Коррекционно-развивающая работа с безречевыми детьми
Коррекционно-развивающая работа с безречевыми детьми
В ходе логопедической деятельности в коррекционном саду приходится сталкиваться с разными детьми с полиморфными диагнозами. Детский сад посещают помимо детей с ТНР дети с УО, синдромом Дауна, РАС, ТМНР и др., поэтому постоянно возникает желание и необходимость повышения навыков работы с такими детками. В данный момент количество детей с РАС неуклонно растет и это направление работы становится наиболее актуальным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая работа с безречевыми детьми»
Коррекционно-развивающая работа с безречевыми детьми
В ходе своей логопедической деятельности в коррекционном саду приходится сталкиваться с разными детьми с полиморфными диагнозами. Детский сад посещают помимо детей с ТНР дети с УО, синдромом Дауна, РАС, ТМНР и др., поэтому постоянно возникает желание и необходимость повышения навыков работы с такими детками. В данный момент количество детей с РАС неуклонно растет и это направление работы становится наиболее актуальным.
По мнению ведущих специалистов в этом вопросе, для реабилитации детей с РАС необходимо сочетать лечебную, педагогическую, логопедическую и другую коррекционную помощь. Реабилитационные подходы, прежде всего, базируются на том, что в клинике РАС основное место принадлежит нарушениям аутистического спектра: поведения, речи, моторики, задержкам психического развития. Специалисты все больше склоняются к тому, что главное лечение аутичного ребенка — это лечение обучением.
Именно благодаря работе в детском саду стала понятна и доступна система работы с таким детьми, появились свои приемы и профессиональные наработки, которыми хочется поделиться.
В ходе проведения коррекционных упражнений мы предполагаем решение следующих задач, стимулирующих речевое развитие:
– установить зрительный контакт;
– имитировать основные движения;
– имитировать действия с предметами;
– имитировать мелкие и точные движения;
– имитировать произносительные движения;
– выполнять единичные команды;
– узнавать знакомых людей;
– указывать на желаемый предмет;
– развивать понимание речи;
– развивать языковые способности;
– развивать коммуникативные способности.
Рассмотрим немного подробнее этапы работы:
1.Формирование элементов невербальной коммуникации (жестов)
В ходе речевых занятий и игр рекомендуется использовать жесты. Например, указательный жест появляется в арсенале ребенка уже на первом году жизни, и можно его с успехом использовать в ходе занятий по развитию речи. Кроме этого, часто жесты помогают лучше понять значения слов — например, «большой», «маленький», «один» и др.
2.Развитие речевого дыхания
Обучение детей правильному речевому дыханию возможно с помощью проведения специальных упражнений в виде игровых занятий. Нужно учитывать, что любое упражнение у ребенка отнимает много сил и может его быстро утомить. Самый приемлемый вариант - это чередование дыхательных упражнений и других видов игр.
3. Развитие подражания
Способность к подражанию является предпосылкой почти для всех естественных учебных и воспитательных процессов. Без подражания ребенок не может изучить ни язык, ни другой образец поведения, которые необходимы для социализации в обществе. Поэтому формирование имитационных способностей является существенным элементом развития ребенка. Так как у детей с расстройствами аутистического спектра часто бывают особые проблемы в обучении подражанию, то необходимо прививать им имитационные способности, вместо того чтобы просто выжидать, пока они не овладеют ими самостоятельно слишком поздно или же в искаженном проявлении. Основные имитационные способности содержат простые и непосредственные повторения (например, такие простые движения, как рукоплескание) и приобретаются обычно на ранней стадии развития. Позже развивается подражание более комплексным и специфическим способам поведения. У детей, которые еще не овладели языком, как правило, также плохие имитационные способности. Так как к говорению также относится движение губ и языка, то во многих случаях полезно тренировать сначала имитацию тонких и грубых моторных навыков, чтобы ребенок изучил основные процессы, относящиеся к имитации.
4.Формирование навыка просьбы
Для того чтобы речь ребенка развивалась, ему необходимо научиться обращаться с просьбами к окружающим — подходить к взрослому, требовать его внимания, пояснить доступным ему способом (с помощью жеста, карточки или слова), что ему необходимо, и получить желаемое. И именно в обучение этому навыку необходимо вкладывать усилия, так как благодаря навыку проявления инициативы и коммуникации ребенок захочет общаться и взаимодействовать с окружающими
5.Развитие имперессивной речи
Развитие у ребенка понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных игр и упражнений. Развитие понимания речи включает в себя создание речевой среды, а также целенаправленную работу по накоплению пассивного словаря.
Для этого следует соблюдать следующие моменты:
– постоянный разговор с ребенком;
– определенные требования к речи окружающих взрослых;
– постепенное усложнение речевого общения;
– организация специальных игр и упражнений.
Каждое упражнение следует повторять многократно, пока ребенок не усвоит полностью, и только после этого переходить к следующему упражнению.
