Коррекционная ритмика как средство эффективного развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Коррекционная ритмика как средство эффективного развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Коррекционная ритмика — это вид активной музыкальной терапии в основе, которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия. Положительный эффект использования танцетерапии, двигательных ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональных состояний и других нарушений подтверждается рядом авторов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коррекционная ритмика как средство эффективного развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В эпоху двадцать первого века, в современном обществе, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям. Постоянно усиливающиеся влияние на организм человека отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья детей. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые.
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является весьма острой и актуальной. Ей уделяется большое внимание в основных документах, регулирующих деятельность образовательных организаций: Законе РФ от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).
В последние годы, к сожалению, увеличивается рост количества детей с различными отклонениями в состоянии здоровья, в том числе с нарушениями речи, которые влекут за собой целый комплекс других проблем.
В МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №16» г. Ливны функционируют 4 группы компенсирующей направленности. Контингент этих групп составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР)-68% и фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) - 32%. Анализ мониторинговых исследований позволяет сделать вывод, что для таких детей характерно:
различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.
раздражительность,
повышенная возбудимость,
двигательная расторможенность,
эмоциональная неустойчивость,
быстрая утомляемость,
неустойчивость внимания и памяти.
Практика работы и исследования учёных показывают, что одним из эффективных средств в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи, является коррекционная ритмика.
Коррекционная ритмика — это вид активной музыкальной терапии в основе, которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия. Положительный эффект использования танцетерапии, двигательных ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональных состояний и других нарушений подтверждается рядом авторов
(В. М. Бехтерев, А. М. Бернштейн, В. А. Гиляровский, В. А. Гринер, Д. С. Озерецкий, Г. А. Волкова и др.). Отечественные ученые, врачи (Г. И. Шипулин, В. А. Гиляровский) отмечали, что ритмические упражнения, оказывают положительное воздействие особенно на детский коллектив с повышенной возбудимостью.
Коррекционные задачи ритмики это, прежде всего, преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движения, мышечного тонуса, двигательной памяти).
Начиная свою работу, как хореографа с детьми групп компенсирующей направленности, я пришла к выводу, что дети, имеющие речевые нарушения, помимо основных занятий хореографией, на которых они учатся выполнять основные танцевальные движения, нуждаются в дополнительных коррекционных ритмических занятиях, так как у большинства из них наблюдаются следующие двигательные нарушения:
- нарушение координации движений;
- скованность при выполнении движений и упражнений;
- отсутствие плавности движений;
- недостаточная ритмичность, трудность формирования двигательного автоматизма.
В связи с этим, я разработала основные направления работы по коррекционной ритмике:
Нормализация двигательного автоматизма.
Развитие воображения.
Развитие качественных характеристик движения.
Развитие чувства темпа и ритма.
Общая регуляция мышечного тонуса.
Развитие правильного дыхания.
Развитие и формирование эмоциональной выразительности.
С 2015 года в ДОУ функционирует кружок «Танцевальная капель», которую посещают дети с нарушениями речи. Работа с детьми данной группы имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии, у детей часто встречаются вторичные отклонения в развитии. Моя работа строится с учетом возрастных, индивидуальных, речевых и эмоциональных особенностей детей.
Занятия проходят один раз в неделю в первую и вторую половины дня, в старшей группе 25 минут, в подготовительной - 30 минут.
Коррекционно-ритмическое занятие имеет следующую структуру:
1. Ритмическая разминка.
2. Упражнения на активизацию внимания, памяти и воображения.
3. Упражнения, регулирующие мышечный тонус
4. Этюд, для развития выразительности мимики. («Обезьянки», «Волшебные острова», «Необычный хоровод».)
5. Упражнения для развития речевых и мимических движений.
6. Упражнения на координацию речи, движения. («Листья», «Урожай», «Козочка», «Хозяюшка».)
7. Релаксационное упражнение под музыку. («Гномик», «Снег идет», «Зоопарк».)
Особое внимание уделяю дыхательным упражнениям, так как наряду с работой над физиологическим дыханием осуществляется коррекция речевого дыхания.
Детям, имеющим речевую патологию, свойственны двигательные беспокойства и эмоциональная возбудимость. С учетом этих особенностей в своей работе использую игры на расслабление и напряжение. Необходимым компонентом в работе с детьми с нарушениями речи на занятиях хореографией, считаю использование психогимнастики и логоритмики. Упражнения и игры на координацию речи с движениями вызывают у детей интерес, активизируют их в речевом и двигательном плане. Кроме того, с помощью стихотворений у детей вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память. Дети с удовольствием посещают такие занятия. В процессе игровой и двигательной деятельности (самой любимой детской деятельности) они учатся приемам регуляции своего поведения, умению соотносить речь с движением, координировать свои действия и т.п. А главное, получают много положительных эмоций от общения и движения.
Свою работу строю в тесном взаимодействии с педагогами и специалистами дошкольного учреждения(учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре), вместе мы разработали комплексное планирование развития основных движений -одни и те же движения повторяются в разных видах деятельности: музыкальной, физкультурной, коррекционной. На занятиях по хореографии мы разучиваем движения, этюды, которые закрепляются специалистами в ходе проведения их занятий. Так же, вместе с музыкальным руководителем подбираем музыкальные произведения, наиболее подходящие к тем или иным движениям, которые потом используются педагогами и инструктором по ФИЗО во время утренней гимнастики.
Учитель-логопед определяет, над какими звуками в ходе логоритмики следует поработать, педагог-психолог рекомендует психогимнастику и упражнения для релаксации. Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели в разнообразные виды детской деятельности - игровую, трудовую, познавательную, в содержание других занятий (математику, художественное творчество, изобразительную деятельность, развитие речи, ознакомление с окружающим, экспериментальную деятельность), а так же в режимные моменты.
Проблема преодоления нарушения речи, развития и совершенствования основных психомоторных качеств- это целенаправленная систематически спланированная работа всего коллектива детского сада и семьи, обеспечение сотрудничества триады «Педагог-Ребенок-Семья».
Совместная работа с семьей строится на основе основных положений:
Единство целей и задач коррекции речевых нарушений;
Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей;
Систематичность и последовательность работы;
Индивидуальный подход к каждой семье и ребенку.
Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы.
Мною были проведены консультации для родителей: «Влияние хореографии на всестороннее развитие детей», «Развитие речи детей через занятия хореографией», «Роль движения в развитии речи детей»; родительское собрание в старшей группе с показом элементов коррекционной ритмики; в приемных комнатах помещаю папки-передвижки: «Что развивают занятия танцами», «Хореография в развитии ребенка».
Дошкольники, посещающие кружок «Танцевальная капель», активно выступают на всех праздниках, мероприятиях, проводимых в детском саду, так же планируем выступления на городских фестивалях и конкурсах.
Хотелось бы отметить, что благодаря использованию элементов коррекционной ритмики, мы уже сейчас можем увидеть положительную динамику в развитии детей, имеющих речевые нарушения, это:
улучшение общего эмоционального состояния детей;
улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений);
нормализация просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).
Таким образом, следует сказать, что использование коррекционной ритмики во всех видах детской деятельности и взаимодействие специалистов детского учреждения положительно сказывается на развитии детей с речевыми нарушениями, сохраняет и укрепляет их физическое и психическое здоровье, и эмоциональное благополучие.