kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для воспитателей: "Значение дидактических в развитии речи дошкольников с ОНР".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В консультации говорится о значении дидактических игр в работе с дошкольниками

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей: "Значение дидактических в развитии речи дошкольников с ОНР".»

Значение дидактических в развитии речи дошкольников с ОНР


О роли игры в жизни ребенка писали великие педагоги прошлого: Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко. Один из выдающихся русских психологов Л.В. Выготский подчеркивал неповторимую специфику детской игры. Действительно, игра - основной вид деятельности дошкольников. Вместе с тем, она является и методом, и формой обучения, и средством всестороннего развития личности ребенка. А.Л.Венгер неоднократно говорил о значении игровой деятельности для умственного развития детей, для овладения детьми новыми формами мышления.

Дидактическая (обучающая) игра должна обязательно быть включена в педагогический процесс. Ее сущность и заключается в том, что она позволяет детям решать мыслительные задачи в игровой форме. Используя дидактическую игру, педагоги стремятся перенести радость от игровой деятельности в радость учения. То, что ребенок воспринимает мыслительную задачу как игровую, повышает его умственную активность.

В игре обостряется наблюдательность, концентрируется внимание, запоминание происходит быстрее и становится более прочным. Умственное развитие тесно связано с нравственным воспитанием. В дидактических играх упражняется воля детей. Игры способствуют накоплению чувственного опыта и эстетическому воспитанию.

Как же используются игры в логопедической работе?

Наибольшее значение в процессе логопедической работы, несомненно, имеют дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, что их основная цель - обучающая. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.

Ведь дети с нарушением речи в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития в нарушениях моторики, в наличии у них парезов, общей скованности, дискоординации движений, двигательной расторможенности.

Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, негативизм, расторможенность, чувство ущемленности.

Таким образом, можно сформировать две основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе с дошкольниками.

  1. Логопеду необходимо широко использовать игры в

коррекционной работе.

  1. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные

особенности поведения детей с нарушениями речи.

Опыт показывает, что игра может проводиться, как самостоятельное занятие, а так же как отдых.

Дидактические игры могут быть использованы не только на занятиях, но и во внеурочное время логопедами, воспитателями, дефектологами, психологами.

В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнять предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж или игрушка помогают ему в этом. Важно, чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала основные структурные элементы, как игровая задача (замысел), содержание, игровые действия, правила, результат (итог) игры.

Рассмотрим несколько примеров:

Подвижная игра: «У медведя во бору». Игра может быть использована как отдых, как начало или конец занятия.

Логопедические цели: автоматизация звука Р изолированного и в тексте; развитие фразовой речи; развитие дыхания; развитие голоса; нормализация темпа и ритма речи.

Цели физического развития: развитие общих движений, скорости реакции.

Цели умственного развития: служит началом или завершением беседы о диких животных и растительного леса.

Сюжетно- ролевая игра «Автобус». Могут быть различные варианты игры: для накопления словаря и развития фразовой речи по одной теме, например: «Цветы». Соответственно меняются названия остановокб «Ромашки», «Розы», «Гвоздики». Или для закрепления, какого- либо одного звука, для развития звукового анализа.

Цели умственного воспитания: развитие представлений о явлениях природы, общественной жизни, представлений по темам: «Транспорт». «Цветы» и т.д.

Цели нравственного воспитания: развитие представлений о норме и правилах поведения в общественных местах.

Дидактическая игра: «Чудесный мешочек». Может выступать и как основное занятие и как начало или конец его.

Логопедические цели разнообразны: развитие звукового анализа, закрепление звуков в словах, предложениях, в связном тексте, совершенствование словаря и фразовой речи.

Цели умственного воспитания: развитие внимания, осязания, представлений, наблюдения и сравнения, воображения.

Все указанные цели на одном занятии, конечно, реализованы быть не могут. Здесь указаны возможные и естественно неполные варианты и цели каждой игры.

В заключении необходимо отметить, что игра- это не самоцель, а средство воздействия на ребенка, звено в общей цепи и системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью, всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребенка.

Литература:

  1. «Речевые игры с детьми». В.И.Селиверстов. Москва «Владос»Д994.

  2. «Игры и игровые упражнения для развития речи». Г.С.Швайко. Москва, 1988

  3. «Коррекционно - педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи». Ю.Ф.Гаркуша. Москва. 1999.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Малясова Елена Александровна

Дата: 08.03.2022

Номер свидетельства: 601816

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства