Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей: «Система работы по развитию речи с детьми с ОНР».»
Система работы по развитию речи с детьми с ОНР
Опытным педагогам известно, что в группах для детей с ОНР, воспитанники в начале обучения не владеют навыками рассказывания, зачастую с трудом строят предложения, состоящие более чем из трех слов.
Все это говорит о том, что занятия по развитию речи необходимо проводить по особой системе.
Перечислим отличительные особенности занятий по развитию ре для детей с ОНР.
1. Проведение занятий в рамках определенных лексических тем.
2. Изменение задач и содержания занятий.
3. Максимальное обеспечение занятий наглядным материалом ( схемами, опорными сигналами, картинками - символами и др. наглядным материалом).
4. Уточнение и активизация значительно большего количества понятий, чем в общеобразовательных группах.
5. Использование определенной последовательности в видах высказывания.
Остановимся на них подробнее.
Занятия по развитию речи в течении одного месяца рекомендуется проводить в рамках двух-четырех лексических тем. К примеру, для сентября первого года обучения, это могут быть темы наиболее близкие и доступные ребенку с нарушениями речи: "Части тела и лица", "Умывальные принадлежности", " Игрушки"; в декабре естественны темы: " Зима", " Новогодний праздник"; в мае: "Лес ", " Цветы", "Насекомые" и др.
Такая концентрация внимания на двух-трех темах позволяет:
-детально проработать каждую тему, то есть дать детям большое количество новых для них знаний и представлений;
-значительно пополнить их бедный словарный запас;
- сформировать обобщающие понятия;
-активизировать фразовые высказывания различной степени сложности.
Каковы же задачи и содержание занятий в логопедических группах?
Первая (основная) задача: пополнение, уточнение и активизация словарного запаса. Эту задачу можно реализовать не только на фронтальных и индивидуальных занятиях, но и во время всех режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, прогулка).
Вторая задача: формирование и закрепление грамматических категорий, изученных на логопедических занятиях, а так же контроль за грамматической правильностью речи.
Работу по формированию грамматического строя речи проводит логопед группы, а вот игры на закрепление изученных грамматических категорий можно включать второй частью в занятия воспитателя по развитию речи. Примеры таких игр: "Назови ласково", " Большой, маленький", " Один много", "Какой сок? Какой суп?" и т.д. Игры необходимо подбирать с учетом лексических тем, изучаемых в этом месяце.
Третья задача: активизация фразовых высказываний. Составная часть большинства занятий по развитию речи - это ответы детей на поставленные вопросы. Поэтому необходимо четко продумывать каждый вопрос.
Четвертая задача: совершенствование связной речи в различных ее видах. Очевидно, что пока связная речь детей не сформируется в достаточной степени, на занятиях следует использовать только "простые", не требующих развернутых смысловых высказываний; виды работ: чтение сказок, рассматривание объектов и сюжетных картин, пересказ коротких текстов.
Коллективное заучивание стихов на занятиях в логопедических группах целесообразно проводить, только тогда, когда большинство детей группы овладели правильным и четким произношением звуков. В противном случае, заучивание стихов с неправильно произносимыми звуками, может привести к стойкому закреплению дефектного произношения
Учитывая особенности внимания, мышления и восприятия детей с ОНР, а так же свойственные им речевые трудности на занятиях необходимо максимальное использование различных видов наглядности. Сюда относятся: предметы и объекты, игрушки, предметные и сюжетные картины, серии сюжетных картин, диафильмы, фотографии, иллюстрации, рисунки пр. так как наглядность является фактором облегчающим и направляющим процесс становления связной речи дошкольника. Однако кроме предметов, игрушек, картин, дети с ОНР нуждаются во вспомогательных наглядных средствах: схемах для составления рассказов, опорные картинки-сигналы, различные символы.
Уточнение и активизация значительно большего количества понятий и представлений связана с ограниченностью словарного запаса и знаний детей с ОНР. К примеру изучая тему "Дикие животные" с детьми массовых групп большинство понятий следует активизировать, а не уточнять, так как они знакомы дошкольникам уже в 4-5 лет. С детьми с ОНР, даже в 5-6 приходится уточнять, объяснять смысл слов: копыта, лапы ,щетина, клыки, пятачок и пр.
В логопедических группах используется определенная последовательность во всех видах рассказывания, так как детям с ОНР доступны далеко не все виды рассказывания, используемые в массовых группах. Рассмотрим например, как в рамках одной лексической темы "Домашние животные" следует распределить материал в старшей группе, чтобы добиться большего обучающего эффекта.
В начале целесообразно рассмотреть несколько сюжетных картин с изображением на них домашних животных и их детенышей. Затем можно сравнить по картинкам, например свинью и собаку. Позднее можно провести пересказ коротких текстов. Далее детям будут уже доступны такие дидактические игры как: "Назови детеныша", "Кто чем питается?", " Кто какую пользу приносит?", " Кто где живет?.
После такой системы работы, детям не составит большого труда: отгадывание загадок и их самостоятельное составления с помощью логопеда и воспитателя. В конце дети смогут уже самостоятельно составлять описательные и сравнительные рассказы о домашних животных, в которых отразятся все полученные знания и представления.
Таким образом, если в своей совместной работе логопед и воспитатели будут придерживаться этой системы в работе по развитию речи это поможет у детей с ОНР сформировать связную и грамматически правильную речь.
Литература:
1. Ткаченко Т.А. "Учим детей говорить правильно". М.,"Издательство гном и Д", 2002г.
2. Ткаченко Т.А. "Дневник воспитателя логопедической группы". М., "Издательство гном и Д",2002г.