kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация учителя-логопеда для родителей Как провести артикуляционную гимнастику с ребёнком

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый в этой консультации материал может быть полезен логопедам, которые занимаются с детьми постановкой звуков, а также родителям, помогающим своему ребёнку дома закрепить изученное. В текст консультации добавлены фотографии некоторых артикуляционных упражнений и поз.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация учителя-логопеда для родителей Как провести артикуляционную гимнастику с ребёнком»

Как провести артикуляционную гимнастику с ребёнком дома.

Взрослые и дети выполняют гимнастику для туловища, рук и ног, чтобы быть ловкими и сильными. Специальная (артикуляционная) гимнастика нужна и для наших органов речи - губ, языка и подъязычной уздечки, чтобы они могли выполнять движения, необходимые для четкого проговаривания всех звуков. Детям 2 - 4 лет артикуляционная гимнастика поможет выработать необходимую подвижность органов речи и избежать нарушений звукопроизношения. Некоторые дети благодаря помощи близких и своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно. Детям 5 -7 лет упражнения для губ и языка помогут исправить дефектные звуки. Сложные нарушения звукопроизношения будут преодолены быстрее, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но  вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Мы, взрослые, не задумываемся, какое положение занимают наши губы и язык в процессе речи, - у нас навык автоматизировался. Ребёнку, чтобы приобрести этот автоматизм, необходимо развить точность и силу движений. Лучше малышу видеть свои органы речи, поэтому гимнастику рекомендуется проводить перед зеркалом, подражая показу взрослого или рассматривая соответствующие фотографии.

Упражнения для губ.



"Заборчик" (фото №1) Улыбнуться, обнажить верхние и нижние передние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 5 до7.





"Трубочка" (фото №2)

Вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать губы в таком положении под счет от 5 до 7.

"Заборчик" - "Трубочка"

Раздвинуть губы "заборчиком" в широкой улыбке, затем вытянуть вперед "трубочкой". Чередовать движения 6-7 раз.

Упражнения для языка.

"Лопаточка" (фото №3)

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счёт от 5 до 10.

"Желобок" (фото №4)

Высунуть широкий язык, бо­ковые края языка загнуть вверх. Вдох носом, выдох по средней линии языка - по желобку. 5 -7 раз.







"Качели" (фото №5 - №6)

Открыть рот, опустить язык за нижние зубы ( с внутренней стороны), потом поднять язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны). Менять положение языка 8-10 раз.

"Вкусное варенье" (фото №7)

Приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз.



"Чашечка" (фото №8)

Улыбнуться. 
Широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки, приподняв передний и боковые края языка. Удерживать, считая до 10.

"Лошадка" (фото №9)

Рот открыт. Губы в улыбке. Присосать широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать.

 

"Грибок" (фото №9)

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу. Язык напоминает шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.

"Гармошка"

Прижать язык к нёбу (как в "Грибке") и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная связка). При повторении упражнения ( до 10 раз) надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.





"Часики" или "Маятник" (фото №10-11)

Рот приоткрыт, губы слегка растянуты в улыбке. Кончик узкого языка попеременно касается то одного, то другого угла рта. Упражнение проводится под слова «тик» – к одному уголку, «так» — к другому. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась – работает только язык. Ходят часики «тик-так»,
Язычок умеет так.

Рекомендации к проведению упражнений:

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Лучше заниматься 2 раза в  день  (утром и вечером) в  течение 5-7 минут. Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений

 Выполняя с ребёнком артикуляционную гимнастику, не забывайте пополнять словарный запас детей, учите слышать все звуки речи! Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Список литературы по теме

  1. Анищенкова Е.С. Учимся говорить правильно за 20 минут в день. Уникальная система развития речи. – М., 2009.

  2. Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всем на свете. Азбука правильного произношения. – М., 2005.

  3. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. – СПб, 2004.

  4. Леонова С.В. Веселая разминка // журнал Логопед, 2004, № 6.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Маркина Наталия Николаевна

Дата: 23.02.2016

Номер свидетельства: 297852


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства