kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Краткосрочная образовательная практика "Волшебные дорожки".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  • Развитие связной речи;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

 Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочная образовательная практика "Волшебные дорожки".»

МА ДОУ «Детский сад № 203» г.Пермь



ПРОГРАММА КРАТКОСРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

«Волшебные дорожки».









Учитель-логопед: Шишмакова М.А.

ПРОГРАММА КРАТКОСРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ «Волшебные дорожки».



Полное название

программы

МНЕМОТЕХНИКА

Краткое название

«Волшебные дорожки».

ФИО автора

Учитель-логопед: Шишмакова Марина Анатольевна

Возраст детей

5-6 лет

Количество занятий

2

Актуальность

Символы и знаки составляют основу звукобуквенного анализа слов, значит, прием символизации - наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения ,например, в чистоговорках и стихах.

Цель

Обучить детей приему запоминания, используя приемы мнемотехники.

Задачи

1.Познакомить детей с приемом мнемотехники.

2.Развивать память и внимание.

3.Воспитывать желание заниматься самостоятельно.

Материалы и

оборудование

Картинки, мнемодорожки, мнемотаблицы, альбомные листы, карандаши, ножницы, клей.

Части ОП КОП

1. Знакомство с мнемодорожками.

2. Знакомство с приемами запоминания стишков.

3.Знакомство с техникой, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Конечные результаты

Дети узнали основные приемы, используемые в КОПе:

процесс запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например, в чистоговорках и стихах. Самостоятельно изготовили «волшебные дорожки».

Конкретные программные

критерии

Дети будут знать прием символизации - наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации.

Родители дома будут закреплять изученные упражнения. В домашних условиях будут продолжать заниматься, т. к. заинтересованы в конечном результате.


Количество

10 человек



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Мнемотехника - техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Процесс запоминания делится на 4 этапа:

-кодирование элементов информации в зрительные образы;

-собственно сам процесс запоминания;

запоминание последовательности информации;

-закрепление информации в памяти.

Ведь именно символы и знаки составляют основу звукобуквенного анализа слов, значит, прием символизации - наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения ,например, в чистоговорках и стихах.

Мнемотаблицы и мнемодорожки эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Этапы работы:

1.Логопед выразительно читает стихотворение.

2. Логопед читает стихотворение с опорой на таблицу.

3. Логопед задает вопросы детям и разъясняет то, что непонятно детям.

4. Опираясь на таблицу, дети разучивают стих.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Не для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.

Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.



Цель практики формирование процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения.  Использовать технологию мнемотехники в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности.

Задачи

1.Познакомить детей с техникой, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

2.Развивать зрительную память и внимание детей.

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

4. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

5. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Основные принципы построения краткосрочной образовательной практики:

1.Принцип доступности (метод обучения соответствует возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей).

2.Принцип последовательности (от простого к сложному).

3.Принцип индивидуализации (индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его особенностей).

Части занятия.

1.Организационная часть.

2.Основная часть.

3.Заключительная.

Ожидаемый результат.

1.Дети должны узнать прием символизации - наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации.

Инструментарий для организации практики.

Картинки, мнемодорожки, мнемотаблицы, альбомные листы, карандаши, ножницы, клей.

Методическое сопровождение.

1.Ресурсы интернета.

2.Собственные «мнемодорожки», «мнемотаблицы».

3. Широких Т. Т. Учим стихи-развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62.



Результаты практики.

Дети научатся «шифровать» небольшие стишки для запоминания.

Самостоятельно изготовят «волшебные дорожки».

Будут проявлять заинтересованность.(Ведь именно символы и знаки составляют основу звукобуквенного анализа слов, значит, прием символизации - наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации).

Перспективы практики. При высокой заинтересованности детей, прошедших практику, можно организовать дополнительные занятия.





Реклама и продвижение практики.

« Разные символы и шифровки

С вами мы применим ловко,

Научимся быстро мы все запоминать,

«Волшебные дорожки» будем шифровать!»

-Ребята, хотите научиться быстро запоминать стихи?

А шифровать их?

Давайте вместе со мной по «волшебной дорожке» разучим стих:

(демонстрируется мнемодорожка)

«К бабушке приехал внучек.

-Хочешь есть? Покушай супчик.

Вот батончик, пышный пончик,

Огуречик , баклажанчик,

Апельсинчик и бананчик.

Скушал все наш милый мальчик

И улегся на диванчик.

Не шумите. Все. Молчок.

Отдыхает наш внучок».


СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН ОП КОП «Волшебные дорожки».

ЗАНЯТИЕ 1.

1.Организационный момент.

В доступной форме логопед знакомит детей с мнемотехникой .

Говорит о пользе данного метода запоминания.

2.Основная часть. Знакомство с мнемодорожками. Дети под руководством логопеда учатся «шифровать» слова, заключать их в символы.

«Шифруют» стишок «Зайку бросила хозяйка…» И ДРУГИЕ.

Этапы работы:

1.Логопед выразительно читает стихотворение.

2. Логопед читает стихотворение с опорой на таблицу.

3. Логопед задает вопросы детям и разъясняет то, что непонятно детям.

4. Опираясь на таблицу, дети «шифруют» и затем разучивают стихи.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.




Дети учатся «шифровать» четверостишия .


3.Заключительная часть. Подводим итоги.(У кого какие возникли трудности ? Какие упражнения больше понравились?

ЗАНЯТИЕ №2.

1.Организационный момент.

Продолжаем знакомство с мнемотехникой. Загадки-схемы.

1. Сидит дед в сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)



2. Сидит девица в темнице.

А коса на улице. (Морковь)



3. Без окон, без дверей,

Полна горница людей. (Огурец)





4.Пришла Таня в желтом сарафане.

Стали Таню раздевать-стали плакать и рыдать.(Луковица)

Дети расшифровывают таблицы-загадки.

2. Основная часть.



Под руководством логопеда дети изготовляют мнемодорожки. Выделяют основные части четверостиший. Определяют, на сколько частей нужно разделить стишок.

Самостоятельно делают зарисовки сначала простым карандашом, а затем раскрашивают свои «волшебные дорожки».

3.Заключительная часть.

Рефлексия. Подведение итогов. Поощрение детей. Занятие заканчивается под веселую музыку.







ОТЧЕТ.

АННОТАЦИЯ ПРАКТИКИ: в ходе практики дети познакомились с техникой, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Развивалась зрительная память и внимание детей.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: дети и родители заинтересованы, самостоятельно дома «шифруют» небольшие стишки.

Перспективы практики. При высокой заинтересованности детей, прошедших практику, можно организовать дополнительные занятия

Реклама и продвижение практики.

Институциональный уровень: участие в ярмарке, информация о практике в группах детского сада.

Практику посещают 10 человек(2 подгруппы по 5 человек).



Фамилия,имя

группы

дата

18.03.16.

дата

25.03.16.

1

Халилова Л.

13группа

+

+

2

Симонов А.

13группа

+

+

3

Мясникова К.

13группа

+

+

4

Пашина В.

14группа

+

+

5

Дикая Н.

14группа

+

+

6

Коротаев А.

14группа

+

+

7

Симакина Н.

14группа

+

+

8

Макарченкова

11группа

+

-

9

Петрова А.

8группа

+

+

10

Лоскутова М.

8группа

+

+













МНЕМОТАБЛИЦА и МНЕМОДОРОЖКА.

Это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

  • Развитие связной речи;

  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Примечание. Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета.

Мнемотаблицы и мнемодорожки:

-являются дидактическим материалом по развитию речи;

-их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;

-использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть и отгадыванию загадок.

Вывод:

в результате использования таблиц-схем , мнемодорожек и мнемотаблиц:

  • Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

  • Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

  • Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

  • Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Краткосрочная образовательная практика "Волшебные дорожки".

Автор: Шишмакова Марина Анатольевна

Дата: 20.04.2016

Номер свидетельства: 320959


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства