Консультация для педагогов и родителей на тему "Влияние текстов художественной литературы на речевое развитие дошкольников"
Консультация для педагогов и родителей на тему "Влияние текстов художественной литературы на речевое развитие дошкольников"
Консультация представлена для педагогов и родителей. Речь пойдет о грамотном использовании текстов художественной литературы в развитии речи дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов и родителей на тему "Влияние текстов художественной литературы на речевое развитие дошкольников"»
Влияние текстов художественной литературы
наречевое развитиедошкольников
В дошкольном возрасте закладывается фундамент формирования тех психических образований, которые будут развиваться в процессе учебной деятельности. Известно, что для каждого психического явления существуют наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста - ощущения, для дошкольного - речь и восприятие, для младшего школьного - мышление. Если ребенок включается в соответствующую его возрасту деятельность недостаточно, может возникнуть задержка психических образований, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений при переходе на следующий этап. Поэтому чрезвычайно важно создать благоприятные условия для развития речи в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию; формирует такие черты личности, как общительность, лояльность, объективность. Если по каким-либо причинам речь у ребенка развита недостаточно, то в дальнейшем это затруднит учебную деятельность, следовательно, будущему педагогу-воспитателю, а также родителям необходимо овладеть различными методами и приемами, способствующими развитию речи в дошкольном возрасте.
Речь пойдет о грамотном использовании текстов художественной литературы в развитии речи дошкольников. Знание и умелое использование предложенных педагогических технологий позволят студентам достаточно быстро включиться в образовательный процесс и квалифицированно влиять на речевое развитие детей.
Логика процесса речевого развития требует, чтобы оно, с одной стороны, было целесообразным, а с другой - не допускающим каких бы то ни было шаблонов. Поэтому использование различных педагогических средств, приемов, методов и умелое их сочетание способны не только развивать речь ребенка, но и обеспечивать гармоничное воспитание в соответствии с современными требованиями.
При создании какой-либо речевой ситуации важна установка на развитие ребенка, что предполагает организацию окружающего пространства. Перед прослушиванием текста художественного произведения необходимо чтобы дошкольник был уже внутренне и психологически подготовлен к последующей деятельности, т.е. к обсуждению прочитанного хотя такая готовность может и не осознаваться самим ребенком.
Из поля его зрения следует убрать все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи - все то, что может помешать ребенку слушать литературное произведение. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольника.
В возрасте 3-4 лет предпочтение желательно отдавать русским народным сказкам о животных с многократными повторениями сюжетных ходов, например «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка» и др.
Старшему дошкольнику будут интересны русские народные сказки о животных более сложного содержания («Лисичка-сестричка и волк», «Гуси-лебеди» и др.), литературные сказки («Три медведя» Л.Толстого, «Муха-цокотуха», «Федорино горе», «Мойдодыр» К.Чуковского и др.), сюжетные стихотворения («А что у вас?», «Мы едем, едем, едем...» и др. С.Михалкова.)
Знакомство с литературным текстом происходит на слух, поэтому особое внимание следует уделять умению взрослого выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы, а также подбирать красочные иллюстрации, которые помогли бы воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, предлагаемые иллюстрации должны быть как можно более реалистичными: волк не выше зайца, ворона не должна походить на воробья и т.д.
Взрослому следует отдавать предпочтение тому материалу, который органически связан с идеей, духом, стилем художественного произведения, т.е. художник должен выступать как толкователь, интерпретатор, помощник е постижении произведения писателя. В качестве примера работы с художественным текстом в младшем дошкольном возрасте рассмотрим русскую народную сказку в обработке К.Ушинского «Репка», иллюстрированную И.Цыганковым.
«Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула кошка Машка мышку. Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут - вытащили репку!».
Развитие речи ребенка, а также выявление первичного восприятия и его дальнейшее углубление осуществляются в форме беседы: взрослый задает ребенку вопросы.
1. Каким словом характеризуется в сказке репка?
2. Почему один дед не смог вытащить репку из земли?
3. Как нарисовал репку художник?
4. Кого позвал дед на помощь?
5. Кто помог вытащить репку из земли?
6. Кого позвала на помощь кошка Машка?
7. Как относятся друг к другу кошка и мышка в жизни (на самом деле)?
8. Как относятся друг к другу кошка и мышка в сказке «Репка»?
9. Как художник изобразил всех героев сказки после того, как они вытащили репку?
Отвечая на такие вопросы, ребенок замечает, что кошка Машка зовет на помощь мышку, хотя в реальной жизни они являются врагами; что деду помогают и бабка с внучкой, и собака с кошкой, и мышка, хотя в реальности человек с мышами не дружит. Таким образом у дошкольника не только развивается речь, но и формируется представление об образной природе искусства, развивается художественное восприятие.
Учите детей давать полные и подробные ответы, тактично исправляйте неверно употребленный падеж при согласовании, форму слова, просите говорить четко, не искажая слова. При неверном ответе не следует говорить: «Это неправильно. Послушай других». Надо самому ребенку дать возможность увидеть ошибку при ответе. Для этого можно предложить ему еще раз пересказать отрывок из текста или попросить другого ребенка рассказать данный отрывок, или самому еще раз прочитать текст.
Учите детей внимательно слушать друг друга, не перекрикивать и не перебивать. Во время занятий атмосфера должна быть непринужденной, доброжелательной. Задача взрослого - разбудить у ребенка желание поговорить о художественном произведении, обсудить прочитанное.
В старшем дошкольном возрасте желательно обратиться к русской народной сказке «Лисичка-сестричка и волк» и литературной сказке Л.Н.Толстого «Три медведя» и на основе этих произведений продолжить развивать речь и формировать образное восприятие.
Взрослому не следует направлять ответ ребенка в соответствии с собственными представлениями. Наоборот, следует учить дошкольников объяснять свою точку зрения, выражать свои мысли так, чтобы они были понятны не только ему самому, но и слушающим.
В ходе беседы по тексту дошкольники делятся своим собственным отношением к героям сказки. Например, волк воспринимается детьми как добрый, доверчивый, не сомневающийся в словах лисицы, и их симпатии явно на его стороне.
Задача педагога на данном этапе - не только развивать речь, но и учить детей собственному осознанному восприятию художественного текста.
Прочитаем сказку Л.Н.Толстого «Три медведя».
Задаем ребенку вопросы: Где живут настоящие медведи в лесу? Где живут медведи в сказке Л.Н.Толстого? Что общего между настоящими медведями и теми, о которых говорится в сказке?
Дошкольник не может долго заниматься одним и тем же. Исследования последних лет, направленные на изучение устойчивости внимания дошкольника в разных видах деятельности: обучении, игре и других занятиях, выявили следующее. Шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом около 10-15 минут; при этом наивысшая работоспособность детей шестилетнего возраста наблюдается во вторник и среду. Значит, именно в эти дни наиболее целесообразно проводить индивидуальные занятия, уроки повышенной сложности.
Если ребенок способен внимательно слушать текст и отвечать на поставленные вопросы, значит, его речь будет развиваться нормально. Поэтому работу с текстом надо проводить в несколько этапов: дети слушают один и тот же текст на протяжении нескольких дней (при этом важно читать его каждый раз полностью, чтобы сохранилась целостность восприятия), а вопросы по тексту надо задавать разные.
Говоря о речевом развитии, следует учитывать по крайней мере два обстоятельства.
Первое: обычно память удерживает не все, и каждое повторение дает что-то новое.
Второе: для дошкольника важны не только сама информация, но и модель эффективного информационного процесса.
Человек, читающий или просто вспоминающий хорошо ему знакомый художественный текст, как бы вновь «проводит» сообщение через все каналы восприятия, вновь моделирует анализ случайного процесса и вновь включает сопутствующие этому системы поощрения.
В дошкольный период память по скорости развития опережает другие способности: ребенок рассматривает картинку, слышит текст, видит какой-либо предмет и начинает рассуждать, говорить, припоминая что-то из своего жизненного опыта. Легкость, с которой дети запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, объясняется бурным развитием их природной памяти. Они запоминают все яркое, красивое, необычное, привлекающее внимание, запоминают непроизвольно. Только к концу дошкольного детства у ребенка появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок сам ставит перед собой цель запомнить и вспомнить, воспроизвести, рассказать, объяснить. Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять - это залог успешного развития не только речи, но и других способностей. Ему надо помогать запоминать, учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации к школе, учебной деятельности, постоянным умственным нагрузкам.
Таким образом, речевое развитие не является обособленным процессом. Напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умения внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту - все это способствует формированию и последующему развитию речи.