Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей: "Сюжетно-ролевая игра дошкольников с различными речевыми расстройствами"»
Сюжетно-ролевая игра дошкольников с различными речевыми расстройствами
Для детей дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняют свое значение и необходима для всестороннего развития их личности и интеллекта.
Недостатки звукопроизношения, восприятие звукового образа слова, ограниченность словаря полное или частичное отсутствие грамматических форм, изменение темпа речи, ее плавности - все это влияет на игровую деятельность. Эти дети нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками в игре, не умеют выразить свою мысль, бояться показаться смешными, хотя правила и содержание игр им доступны.
Например, игры детей алаликов (лишенные речи), носят однообразный, подражательный характер. Эти дети воспринимают окружающую действительность поверхностно, поэтому его игра не имеет замысла и целенаправленных действий.
Играя с другими детьми, они выполняют подчиненные роли, но не вступая в словесные взаимоотношения. Даже в дальнейшем, когда ребенок приобретает на логопедических занятиях определенный запас слов и навыки фразообразования, в игре он эти навыки не использует. Слова в игре употребляют в основном для называния предметов, при этом отсутствуют названия действий с ним. Несколько иначе ведут себя в игре заикающиеся дошкольники. У ребенка появляется страх речи. Эти дети робки, не верят в свои силы, не умеют поставить себе цель в игре. Они чаще выступают в игре зрителями или берут на себя подчиненные роли.
Игровая деятельность таких детей складывается только при воздействии взрослого. Без специального организованного обучения, игра самостоятельно не возникает. Для того, чтобы игра стала условием их умственного и физического развития, надо научить их играть. При этом важно учитывать, что все игры должны содействовать преодолению их речевого недостатка и особенностей поведения.
Роль воспитателя в сюжетно-ролевых играх с детьми- логопатами возрастает по сравнению с ролью воспитателя в коллективе здоровых детей.
Поскольку речевое общение затруднено, эти дети не умеют самостоятельно выбирать сюжеты игр, их подсказывает воспитатель.
Он является всегда непременным участником сюжетно- ролевой игры. Например, в сюжетно-ролевой игре «Автобус», воспитатель выполняет роль кондуктора, а в следующий раз он эту роль поручит какому-нибудь ребенку, а сам будет выполнять роль пассажира. Каждый раз воспитатель расширяет сюжет игры с помощью вопросов, например, если кондуктор не объявляет остановку, он сам спрашивает: «Какая остановка сейчас?» Сюжетно-ролевые игры проводятся на протяжении курса логопедических занятий. В самом начале проводятся игры, помогающие наладить контакт друг с другом, обрести уверенность.
Таким образом, обновляя и расширяя сюжеты ролевых игр, воспитатель решает задачу совершенствования навыков правильного звукопроизношения, обогащения лексического и грамматического строя речи детей.
Литература:
1. Ткаченко Т.А. "Учим детей говорить правильно". М.,"Издательство гном и Д", 2002г.
2. Ткаченко Т.А. "Дневник воспитателя логопедической группы". М., "Издательство гном и Д",2002г.