Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей: «Формирование доверительных взаимоотношений со взрослыми и положительных контактов с ровесниками».»
«Формирование доверительных взаимоотношений со взрослыми и положительных контактов с ровесниками»
Человек - социальное существо. Любые отношения между людьми связаны с общением, культурой общения и потребностью в общении. Общение - одна из форм взаимодействия людей, в процессе которого происходит обмен деятельностью, информацией, опытом. Общение - это прежде всего взаимопонимание. Никакое результативное общение невозможно без ориентировки на другого человека. Это особенно проявляется в педагогическом общении, цель которого - воспитание личности.
В дошкольном возрасте существуют две формы общения: со взрослыми и со сверстниками, причем обе необходимы для нормального развития личности ребенка.
В общении со взрослым психологи выделяют несколько этапов в развитии общения, включающие в себя: потребности, мотивы и средства общения. На протяжении детства складываются и развиваются четыре формы общения, по которым можно судить о характере происходящего психического развития ребенка.
Ситуативно-личностная форма общения (2-3 месяца). В основе лежит потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Внимание и доброжелательность взрослых вызывают у детей позитивные переживания, которые в свою очередь повышают жизненный тонус ребенка, активизируют все его функции. Дефицит эмоциональных контактов со взрослыми может привести к необратимому недоразвитию ребенка, нарушению его адаптационных механизмов.
Ситуативно -деловая форма общения (от 6 месяцев до 3 лет). На этом этапе общение включается в практическую деятельность малыша и основным его мотивом становится деловой. Взаимоотношение ребенка со взрослым носит характер практического сотрудничества. Малыш хочет, чтобы взрослые вместе с ним включались в занятия с предметами, он требует от них участия в своих делах; при этом участие взрослых является ведущим. В этот период ребенок начинает отделять общее положительное отношение к нему взрослого от оценки им своих конкретных действий.
Внеситуативно-познавательная форма общения (от 3 до 5 лет). В основе ее лежит потребность в уважительном отношении взрослого. Отношение авторитетно значимых взрослых к успехам (неуспехам) ребенка в различных сферах способствует формированию у малыша самооценки, притязания на признание. Переоценка или недооценка способностей ребенка взрослым влияет на его отношения со сверстниками, на формирование его личности в целом. Положительные взаимоотношения с родителями помогают ребенку легче вступать в контакт с окружающими детьми и другими взрослыми.
Внеситуативно-личностная форма общения (от 5 до 7 лет) возникает на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании.
Общение составляет контекст всей нашей жизни и проникает во все ее сферы. Так как же сделать так, чтобы наше общение с детьми было доверительным? Выготский Л.С., закладывая основы теории развивающего образования, опирался на такое понимание общения ребенка со взрослым, которое было определено им как сотрудничество. Сотрудничество предполагает равную заинтересованность и педагога, и ребенка в их общей деятельности, совместное участие в ней. Позиция педагога при этом заключается в том, чтобы, понимая и уважая интерес ребенка к определенной деятельности, поддерживать и развивать этот интерес своим активным участием, деликатно помогать ребенку тогда, когда ему действительно требуется помощь, предоставляя ребенку свободу в выполнении этой деятельности и принятии решений внутри ее. Еще один из советов человеку, желающему установить хорошую атмосферу в общении: предложите предмет разговора, интересный вашему партнеру, в котором он либо чувствует себя компетентным, либо хочет что-то узнать. Ребенок по своей природе всегда хочет что-то узнать, но предлагая ребенку тот или иной предмет общения, необходимо сделать так, чтобы этот предмет был интересен ему.
Создавая атмосферу во взаимодействии с ребенком, необходимо также учитывать возможность разных позиций в процессе общения. От того, какую позицию займет субьект общения и какую позицию он отводит своему партнеру, зависит гладкость, бесконфликтность общения, та степень доверия, которая возникает между партнерами. Наиболее благоприятную атмосферу в общении создает позиция равноправного партнера, характерная для личностно ориентированного образования. Если педагогв общении с ребенком занимает позицию равноправного партнера, он обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы. Общение, в котором оба партнера занимают равноправную позицию, называется партнерским.
Помним, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Именно в игре происходит наиболее эффективное развитие личности ребенка и всех психических процессов, особенно значимых для этого возраста: воображения, творчества, символического мышления, социальных навыков, эмоций и т.д. Детям нравится играть, и они готовы играть 24 часа в сутки, если игра им интересна. И когда ребенок просит взрослого:"Поиграй со мной,"- это означает:"Побудь со мной. Я тебя люблю!". Это просьба об общении, хотя у ребенка, разумеется, существуют и познавательные потребности, которые лучше всего развиваются именно в игре. И роль педагога заключается в том, чтобы организовать совместную игру, участвуя в ней в качестве равноправного партнера. Как и в других видах деятельности, при организации совместной игры, не имеет смысла давить на ребенка или занимать доминирующую позицию, поскольку интерес возникает только там, где есть свобода.
Обеспечение равноправности позиций в общении начинается с организации пространства. В частности, при взаимодействии с ребенком педагогу имеет смысл выбирать позицию "глаза в глаза", которая исключает доминирование педагога в физическом росте взрослого и ребенка. Также при организации групповых занятий, дискуссий, разговоров с детьми садиться или становиться имеет смысл таким образом, чтобы все партнеры видели глаза друг друга. Достаточно сесть с детьми в кружок - и сразу создается атмосфера доверия, открытости, равноправия.
Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками
Существует несколько заповедей, которые обеспечивают правильное взаимодействие с детьми:
1. Общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребенка, оно не подчиняется формуле "Взрослый всегда прав, потому что взрослый". Задача взрослого - показать целесообразность и полезность своих требований. Поэтому лучше использовать требование - объяснение.
2. Важно уметь выслушивать ребенка. Задача взрослого: убедить, если ребенок был не прав; согласиться, если вы были не правы; уметь признать свои ошибки и извиниться перед ребенком. Нужно обязательно по-хорошему учить их доказывать, отстаивать своё мнение и развивать умение соглашаться, прислушиваться к мнению других.
3. Не угрожать и не обещать наград! Любой разговор с детьми требует деликатности. Похвала, награда должны быть результатом выполнения требования.
4. Необходимо учить детей общаться. В детском саду создаются благоприятные условия для формирования представлений о правилах взаимодействия: умение слушать партнера по общению, не перебивать его; говорить самому только после того, как собеседник закончил говорить; пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегать грубых выражений.
5. Главное во взаимопонимании - уровень знаний и понимания ребенка воспитателем; условия жизни семьи, статус ребенка в ней; уровень взаимоотношений членов семьи между собой и ребенком; отношения сверстников; оценку поведения ребенка.
Таким образом, доверие и искренность - вот та основа, на которой должны строиться отношения взрослого и ребенка, впоследствии это поможет ребенку найти свое место в обществе.
Так как вся жизнь в детском саду насыщена игрой, в процессе которой дети чувствуют себя более раскованно, свободно и естественно. Социализация дошкольника осуществляется прежде всего в игре. В игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству. Возникающие между ними контакты по поводу игрушек или других предметов становятся первой формой социального общения со сверстником, формируется опыт координации своих действий и взаимопонимания. Игры помогают адаптироваться в социальной среде. Малыши приобретают определенный социальный опыт через игровую деятельность, которая позволяет им по собственной инициативе включаться в предлагаемую деятельность, объединяться общими эмоциональными переживаниями (поют песенки, улыбаются друг другу, заглядывают друг другу в глаза, прикасаются друг к другу – это совместная радость, доброжелательность), проявляют заинтересованность, активизируются.
В общении со сверстниками выделены следующие этапы:
Эмоционально практическое (2-4 года);
Ситуативно – деловое (4-6 лет);
Внеситуативно – деловое общение (6-7 лет).
Опыт общения со сверстниками учит ребенка жить в коллективе, ладить с другими людьми. Благодаря этому опыту малыш приобретает умение отстаивать свои права. Играя со сверстниками, он учится согласовывать свои действия с действиями другого ребенка. Что касается общения со сверстниками, то полноценное общение с ровесниками возникает не сразу, дети поначалу играют не вместе, а рядом, каждый со своей игрушкой. Важную роль в дальнейшем развитии общения детей со сверстниками, в его обогащении играет взрослый. Привлекая внимание детей друг к другу, выделяя их положительные качества, организуя совместную предметную деятельность, он способствует налаживанию положительных взаимоотношений между детьми.
Дошкольник не может обойтись без сверстников, однако его общение с ними без взрослых почти всегда оказывается малоэффективным, часто между детьми возникают конфликты, обиды, недопонимания. Ребенка нужно учить выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение. И замечательно, когда такое обучение подкрепляется реальным примером взрослого - в семье и в детском саду.
Поэтому в основную часть непосредственно образовательной деятельности следует включать такие формы работы, как:
Личный пример. В сочетании с пояснениями и уточнениями личный пример – одна из самых действенных форм работы, способствующих усвоению образцов поведения, коммуникативных, эстетических и нравственных норм.
Игровая ситуация – практическая форма работы, в ходе которой ребенок «проживает» предложенную ему ситуацию, учится взаимодействовать с партнером, усваивает новые знания, конструктивные приемы общения.
Беседа – универсальная форма работы, в ходе которой педагог знакомит детей с новыми понятиями, закрепляет пройденный материал. Беседа может быть основой организованной образовательной деятельности, может проводиться в режимные моменты, индивидуально и по подгруппам.
Наблюдение – также может применяться при усвоении детьми норм общения со взрослыми и сверстниками, при ознакомлении с профессиями, овладении некоторыми видами труда.
Игра – одна из основных форм социализации ребенка.
Чтение художественной литературы – значительно расширяет арсенал форм и методов работы по социально – коммуникативному развитию дошкольника.
К наглядным методам относится работа с серией сюжетных картинок, отображающих определенную ситуацию в динамике. Задача педагога в случае необходимости помочь ребенку наводящими вопросами проанализировать действия героев, оценить их, предложить свое решение ситуации (как нужно поступить и почему).
Социальный и эмоциональный опыт ребенка, приобретаемый в детском саду, оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь, общение детей друг с другом способствует накоплению ценных для развития личности переживаний. При таких условиях деятельность детей не только учит, но и воспитывает ребенка, формирует у него опыт активного отношения к окружающему.
На основании вышеизложенного можно прийти к выводу, что дети играя и занимаясь, обмениваясь мнениями и обсуждая дела, споря и уступая, радуясь и сочувствуя, они под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения. Чем шире у ребенка практика общения, тем легче он адаптируется к новым социальным условиям.
Таким образом, основной задачей педагога является то, чтобы выпускник детской дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС умел:
1. Проявлять чувство собственного достоинства.
2. Активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх.
3. Договариваться, учитывать интерес и чувства других, сопереживать неудачам, радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства.
4. Быть толерантным к себе, другим людям, к обществу.
5. Быть инициативным и самостоятельным в общении со сверстниками и взрослыми.
Список литературы:
1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
2.Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная деятельность и воспитание дошкольников. - М., 1977.
3.Выготский Л.С. Развитие психических функций. - М., 1960.
4.Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М., 2004.
5.Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1996.
6.Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание // Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2000.
7.Маврина И.Б. Развивающие занятия: Сотрудничество дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1995. - N 11.
8.Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. — М., 1990.