Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей: "Значение дидактических в развитии речи дошкольников с ОНР".»
Значение дидактических в развитии речи дошкольников с ОНР
О роли игры в жизни ребенка писали великие педагоги прошлого: Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко. Один из выдающихся русских психологов Л.В. Выготский подчеркивал неповторимую специфику детской игры. Действительно, игра - основной вид деятельности дошкольников. Вместе с тем, она является и методом, и формой обучения, и средством всестороннего развития личности ребенка. А.Л.Венгер неоднократно говорил о значении игровой деятельности для умственного развития детей, для овладения детьми новыми формами мышления.
Дидактическая (обучающая) игра должна обязательно быть включена в педагогический процесс. Ее сущность и заключается в том, что она позволяет детям решать мыслительные задачи в игровой форме. Используя дидактическую игру, педагоги стремятся перенести радость от игровой деятельности в радость учения. То, что ребенок воспринимает мыслительную задачу как игровую, повышает его умственную активность.
В игре обостряется наблюдательность, концентрируется внимание, запоминание происходит быстрее и становится более прочным. Умственное развитие тесно связано с нравственным воспитанием. В дидактических играх упражняется воля детей. Игры способствуют накоплению чувственного опыта и эстетическому воспитанию.
Как же используются игры в логопедической работе?
Наибольшее значение в процессе логопедической работы, несомненно, имеют дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, что их основная цель - обучающая. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.
Ведь дети с нарушением речи в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития в нарушениях моторики, в наличии у них парезов, общей скованности, дискоординации движений, двигательной расторможенности.
Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, негативизм, расторможенность, чувство ущемленности.
Таким образом, можно сформировать две основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе с дошкольниками.
Логопеду необходимо широко использовать игры в
коррекционной работе.
При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные
особенности поведения детей с нарушениями речи.
Опыт показывает, что игра может проводиться, как самостоятельное занятие, а так же как отдых.
Дидактические игры могут быть использованы не только на занятиях, но и во внеурочное время логопедами, воспитателями, дефектологами, психологами.
В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнять предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж или игрушка помогают ему в этом. Важно, чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала основные структурные элементы, как игровая задача (замысел), содержание, игровые действия, правила, результат (итог) игры.
Рассмотрим несколько примеров:
Подвижная игра: «У медведя во бору». Игра может быть использована как отдых, как начало или конец занятия.
Логопедические цели: автоматизация звука Р изолированного и в тексте; развитие фразовой речи; развитие дыхания; развитие голоса; нормализация темпа и ритма речи.
Цели физического развития: развитие общих движений, скорости реакции.
Цели умственного развития: служит началом или завершением беседы о диких животных и растительного леса.
Сюжетно- ролевая игра «Автобус». Могут быть различные варианты игры: для накопления словаря и развития фразовой речи по одной теме, например: «Цветы». Соответственно меняются названия остановокб «Ромашки», «Розы», «Гвоздики». Или для закрепления, какого- либо одного звука, для развития звукового анализа.
Цели умственного воспитания: развитие представлений о явлениях природы, общественной жизни, представлений по темам: «Транспорт». «Цветы» и т.д.
Цели нравственного воспитания: развитие представлений о норме и правилах поведения в общественных местах.
Дидактическая игра: «Чудесный мешочек». Может выступать и как основное занятие и как начало или конец его.
Логопедические цели разнообразны: развитие звукового анализа, закрепление звуков в словах, предложениях, в связном тексте, совершенствование словаря и фразовой речи.
Цели умственного воспитания: развитие внимания, осязания, представлений, наблюдения и сравнения, воображения.
Все указанные цели на одном занятии, конечно, реализованы быть не могут. Здесь указаны возможные и естественно неполные варианты и цели каждой игры.
В заключении необходимо отметить, что игра- это не самоцель, а средство воздействия на ребенка, звено в общей цепи и системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью, всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребенка.
Литература:
«Речевые игры с детьми». В.И.Селиверстов. Москва «Владос»Д994.
«Игры и игровые упражнения для развития речи». Г.С.Швайко. Москва, 1988
«Коррекционно - педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи». Ю.Ф.Гаркуша. Москва. 1999.