Краткосрочная образовательная практика "Волшебные дорожки".
Краткосрочная образовательная практика "Волшебные дорожки".
Это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
Развитие связной речи;
развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Краткосрочная образовательная практика "Волшебные дорожки".»
МА ДОУ «Детский сад № 203» г.Пермь
ПРОГРАММА КРАТКОСРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
«Волшебные дорожки».
Учитель-логопед: Шишмакова М.А.
ПРОГРАММА КРАТКОСРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ «Волшебные дорожки».
Полное название
программы
МНЕМОТЕХНИКА
Краткое название
«Волшебные дорожки».
ФИО автора
Учитель-логопед: Шишмакова Марина Анатольевна
Возраст детей
5-6 лет
Количество занятий
2
Актуальность
Символы и знаки составляют основу звукобуквенного анализа слов, значит, прием символизации - наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения ,например, в чистоговорках и стихах.
Цель
Обучить детей приему запоминания, используя приемы мнемотехники.
3.Знакомство с техникой, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Конечные результаты
Дети узнали основные приемы, используемые в КОПе:
процесс запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например, в чистоговорках и стихах. Самостоятельно изготовили «волшебные дорожки».
Конкретные программные
критерии
Дети будут знать прием символизации - наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации.
Родители дома будут закреплять изученные упражнения. В домашних условиях будут продолжать заниматься, т. к. заинтересованы в конечном результате.
Количество
10 человек
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Мнемотехника - техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Процесс запоминания делится на 4 этапа:
-кодирование элементов информации в зрительные образы;
-собственно сам процесс запоминания;
запоминание последовательности информации;
-закрепление информации в памяти.
Ведь именно символы и знаки составляют основу звукобуквенного анализа слов, значит, прием символизации - наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения ,например, в чистоговорках и стихах.
Мнемотаблицы и мнемодорожки эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Этапы работы:
1.Логопед выразительно читает стихотворение.
2. Логопед читает стихотворение с опорой на таблицу.
3. Логопед задает вопросы детям и разъясняет то, что непонятно детям.
4. Опираясь на таблицу, дети разучивают стих.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Не для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.
Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Цель практики– формирование процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения. Использовать технологию мнемотехники в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности.
Задачи
1.Познакомить детей с техникой, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
2.Развивать зрительную память и внимание детей.
3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
4. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
3.Широких Т. Т. Учим стихи-развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62.
Результаты практики.
Дети научатся «шифровать» небольшие стишки для запоминания.
Самостоятельно изготовят «волшебные дорожки».
Будут проявлять заинтересованность.(Ведь именно символы и знаки составляют основу звукобуквенного анализа слов, значит, прием символизации - наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации).
Перспективы практики. При высокой заинтересованности детей, прошедших практику, можно организовать дополнительные занятия.
Реклама и продвижение практики.
« Разные символы и шифровки
С вами мы применим ловко,
Научимся быстро мы все запоминать,
«Волшебные дорожки» будем шифровать!»
-Ребята, хотите научиться быстро запоминать стихи?
А шифровать их?
Давайте вместе со мной по «волшебной дорожке» разучим стих:
(демонстрируется мнемодорожка)
«К бабушке приехал внучек.
-Хочешь есть? Покушай супчик.
Вот батончик, пышный пончик,
Огуречик , баклажанчик,
Апельсинчик и бананчик.
Скушал все наш милый мальчик
И улегся на диванчик.
Не шумите. Все. Молчок.
Отдыхает наш внучок».
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН ОП КОП «Волшебные дорожки».
ЗАНЯТИЕ 1.
1.Организационный момент.
В доступной форме логопед знакомит детей с мнемотехникой .
Говорит о пользе данного метода запоминания.
2.Основная часть. Знакомство с мнемодорожками. Дети под руководством логопеда учатся «шифровать» слова, заключать их в символы.
«Шифруют» стишок «Зайку бросила хозяйка…» И ДРУГИЕ.
Этапы работы:
1.Логопед выразительно читает стихотворение.
2. Логопед читает стихотворение с опорой на таблицу.
3. Логопед задает вопросы детям и разъясняет то, что непонятно детям.
4. Опираясь на таблицу, дети «шифруют» и затем разучивают стихи.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Дети учатся «шифровать» четверостишия .
3.Заключительная часть. Подводим итоги.(У кого какие возникли трудности ? Какие упражнения больше понравились?
ЗАНЯТИЕ №2.
1.Организационный момент.
Продолжаем знакомство с мнемотехникой. Загадки-схемы.
1.Сидит дед в сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает.(Лук)
2. Сидит девица в темнице.
А коса на улице. (Морковь)
3.Без окон, без дверей,
Полна горница людей. (Огурец)
4.Пришла Таня в желтом сарафане.
Стали Таню раздевать-стали плакать и рыдать.(Луковица)
Дети расшифровывают таблицы-загадки.
2. Основная часть.
Под руководством логопеда дети изготовляют мнемодорожки. Выделяют основные части четверостиший. Определяют, на сколько частей нужно разделить стишок.
Самостоятельно делают зарисовки сначала простым карандашом, а затем раскрашивают свои «волшебные дорожки».
3.Заключительная часть.
Рефлексия. Подведение итогов. Поощрение детей. Занятие заканчивается под веселую музыку.
ОТЧЕТ.
АННОТАЦИЯ ПРАКТИКИ: в ходе практики дети познакомились с техникой, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Развивалась зрительная память и внимание детей.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: дети и родители заинтересованы, самостоятельно дома «шифруют» небольшие стишки.
Перспективы практики. При высокой заинтересованности детей, прошедших практику, можно организовать дополнительные занятия
Реклама и продвижение практики.
Институциональный уровень: участие в ярмарке, информация о практике в группах детского сада.
Практику посещают 10 человек(2 подгруппы по 5 человек).
№
Фамилия,имя
№ группы
дата
18.03.16.
дата
25.03.16.
1
Халилова Л.
13группа
+
+
2
Симонов А.
13группа
+
+
3
Мясникова К.
13группа
+
+
4
Пашина В.
14группа
+
+
5
Дикая Н.
14группа
+
+
6
Коротаев А.
14группа
+
+
7
Симакина Н.
14группа
+
+
8
Макарченкова
11группа
+
-
9
Петрова А.
8группа
+
+
10
Лоскутова М.
8группа
+
+
МНЕМОТАБЛИЦА и МНЕМОДОРОЖКА.
Это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
Развитие связной речи;
развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Примечание. Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета.
Мнемотаблицы и мнемодорожки:
-являются дидактическим материалом по развитию речи;
-их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
-использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть и отгадыванию загадок.
Вывод:
в результате использования таблиц-схем , мнемодорожек и мнемотаблиц:
Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.