Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей: «Использование метода наглядного моделирования для развития речи детей с ОНР».»
«Использование метода наглядного моделирования для развития речи детей с ОНР»
Одним из наиболее перспективных направлений процесса обучения и развития речи у детей дошкольного возраста, является использование наглядного моделирования.
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается, как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т. п.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет педагогу более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.
Одна из основных задач массовых и специальных дошкольных учреждений - обучение детей связной речи, то есть умению четко, последовательно излагать свои мысли. Т. Ткаченко попыталась разработать систему занятий для детей, облегчающие процесс становления связной речи. Т. Ткаченко решила обучать детей самостоятельному высказыванию с помощью схем. Она разработала схемы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, животных, временах года, об овощах и фруктах.
Л.Соломенникова использовала схемы, иллюстративные панно при обучении детей не только составлению описательных рассказов, но и пересказу, которому принадлежит особая роль в формировании связной речи. При пересказе совершенствуется структура речи, ее выразительность, произношение, углубляется умение строить предложения и текст в целом.
Но не к любому художественному произведению можно составить схему или панно. Необходимо, чтобы в тексте присутствовали повторяющиеся сюжетные моменты, чтобы события развивались в логической последовательности, чтобы обязательно был центральный герой, вступающий во взаимодействие с несколькими по очереди, появляющимися персонажами.
Исходя из этого, подготовить иллюстративное панно и составить пересказ можно по следующим произведениям: «Проказы старухи зимы», «Как собака друга искала», «Вершки и корешки»
В дальнейшем иллюстративное панно можно заменить моделированием сюжета произведения с помощью условных схем, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дети.
Наглядность можно использовать не только при обучении пересказу и составлению описательных рассказов, но и при автоматизации звуков в связных текстах, заучивании стихотворений.
Использование данных схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольников массовых и логопедических групп овладению этим видом связной речи. Кроме того наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными и последовательными.
Данные и аналогичные схемы можно использовать не только для составления описательных рассказов. Но и для сравнительных рассказов, придумывание загадок о предметах, а так же в таком важном сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.
Таким образом, наглядное моделирование-это одно из перспективных направлений в процессе обучения детей связной речи.
Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи грамматических категорий, развитию понимания грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.
При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи («стрелка» вместо глагола, волнистая линия вместо прилагательного) в моделях предложений, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описательных предметов, а так же выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа.
Использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение этим видом связной речи. Кроме того наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими и последовательными.
Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет педагогу более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.
Литература:
Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005.
Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.
Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.
Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12.