6.Формирование экспрессивной речи
Этот раздел содержит ряд упражнений, которые используются при стимулировании экспрессивных языковых способностей аутичных детей. К учебным целям относятся: произносить простые звуки, говорить односложные предложения, формулировать короткие предложения, задавать вопросы, описывать действия, делать сообщения и беседовать с кем-то. Упражнения тесно связаны с упражнениями предшествующих разделов. Языковые навыки приобретаются прежде всего через подражание: ребенок слышит слово и повторяет его. Коммуникативная речь начинается лишь тогда, когда понимается повторяемое слово. Ребенок может, как попугай, повторить целый ряд слов, но общаться с помощью этих слов он сможет только лишь тогда, когда поймет их значение. Поэтому в программу по совершенствованию речи вводятся упражнения, которые стимулируют имитацию и развитие речи. У детей, которые еще не разговаривают, в начальных упражнениях речь комбинируют с жестами.
Способы формирования у ребёнка мотивации к коммуникации
Частая проблема, с которой сталкиваются родители неговорящих детей и специалисты, это отсутствие у ребёнка мотивации к общению. Успех в социализации зависит не только от интеллектуальных возможностей ребёнка, но и в первую очередь от его мотивации.
Чтобы вызвать у ребёнка желание общаться, нужно включать в занятия разнообразный дидактический, наглядный и иллюстративный материал, изменять виды деятельности для наиболее эффективного усвоения. Не спешить подсказывать ребёнку, дать ему время на возможный ответ. При планировании занятий опираться на зоны его актуального и ближайшего развития, постепенно усложняя материал. Включать в занятия активизацию всех органов чувств и восприятия. Быть очень эмоциональным, экспрессивным. Всячески привлекать внимание ребёнка к себе (надевать яркую, красивую одежду, использовать элементы маскарадного костюма, делать макияж). Проводить занятия и игры с ребёнком только при положительном эмоциональном фоне, чтобы не вырабатывать негативизм. Обращаться к ребёнку короткими простыми фразами (2-4 слова), подключая жесты и мимику. Не употребляйте тех слов, которых нет в обиходе ребёнка. Мотивация к коммуникации формируется через потребность.
Путь формирования потребности:
1. Создание конфликтной ситуации (ребёнок что-то хочет, а взрослый делает вид, что не понимает, что именно)
2. Выражение эмоций протеста и негодования (ребёнок плачет, кричит, злится)
3. Комментарий взрослого по теме ситуации (взрослый говорит одной фразой, что нужно сделать ребёнку, чтобы получить желаемое, например: жест «дай» и указать на предмет)
4. Выражение потребности ребёнком или взрослым за него (методом «рука в руке»)
5. Похвала (взрослый говорит: «Ты попросил, ты молодец!»)
6. Получение желаемого
Приёмы поощрения.
Некоторые дети не понимают словесную, социальную похвалу, она не является для них ценностью. В таких случаях можно использовать какие-то вещественные «подкрепления», стимулирующие деятельность ребёнка. Например, он выполнил какое-то задание и за это получил награду. Для каждого ребёнка это индивидуально. Можно узнать у родителей, чему будет больше всего рад малыш. Стараемся избегать поощрения едой. Однако иногда, при тяжёлых патологиях развития, приходится использовать именно этот метод, но только на начальном этапе работы. Затем желательно от него отказаться.
Пример подкрепления – жетонная система. Жетоны могут быть какие угодно
(магнитики, монетки, камешки, стикеры). Ребёнок собирает определённое количество жетонов за занятие и тогда получает своё отсроченное» поощрение (какая-то игра, наклейка, чтение любимой книги, мыльные пузыри, просмотр мультфильма и т. д.). Главный принцип ребёнок получает награду только после накопления жетонов. Иначе теряется интерес. Также можно давать небольшое вознаграждение после каждого выполненного задания.
Правила использования «подкреплений»:
1) нужно реагировать быстро
2) несколько «подкреплений» должно быть всегда наготове
3) «подкрепление» всё равно сопровождается устной похвалой
4) самое желаемое ребёнком «подкрепление» оставьте на конец занятия
5) за самое «нелюбимое», но важное задание давайте более желаемое «подкрепление»
6) ребёнок должен знать, какие «подкрепления» его ждут (для этого перед занятием продемонстрируйте ребёнку его награды, используйте их изображения на карточках)
Пример
«Подкреплении» и эмоции
Вид «подкрепления»
1. Барабан
Эмоции ребёнка (невербальные и вербальные реакции на подкрепление»)
Очень яркие. Пытается вырвать из рук, не может на играться. Когда стучит, смеётся и вокализирует. Когда за бираю, плачет, долго не может успокоиться. Использует указательный жест при показе на барабан
2. Юла
Может долго крутить юлу, но при этом, когда я её забираю, реагирует спокойно, без эмоций. Сам юлу не просит
3. Мягкий пластилин
Улыбается, когда видит пластилин. Может долго с ним играть. Когда предупреждаю, что сейчас заберу, спокойно отдаёт
4. Заводной поезд
Сам не заводит. Когда я завожу, внимательно наблюдает за движением поезда. Указательным жестом просит завести ещё. Когда забираю, стучит кулаками и кричит
5. Игрушечный телефон
При предъявлении интереса не проявляет, нажимает на кнопки и откладывает в сторону
Видно, что наиболее желаемым для мальчика является барабан. Также желаемым является заводной поезд. Мягкий пластилин тоже можно использовать как «подкрепление». Юлу и игрушечный телефон в список «подкреплений» для этого ребёнка мы не включаем.
С помощью вышеперечисленного формируется мотивация к коммуникации, мотивация к подражательной имитационной деятельности.