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью;

  • Применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку

систематизировать  свой непосредственный опыт;



 В коррекционно-педагогической  работе мнемотехника помогает в развитии:

  • связной речи;

  • ассоциативного мышления;

  • зрительной и слуховой памяти;

  • зрительного и слухового внимания;

  • воображения;

  • ускорение процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков;

  • использование в речи простых предлогов.

Суть мнемотаблиц заключается в следующем:

на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:

– знаки и символы, используемые в мнемотаблицах, должны быть хорошо знакомы детям;

– знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;

– знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;

– замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.

Использование мнемотаблиц при работе по автоматизации звуков, может применяться в самостоятельной деятельности, что соответствует требованиям ФГОС ДО.

Цель педагогического опыта: усовершенствование системы мнемотехники позволяющей ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Инновационность педагогического опыта заключается в том, что мнемотаблицы в практике логопедов используются чаще в развитии связной речи, заучивании стихотворений. Мы предлагаем наш опыт работы с мнемотаблицами для автоматизации, дифференциации звуков в игровой форме, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности, используя принцип вариативности.

Данный методический материал содержит мнемотаблицы для автоматизации группы звуков:

- свистящие (С,СЬ, З, ЗЬ, Ц)

- шипящие (Ш, Ж, Щ, Ч)

- сонорные (Р, РЬ, Л, ЛЬ)

Цель практики формирование процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения.  Использовать технологию мнемотехники в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности. Научить детей приемам шифрования информации.

Задачи

1.Познакомить детей с техникой, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

2.Развивать зрительную память и внимание детей.

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

4. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

5. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Основные принципы построения краткосрочной образовательной практики:

1.Принцип доступности (метод обучения соответствует возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей).

2.Принцип последовательности (от простого к сложному).

3.Принцип индивидуализации (индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его особенностей).

Части занятия.

1.Организационная часть.

2.Основная часть.

3.Заключительная.

Ожидаемый результат.

1.Дети должны узнать прием символизации - наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации.

Инструментарий для организации практики.

Картинки, мнемодорожки, мнемотаблицы, альбомные листы, карандаши, ножницы, клей.

Методическое сопровождение.

1.Ресурсы интернета.

2.Собственные «мнемотаблицы».

3. Широких Т. Т. Учим стихи-развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62.

4.Диск «Мнемотаблицы»(дидактический материал по автоматизации звуков,развитию лексики,грамматики и связной речи).



Результаты практики.

Дети научатся «шифровать» и расшифровывать небольшие стишки и предложения для запоминания.

Самостоятельно изготовят «таблицы» .

Будут проявлять заинтересованность.(Ведь именно символы и знаки составляют основу звукобуквенного анализа слов, значит, прием символизации - наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации).

Перспективы практики. При высокой заинтересованности детей, прошедших практику, можно организовать дополнительные занятия.











Реклама и продвижение практики.

« Разные символы и шифровки, Но для расшифровки

С вами мы применим ловко, мы должны знать,

Слова-действия и слова-предлоги как шифруются слова-действия

Отгадаете без подмоги! и слова-предлоги.

Научимся быстро все запоминать . Если хотите об этом узнать,

Попробуем, ребята, мы их расшифровать! то приходите в логопедический кабинет!



СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН ОП КОП «Зашифрованные таблицы».

ЗАНЯТИЕ 1.

1.Организационный момент.

В доступной форме логопед знакомит детей с мнемотехникой .

Говорит о пользе данного метода запоминания. Предлагает таблицы.

2.Основная часть. Знакомство с словами-действиями и словами-предлогами.(Предлагаются таблицы).

Дети по таблицам запоминают схемы-действия и схемы-предлоги.

Дети под руководством логопеда учатся «шифровать» слова, заключать их в символы.


Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в

игру.


СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТОВ. СХЕМЫ.





СЛОВА-ПРЕДЛОГИ.СХЕМЫ.






Дети знакомятся со схемами-действиями. Пробуют сами расшифровать схемы-предложения со звуком Р.



Крокодил Гена подарил Чебурашке барабан, перцы, огурцы, карандаш и гармошку.

Дровосек топором рубит дрова.

Рыба ест червяка.





Продолжаем работать, используя схемы-предлоги.


Под горкой спит крот.

На рубашке два кармашка.



Дети учатся «шифровать» предложения и четверостишия .


3.Заключительная часть. Подводим итоги.(У кого какие возникли трудности ? Какие упражнения больше понравились?



























ЗАНЯТИЕ №2.

1.Организационный момент.

Продолжаем знакомство с мнемотехникой.



Лось бежит от волка. Лыжник взял лыжи и лыжные палки.

На яблоне желтые яблоки. На полке сидит кукла.





2. Основная часть. Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники.

Требования предъявляемые к стихотворениям :

1. Простота и четкость ритма.

2. Краткость самого стихотворения и отдельных строк.

3. Простота и ясность знакомых детям образов.

Результат использования мнемотехники у детей:

-расширяется круг знаний об окружающем мире;

-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;

-словарный запас выходит на более высокий уровень;

-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Где можно использовать мнемотаблицы?

-Обогащение словарного запаса

-Обучение пересказу

-Составление рассказов

-Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок

-Отгадывание загадок.





Под руководством логопеда дети изготовляют мнемотаблицы. Выделяют основные части предложений и четверостиший. Определяют, на сколько частей нужно разделить стишок.

Самостоятельно делают зарисовки сначала простым карандашом, а затем раскрашивают свои «таблицы».

При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

3.Заключительная часть.

Рефлексия. Подведение итогов. Поощрение детей. Занятие заканчивается под веселую музыку.



ОТЧЕТ.

АННОТАЦИЯ ПРАКТИКИ: в ходе практики дети познакомились с техникой, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Развивалась зрительная память и внимание детей.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: дети и родители заинтересованы, самостоятельно дома «шифруют» небольшие стишки.

Перспективы практики. При высокой заинтересованности детей, прошедших практику, можно организовать дополнительные занятия

Реклама и продвижение практики.

Институциональный уровень: участие в ярмарке, информация о практике в группах детского сада.


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Краткосрочная образовательная практика "Зашифрованные таблицы"

Автор: Шишмакова Марина Анатольевна

Дата: 12.05.2016

Номер свидетельства: 325941


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства