Краткосрочная образовательная практика "Веселый Язычок"
Краткосрочная образовательная практика "Веселый Язычок"
АКТУАЛЬНОСТЬ. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель практики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Краткосрочная образовательная практика "Веселый Язычок" »
МА ДОУ «Детский сад № 203» г.Пермь
ПРОГРАММА КРАТКОСРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
«ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК».
Учитель-логопед: Шишмакова М.А.
ПРОГРАММА КРАТКОСРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ «ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК»
Полное название
программы
Артикуляционная гимнастика. Обучение детей артикуляционным упражнениям.
Краткое название
«Веселый язычок».
ФИО автора
Учитель-логопед: Шишмакова Марина Анатольевна
Возраст детей
5-7 лет
Количество занятий
2
Актуальность
В ходе практики дети разучивают упражнения для
языка, подготавливают свой речевой аппарат для вызываемого звука (т.к. постановка звука будет начинаться с развития определенных движений языка, губ, челюстей, подъязычной уздечки).
Цель
Обучить детей артикуляционным упражнениям, закрепить их.
Задачи
1.Познакомить детей с различными видами артикуляционных упражнений.
2.Развивать подвижность речевого аппарата.
3.Воспитывать желание заниматься самостоятельно дома.
Материалы и
оборудование
Индивидуальные зеркала, «Язычки» в картинках, компьютерные игры.
(Артикуляционная гимнастика различных авторов), альбомы, картинки.
Части ОП КОП
1.Знакомство с устройством речевого аппарата. Демонстрация упражнений.
2.Знакомство со статическими упражнениями.
3.Знакомство с динамическими упражнениями.
4.Знакомство с упражнениями для постановки определенных звуков.
Конечные результаты
Дети изучили основные артикуляционные упражнения в игровой и занимательной форме.
Конкретные программные
критерии
Дети будут знать необходимые артикуляционные упражнения для постановки и правильной артикуляции определенных групп звуков.
Родители дома будут закреплять изученные упражнения. В домашних условиях будут продолжать заниматься гимнастикой для язычка, т. к. заинтересованы в конечном результате.
Количество детей
11 человек
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
АКТУАЛЬНОСТЬ. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель практики- выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Задачи
1.Познакомить детей с различными видами артикуляционных упражнений.
2.Развивать подвижность речевого аппарата.
3.Воспитывать желание заниматься самостоятельно дома.
Основные принципы построения краткосрочной образовательной практики:
1.Принцип доступности (метод обучения соответствует возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей).
2.Принцип последовательности ( от простого к сложному).
3.Принцип индивидуализации (индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его особенностей).
Рекомендации для родителей по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем)
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
Части занятия.
1.Организационная часть. (Знакомство с речевым аппаратом; знакомство с артикуляционными упражнениями).
2.Основная часть. (Разучивание артикуляционных упражнений в игровой форме).
3.Заключительная (Рефлексия, обсуждение результатов деятельности).
Ожидаемый результат.
1.Дети должны разучить упражнения, выполнять их с желанием.
Инструментарий для организации практики. Материалы: большое зеркало, индивидуальные зеркала, «Язычки» в картинках, компьютерные игры (Артикуляционная гимнастика), альбомы, картинки.
Дети научатся выполнять основные артикуляционные упражнения.
Родители и дети будут проявлять заинтересованность.
Перспективы практики. При высокой заинтересованности детей, прошедших практику, можно организовать дополнительные занятия. Самостоятельное повторение разученных упражнений дома (под контролем родителей).
Реклама и продвижение практики.
Институциональный уровень: объявление в холле детского сада (на стенде), информация о практике в группах детского сада.
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН ОП КОП « ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК».
ЗАНЯТИЕ 1.
Организационный момент. В доступной форме логопед знакомит детей с органами артикуляции. Говорит о пользе артикуляционной гимнастики.
2.Основная часть. Знакомство с артикуляционными упражнениями.
Упражнения для развития подвижности губ
«Бегемотик»
Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык спокойно лежит за нижними
зубами. Удержать под счёт от 1 до 5.
«Лягушки»
Губы растянуть в улыбке. Показать верхние и нижние зубы.
Удержать под счёт от 1 до 5.
«Хоботок»
Зубы сомкнуты, губы вытянуть хоботком. Удержать под счёт от 1 до 5.
«Заборчик»
Верхнюю губу поднять, нижнюю – опустить.
Показать сомкнутые зубы. Удержать под счёт от 1 до 5.
«Бублик»
Округлённые губы слегка вытянуть вперёд. Зубы открыть. Удержать под
счёт от 1 до 5.
Упражнения для развития подвижности языка
«Лопаточка»
Широкий язык расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы
язык не дрожал. Удержать под счёт от 1 до 5.
«Иголочка»
Рот широко открыть. Все зубы видны. Напряженный язык высунуть
далеко вперёд, сделать его узким. Удержать под счёт от 1 до 5.
«Чистим зубки»
Рот приоткрыт, видны все зубы. Язычком почистить верхние зубы с
внутренней и внешней сторон (движениями вверх - вниз). Нижняя
челюсть неподвижна. Выполнять под счёт от 1 до 5.
«Качели»
Высунуть узкий язычок. Кончиком язычка тянуться поочерёдно, то к
верхним зубам, то к нижним. Рот не закрывать. Нижняя губа не
натягивается на нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять
под счёт от 1 до 5.
«Вкусное варенье»
Представить, что верхняя губка намазана вареньем. Рот приоткрыть.
Широким кончиком языка облизать губу сверху вниз (не по кругу).
Нижняя челюсть неподвижна. Повторить не менее 5 раз.
«Чашечка»
Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Края языка
потянуть к верхним зубам,
но не касаться их. Нижняя губа не должна натягиваться на зубы.
Удержать под счёт от 1 до 5.
«Маляр»
Рот широко открыть. Все зубы видны.широким кончиком языка гладить
верхнее нёбо вперёд – назад. Нижняя челюсть неподвижна.
«Дятел»
Рот широко открыть. Широким кончиком языка ударять по верхним
зубам с внутренней стороны (английскоеD). Нижняя челюсть
неподвижна. Удержать под счёт от 1 до 5.
«Лошадка»
Рот широко открыть. Присосать спинку языка к нёбу и оторвать её
(пощёлкать язычком). Все зубы видны. Нижняя челюсть
неподвижна. Удержать под счёт от 1 до 5.
«Грибок»
Открыть рот. Присосать язычок к нёбу. Язык похож на гриб – волнушку:
подъязычная уздечка – ножка, спинка языка –шляпка. Удержать под
счёт от 1 до 5.
«Гармошка»
Рот широко открыть. Все зубы видны. Присосать язычок к
нёбу(«Грибок»). Смыкать и размыкать зубы не отрывая язык от нёба.
Губы в улыбке.
«Заведём моторчик»
Рот широко открыть, улыбнуться, язык вверх, и с силой ударять
кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произносить быстро:
«Дын, дын, дын, дын», ускоряя темп.
3.Заключительная часть.
Подводим итоги.(У кого какие возникли трудности ?Какие упражнения больше понравились?).
Дается задание на дом: повторять изученные упражнения ежедневно в течение 5-7 минут 2 раза в день.
ЗАНЯТИЕ №2.
1.Организационный момент. Сказка про язычок.(Дети выполняют упражнения вместе с логопедом)
В этом домике дружок
Живет веселый язычок.
(Что это за домик? РОТ)
Ох и шустрый он мальчишка
И немножко шалунишка!(иголочка)
Наш веселый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо
А потом опять вперед.(ЧАСИКИ.ЗМЕЙКА)
Приоткрыл язык окно А на улице тепло.
Язычок наш потянулся
Широко нам улыбнулся
А потом пошел гулять-
На крылечке загорать.(ЛОПАТКА)
На крылечке полежал-
На качельки побежал.(КАЧЕЛИ)
Вверх, вниз, вверх, вниз-
Язычок наш не ленись.
Язычок наш кончил дело-
Отдыхать он может смело!
2. Основная часть. Знакомство с подготовительными упражнениями для постановки шипящих звуков.
Трудолюбивая божья коровка
К комплексу упражнений для отработки звуков
[ш] - [ж] - [щ] - [ч]
(Т.В. Рожкова)
Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку, Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.
— Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, — говорили они.
— Да ты просто красный жук, — вторили другие.
Даже солнышко скрылось затучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу.
«Улыбочка».
— Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, — сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.
Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его.
«Непослушный язычок».
И он стал ровным, как лопаточка.
«Лопатка».
Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой
«Чашечка».
и набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом
«Бублик»,
и снова за работу. На картинках она увидела лошадку,
«Лошадка».
веселого маляра,
«Маляр».
грибок
«Грибок».
и даже гармошку.
«Гармошка».
Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки.
— Божья коровка, пора ложиться спать, — обратилось к нейсолнышко.
— Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку, — весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем.
«Вкусное варенье».
И отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок.
«Грибок».
А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где собрались все жители поляны. Там одуванчик Большие Щеки открыл новый аттракцион. Можно было каждому прокатиться на парашютике.
«Парашютик».
Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее появились... пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.
3.Заключительная часть.
Рефлексия. Подведение итогов. Поощрение детей.
Занятие заканчивается под веселую музыку.
ОТЧЕТ.
АННОТАЦИЯ ПРАКТИКИ: в ходе практики дети разучили упражнения для язычка, подготовили свой речевой аппарат для вызывания нового звука (постановка звука начинается с развития определенных движений языка и губ).
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: дети и родители заинтересованы, разучивают и закрепляют дома артикуляционные упражнения.
Перспективы практики. При высокой заинтересованности детей, прошедших практику, можно организовать дополнительные занятия. Самостоятельное повторение разученных упражнений дома (под контролем родителей).
Реклама и продвижение практики.
Институциональный уровень: объявление в холле детского сада (на стенде), информация о практике в группах детского сада.
Практику посещают 11 человек(2 подгруппы по 5-6 человек).