kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Краткосрочная образовательная практика "Веселый Язычок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

АКТУАЛЬНОСТЬ. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель практики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочная образовательная практика "Веселый Язычок" »

МА ДОУ «Детский сад № 203» г.Пермь



ПРОГРАММА КРАТКОСРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

«ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК».





Учитель-логопед: Шишмакова М.А.

ПРОГРАММА КРАТКОСРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ «ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК»



Полное название

программы

Артикуляционная гимнастика. Обучение детей артикуляционным упражнениям.

Краткое название

«Веселый язычок».

ФИО автора

Учитель-логопед: Шишмакова Марина Анатольевна

Возраст детей

5-7 лет

Количество занятий

2

Актуальность

В ходе практики дети разучивают упражнения для

языка, подготавливают свой речевой аппарат для вызываемого звука (т.к. постановка звука будет начинаться с развития определенных движений языка, губ, челюстей, подъязычной уздечки).

Цель

Обучить детей артикуляционным упражнениям, закрепить их.

Задачи

1.Познакомить детей с различными видами артикуляционных упражнений.

2.Развивать подвижность речевого аппарата.

3.Воспитывать желание заниматься самостоятельно дома.

Материалы и

оборудование

Индивидуальные зеркала, «Язычки» в картинках, компьютерные игры.

(Артикуляционная гимнастика различных авторов), альбомы, картинки.

Части ОП КОП

1.Знакомство с устройством речевого аппарата. Демонстрация упражнений.

2.Знакомство со статическими упражнениями.

3.Знакомство с динамическими упражнениями.

4.Знакомство с упражнениями для постановки определенных звуков.

Конечные результаты

Дети изучили основные артикуляционные упражнения в игровой и занимательной форме.

Конкретные программные

критерии

Дети будут знать необходимые артикуляционные упражнения для постановки и правильной артикуляции определенных групп звуков.

Родители дома будут закреплять изученные упражнения. В домашних условиях будут продолжать заниматься гимнастикой для язычка, т. к. заинтересованы в конечном результате.


Количество детей

11 человек









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

АКТУАЛЬНОСТЬ. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель практики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Задачи

1.Познакомить детей с различными видами артикуляционных упражнений.

2.Развивать подвижность речевого аппарата.

3.Воспитывать желание заниматься самостоятельно дома.

Основные принципы построения краткосрочной образовательной практики:

1.Принцип доступности (метод обучения соответствует возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей).

2.Принцип последовательности ( от простого к сложному).

3.Принцип индивидуализации (индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его особенностей).





Рекомендации для родителей по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.


1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем)

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Части занятия.

1.Организационная часть. (Знакомство с речевым аппаратом; знакомство с артикуляционными упражнениями).

2.Основная часть. (Разучивание артикуляционных упражнений в игровой форме).

3.Заключительная (Рефлексия, обсуждение результатов деятельности).

Ожидаемый результат.

1.Дети должны разучить упражнения, выполнять их с желанием.

Инструментарий для организации практики. Материалы: большое зеркало, индивидуальные зеркала, «Язычки» в картинках, компьютерные игры (Артикуляционная гимнастика), альбомы, картинки.

Методическое сопровождение.

Е.М. Косинова «Артикуляционные сказки».

Артикуляционная гимнастика в картинках.

Л.В. Назарова «Логопедическая гимнастика».(компьютерная версия)

Борисевич «Артикуляционная гимнастика».

Результаты практики.

Дети научатся выполнять основные артикуляционные упражнения.

Родители и дети будут проявлять заинтересованность.

Перспективы практики. При высокой заинтересованности детей, прошедших практику, можно организовать дополнительные занятия. Самостоятельное повторение разученных упражнений дома (под контролем родителей).

Реклама и продвижение практики.

Институциональный уровень: объявление в холле детского сада (на стенде), информация о практике в группах детского сада.


СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН ОП КОП « ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК».


ЗАНЯТИЕ 1.

  1. Организационный момент. В доступной форме логопед знакомит детей с органами артикуляции. Говорит о пользе артикуляционной гимнастики.

2.Основная часть. Знакомство с артикуляционными упражнениями.

Упражнения для развития подвижности губ

«Бегемотик»

Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык спокойно лежит за нижними

зубами. Удержать под счёт от 1 до 5.

«Лягушки»

Губы растянуть в улыбке. Показать верхние и нижние зубы.

Удержать под счёт от 1 до 5.


«Хоботок»

Зубы сомкнуты, губы вытянуть хоботком. Удержать под счёт от 1 до 5.


«Заборчик»

Верхнюю губу поднять, нижнюю – опустить.

Показать сомкнутые зубы. Удержать под счёт от 1 до 5.

«Бублик»

Округлённые губы слегка вытянуть вперёд. Зубы открыть. Удержать под

счёт от 1 до 5.


Упражнения для развития подвижности языка

«Лопаточка»

Широкий язык расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы

язык не дрожал. Удержать под счёт от 1 до 5.


«Иголочка»

Рот широко открыть. Все зубы видны. Напряженный язык высунуть

далеко вперёд, сделать его узким. Удержать под счёт от 1 до 5.

«Чистим зубки»

Рот приоткрыт, видны все зубы. Язычком почистить верхние зубы с

внутренней и внешней сторон (движениями вверх - вниз). Нижняя

челюсть неподвижна. Выполнять под счёт от 1 до 5.

«Качели»

Высунуть узкий язычок. Кончиком язычка тянуться поочерёдно, то к

верхним зубам, то к нижним. Рот не закрывать. Нижняя губа не

натягивается на нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять

под счёт от 1 до 5.






«Вкусное варенье»

Представить, что верхняя губка намазана вареньем. Рот приоткрыть.

Широким кончиком языка облизать губу сверху вниз (не по кругу).

Нижняя челюсть неподвижна. Повторить не менее 5 раз.

«Чашечка»

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Края языка

потянуть к верхним зубам,

но не касаться их. Нижняя губа не должна натягиваться на зубы.

Удержать под счёт от 1 до 5.

«Маляр»

Рот широко открыть. Все зубы видны.широким кончиком языка гладить

верхнее нёбо вперёд – назад. Нижняя челюсть неподвижна.

«Дятел»

Рот широко открыть. Широким кончиком языка ударять по верхним

зубам с внутренней стороны (английскоеD). Нижняя челюсть

неподвижна. Удержать под счёт от 1 до 5.

«Лошадка»

Рот широко открыть. Присосать спинку языка к нёбу и оторвать её

(пощёлкать язычком). Все зубы видны. Нижняя челюсть

неподвижна. Удержать под счёт от 1 до 5.


«Грибок»

Открыть рот. Присосать язычок к нёбу. Язык похож на гриб – волнушку:

подъязычная уздечка – ножка, спинка языка –шляпка. Удержать под

счёт от 1 до 5.

«Гармошка»

Рот широко открыть. Все зубы видны. Присосать язычок к

нёбу(«Грибок»). Смыкать и размыкать зубы не отрывая язык от нёба.

Губы в улыбке.

«Заведём моторчик»

Рот широко открыть, улыбнуться, язык вверх, и с силой ударять

кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произносить быстро:

«Дын, дын, дын, дын», ускоряя темп.



3.Заключительная часть.

Подводим итоги.(У кого какие возникли трудности ?Какие упражнения больше понравились?).

Дается задание на дом: повторять изученные упражнения ежедневно в течение 5-7 минут 2 раза в день.























ЗАНЯТИЕ №2.

1.Организационный момент. Сказка про язычок.(Дети выполняют упражнения вместе с логопедом)

В этом домике дружок

Живет веселый язычок.



(Что это за домик? РОТ)

Ох и шустрый он мальчишка

И немножко шалунишка!(иголочка)



Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо

А потом опять вперед.(ЧАСИКИ.ЗМЕЙКА)



Приоткрыл язык окно
А на улице тепло.

Язычок наш потянулся

Широко нам улыбнулся

А потом пошел гулять-

На крылечке загорать.(ЛОПАТКА)

На крылечке полежал-

На качельки побежал.(КАЧЕЛИ)

Вверх, вниз, вверх, вниз-

Язычок наш не ленись.

Язычок наш кончил дело-

Отдыхать он может смело!

2. Основная часть. Знакомство с подготовительными упражнениями для постановки шипящих звуков.




Трудолюбивая божья коровка

К комплексу упражнений для отработки звуков 

[ш] - [ж] - [щ] - [ч]

(Т.В. Рожкова)


 

 

Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку, Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.

— Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, — говорили они.

— Да ты просто красный жук, — вторили другие.

Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу.

 




«Улыбочка».

 

— Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудно­стей, — сказало солнышко и по­дарило божьей коровке книжку.

Божья коровка ее долго разгля­дывала, потом стала делать уп­ражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошле­пала его.

 

«Непослушный язычок».

 

И он стал ровным, как лопаточка.

 

«Лопатка».

 

Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дожди­ком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой

 

«Чашечка».

 

и набрала дождевой водички для чаяПопила чайку с бубликом

 

«Бублик»,

 

и снова за работу. На картинках она увидела лошадку,

 

«Лошадка».

 

веселого  маляра,

 

«Маляр».

 

грибок

 

«Грибок».

 

и даже гармошку.

 

«Гармошка».

 

Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились чер­ненькие пятнышки.

—  Божья коровка, пора ло­житься спать, — обратилось к ней солнышко.

— Хорошо, солнышко, давай  я угощу тебя вареньем за такую  чудесную книжку, — весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем.

 

«Вкусное варенье».

 

И отправились спать. Солнышко за  горку, а божья коровка под грибок.

 

«Грибок».

 

А утром произошло чудо! Божья  коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где  собрались все жители поляны.  Там одуванчик Большие Щеки  открыл новый аттракцион. Мож­но было каждому прокатиться на парашютике.

 

«Парашютик».

 

Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее появились... пятнышки. Они были кругленьки­ми и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто по­учиться, кто книжку посмотреть.



3.Заключительная часть.

Рефлексия. Подведение итогов. Поощрение детей.

Занятие заканчивается под веселую музыку.

















ОТЧЕТ.

АННОТАЦИЯ ПРАКТИКИ: в ходе практики дети разучили упражнения для язычка, подготовили свой речевой аппарат для вызывания нового звука (постановка звука начинается с развития определенных движений языка и губ).

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: дети и родители заинтересованы, разучивают и закрепляют дома артикуляционные упражнения.

Перспективы практики. При высокой заинтересованности детей, прошедших практику, можно организовать дополнительные занятия. Самостоятельное повторение разученных упражнений дома (под контролем родителей).

Реклама и продвижение практики.

Институциональный уровень: объявление в холле детского сада (на стенде), информация о практике в группах детского сада.

Практику посещают 11 человек(2 подгруппы по 5-6 человек).

1

Перевощикова Эвелина

3группа

2

Гращенкова

Ульяна

3группа

3

Санько Анна

3группа

4

Поварницина Вероника

3группа

5

Скопина Софья

3группа

6

Полюшкевич Андрей

3группа

7

Горожанкина Вика

3группа

8

Гирева Мария

6группа

9

Рысков Максим

13группа

10

Губин Матвей

9группа

11

Кадольчик Данил

9группа






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Краткосрочная образовательная практика "Веселый Язычок"

Автор: Шишмакова Марина Анатольевна

Дата: 30.08.2015

Номер свидетельства: 227714


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства