Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей: «Основные причины возникновения речевой патологии у детей».»
«Основные причины возникновения речевой патологии у детей»
Наличие интеллекта, то есть способности познавать внешний мир с помощью восприятия, памяти, мышление, а также речь - это важнейшее отличие человека от животного. И интеллект, и речь у человека формируются на ступени раннего детского возраста и совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.
Совершенствование человека происходит не потому, что он растет, а потому, что он овладевает речью. Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить, познавать мир уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально. Существует много доказательств того, что без речевого общения человеческое существо не может стать полноценным человеком. Известны случаи, когда в силу каких- то трагических обстоятельств дети младенческого возраста попадали в логово животных (волков, пантер, обезьян) и были ими вскормлены. Когда люди обнаруживали этих детей в возрасте после пяти лет и возвращали их в человеческое общество, то оказывалось, что они имеют повадки вскормившего их животного. Научить таких детей полноценной речи, воспитать высшие эмоции и мышление было уже нельзя.
Описаны и другие случаи, например В. А. Сухомлинским. Это случай воспитания ребенка глухонемой бабушкой почти до шестилетнего возраста. Ребенок ни с кем не общался и в школе оказался почти немым. Усилия учителей развить его речь не дали результатов, не смогли они научить его и грамоте. Такой ребенок уже нуждался в помощи специалиста - сурдолога.
Случаи подобного воспитания встречаются. Мальчик до 2, 5 лет воспитывался глухонемой няней. Речь мальчика к 6 годам оказалась несформированной. Потребовались специальные длительные логопедические занятия для ее развития.
Наличие двуязычия в семье также тормозит развитие речи ребенка на ранних этапах.
Вот почему очень важно обратить пристальное внимание на формирование речи ребенка еще в самом раннем возрасте. Если в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий и времени, чтобы наверстать упущенное.
Рассмотрим вопрос нормального развития речи ребенка:
1. Воспитание звуковой культуры речи.
2. Накопление и активизация словаря.
3. Формирование грамматических навыков.
4. Развитие связной речи.
5. Подготовка к обучению грамоте.
Работать над звуковой культурой речи мы начинаем с самого рождения ребенка. Мы играем с малышом, улыбаемся ему, прищелкиваем языком, «гулим» и «разговариваем» с ним, поем ему песенки. Тем самым мы стимулируем развитие у младенца звукоподражания, гуления и лепетной речи.
Очень давно талантливые люди из народа (бессознательно понимая роль развития движений пальцев в формировании речи) создали такие
детские потешки, как «Сорока», «Ладушки» и другие, в которых мать или бабушка сопровождают речь движениями пальцев рук ребенка.
К году ребенок должен уметь произносить до 10-15 простых, в т. ч. лепетных слов. С 2-х лет ребенок уже должен понятно для окружающих отвечать на вопросы. С 3-х лет ребенок должен внятно употреблять простые предложения. К 5 годам должен четко выговаривать все звуки родного языка, отвечать громко и внятно, уметь составить рассказ по сюжетной картинке. В 5-6 лет закрепляется произношение всех звуков, умение их различать, регулировать силу голоса, выразительно читать стихи, пересказывать. К 6-7 годам должна быть совершенно чистая речь в плане звуковой культуры, соответствующий возрасту словарный запас, грамматически правильно оформленная связная речь.
Уже на первом - втором году жизни ребенка необходимо проводить работу над обогащением и активизацией словаря. Словарь разделяется на пассивный и активный. Пассивный словарь - это слова, которые ребенок еще не употребляет, но понимает. Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и сам употребляет в речи. Очень важно в этот период формировать умение выделять и называть отдельные части своего тела, людей ближайшего окружения, предметы, их основные признаки и действия, пока самые простые, бытовые, обиходные; наращивание в основном пассивного словаря - главная задача на данном этапе.
Дети в возрасте от 3 до 4 лет узнают и называют не только предметы домашнего обихода, но и некоторые детали (ручка, крышка и т. д., детенышей домашних животных, некоторые виды транспорта, должны знать свое полное имя, фамилию, имя и отчество родителей, воспитателей, няни и т. д.
Дети 4-5 лет должны уметь правильно называть предметы обстановки, их качеств: форма, цвет, величина, пользоваться общепринятыми фразами для выражения своих потребностей, действий.
Дети 5 лет должны знать материалы, из которых сделаны некоторые предметы (металл, дерево, пластмасса, ткань, стекло, фарфор, картон, бумага и т. д.). Уметь различать части суток, дни недели, времена года. Нужно учить детей употреблять слова с противоположным значением (широкий - узкий, сильный - слабый и т. д.) ; передавать в речи разные степени и оттенки данного качества предмета или действия (высокий - самый высокий, узкий - узенький). Учить понимать смысл образных выражений в загадках, стихах, сказках (добрый молодец, золотые руки и др.) .
Формирование грамматических навыков языка наиболее трудно дается детям. Часто мы слышим: «окны», «карандашов», «птичков», «у пальта», «теплая молоко» и т. д. подобные ошибки нужно сразу же исправлять, речь взрослых должна быть образцом для детей. Рекомендуемые дидактические игры для усвоения грамматических форм языка по всем лексическим темам: «Один - много», «Большой - маленький», «Кто у кого», «Кому что нужно», «Кто где живет» и др.
Формирование навыков связной речи требует последовательной, систематической работы.
К 3-м годам речь начинает становиться не только средством общения, но и источником получения знаний. Для детей 3-х лет доступна простая форма её - это ответы на вопросы. Но уже к 4 годам дети овладевают умением связно излагать свои мысли, хотя еще допускают ошибки при построении предложений. У детей появляются первые обобщения, выводы, умозаключения. Дети среднего дошкольного возраста чаще начинают употреблять сложноподчиненные предложения (Если дождик кончится, мы пойдем гулять. Играю с куклой, которую мама подарила.).
Постепенно дети переходят к пересказу, рассказыванию по картине, по восприятию, по воображению в младшем дошкольном возрасте обучение пересказыванию начинают с простых сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», в начале путем договаривания фразы, затем с помощью вопросов, и самостоятельно. В среднем дошкольном возрасте произведения и задачи усложняются. Необходимо проводить беседы по прочитанному тексту, в которых вопросы взрослого должны помочь осмыслить произведение и помочь вспомнить последовательность событий. В старшем дошкольном возрасте стоят новые задачи обучения: учить связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передать содержание. Более сложные рекомендуются и произведения: «Сестра» Л. Кассиля, «Косточка» Л. Толстого и др.
Умение описывать предмет очень нужно каждому человеку в жизни. Обучение нужно начинать с описания игрушки, затем переходить к описанию натуральных предметов (фруктов, овощей, посуды, транспорта и т. д., затем к описанию картин с помощью вопросов - плана, моделирования.
Необходимо учить детей рассказывать о прошедшем празднике, о спектакле, о поездке в деревню и т. д.
Самой сложной ступенью в формировании связной (монологической) речи являются рассказы по воображению. Дети могут придумывать и рассказы и сказки. Нужно только следить, чтобы творческое воображение не превращалось в пустое фантазирование, что может привести к некритичности ума.
В подготовительной группе идет работа по обучению детей грамоте: звуковому анализу слова, умению делить слова на слоги, членить предложение на слова, обучение навыкам послогового чтения, печатания.
Вся это работа позволяет успешно подготовить детей к обучению в школе по разделу развитие речи.
У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятными воздействиями.
Основные причины патологии детской речи следующие:
1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Возникновение речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания матери, травмы, несовместимость крови по резус-фактору. Инфекционные и соматические заболевания матери во время беременности могут приводить к нарушению маточно-плацентарного кровообращения, к расстройству питания и к кислородному голоданию плода. В результате этого при доношенной беременности ребенок рождается незрелым, с ослабленной нервной системой. Нарушения внутриутробного развития плода могут возникнуть в связи с вирусными заболеваниями, причем лекарственных препаратов, радиацией, алкоголизмом и курением во время беременности.
2. Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток.
3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка в зависимости от времени воздействия, и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, кишечные энцефалиты и разные желудочно-кишечные расстройства, нарушение облика веществ, рахит.
5. Наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к макросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
В основе созревания функциональной речевой системы лежит поступление из внешнего мира разнообразных сигналов, прежде всего речевых. Источником речевых сигналов является взрослый, который общается с ребенком. В связи с этими роль речевого окружения и речевого общения очень велико, и их недостаточность может быть одной и основных причин, нарушающих формирование речи.
Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значительным, проходить на эмоционально-положительном фоне речи и побуждать его к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, магнитофон, телевизор), необходимо, прежде прямое общение с взрослыми.
Развитие речи ребенка задерживается и нарушается при неблагоприятных внешних условиях: отсутствие эмоционального положительного окружения.
Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (нечеткость произношения, заикание, нарушение темпа речи и др.) могут иметь в своей основе подражания.
Речевые нарушения часто возникают при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с родными, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т. д.) Это задерживает развитие речи, а иногда вызывает невротическое заикание, мутизм.
В развитии речевой функции выделяют три критических периода:
1. 1-2 год жизни, когда начинается речевое развитие, появляется потребность в общении. Любые, даже как будто незначительные, факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребёнка.
2. В три года, когда интенсивно развивается связанная речь, требуется большая согласованность в работе центральной нервной системы (речедвигательный механизм, внимание, память и т. д.) . Возникающая некоторая рассогласованность в работе ЦНС приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т. д. Всё это определяет ранимость речевой системы. Могут возникать заикания, мутизм, отставания речевого развития. Ребёнок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.
3. Критический период 6-7 лет начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на ЦНС ребёнка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности возникновении заикания.
Любые нарушения речевой функции, имеющиеся у ребёнка, в эти критические периоды проявляются наиболее сильно, кроме того, могут возникнуть и новые речевые расстройства.
У девочек речь развивается раньше, чем у мальчиков. Речевые нарушения чаще возникают у лиц мужского пола, что объясняется различиями развития правого и левого полушарий головного мозга.
Большое значение имеет ранняя диагностика аномальных развитий речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребёнка в школу или же в младших классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживаются в ясельном и дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.
ЛИТЕРАТУРА:
1. В. Волина. «Учимся играя». М., Новая школа, 1994.
2. Л. С. Волкова. «Логопедия». М., Просвещение, 1998.
3. Т. Б. Филичева. «Основы логопедии». М., Просвещение, 1998.
4. Ю.Ф.Гаркуша «Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи». Москва-1999.
5. С.А.Миронова «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». М., «Просвещение», 1991.
6. Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова «Дети с общим недоразвитием речи». Москва «Гном- Пресс», 1999.
7. Т.А.Ткаченко «Учим говорить правильно». Москва «Издательство Гном и Д», 2002.