kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для воспитателей: «Активизация речи детей с ОНР посредством театрализованно-игровой деятельности».

Нажмите, чтобы узнать подробности

в этой консультации говорится о роли театрализованно-игровой деятельности в активизации речи детей с ОНР.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей: «Активизация речи детей с ОНР посредством театрализованно-игровой деятельности».»

«Активизация речи детей с ОНР

посредствам театрализованно-игровой деятельности»

Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей с общим недоразвитием речи, посещающих логопедические группы, игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, коммуникативных способностей и личности в целом.



В систему коррекционной работы с детьми с ОНР необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. И как показывают, практические наблюдения, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм.



В теории и практике работы с детьми дошкольного возраста театрализованные игры рассматриваются, как средство всестороннего развития личности, воспитания активности, коллективизма, уверенности в своих силах, инициативы.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети с ОНР познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно - ролевыми. В основе тех и других лежит отображение событий, действий и отношений между людьми. Однако театрализованные игры основаны на драматизации литературных произведений (или собственных инсценировок), приспособленных для исполнения на сценической площадке.

При выборе игр для детей с ОНР необходимо руководствоваться рекомендациями программы коррекционно-развивающего обучения, индивидуальными возможностями каждого ребенка. Практический материал для театрализованных игр распределяется так, что каждая тема пронизывает все этапы работы от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами. Исходя из этого, тематика театрализованных игр может быть очень разнообразной, например: «Семья», «Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Транспорт», из жизни растений, животных, труд людей, времена года и т.д.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к литературе и театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует и расширяет словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей с ОНР, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовки спектакля они учатся выделять цель, средства достижения, планировать и координировать свои действия и многому другому. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что очень важно для их социального развития.

Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка с ОНР. Опыт показал, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи - словаря, грамматических сторон речи диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи.



Разнообразны виды театрализованных игр. В зависимости oт художественного оформления различают игры-драматизации, игры с настольным театром (плоскостные и объемные фигурки персонажей) фланелеграф, теневой театр, театр петрушек или бибабо, игры с марионетками.

Так как у детей с ОНР низкий уровень коммуникативных навыков, одна и- ведущих ролей в театрализованных играх, на первых этапах принадлежи! логопеду. Дети вначале являются зрителями: они не могут сразу в полное объеме овладеть творческим процессом. Речь логопеда на этом этапе служи! образцом для подражания. Дети наблюдают, как логопед говорит, действует за персонажей, имитируя ролевые движения. Особое внимание при этом следует уделить анализу сюжета игры, разбору действий и поступков героев, выявлении: отличительных признаков предметов, различению их цвета, формы, величины.

Постепенно творческая активность детей возрастает. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют, как сказочные герои. Они пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом, Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений е различном интонировании слов (радостно, грустно, тихо, громко, быстро, медленно). Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.

От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, «входят в образ», овладевают средствами выразительности, Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры.



Существуют основные направления деятельности взрослых по активизации речи детей с ОНР по средствам театрализованной деятельности:



- вызывать интерес детей к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников;



- развивать у детей в соответствии с их речевыми особенностями произносить с выражением монологи и диалоги;



- учить детей преодолевать сценическое волнение, не стесняться своего речевого дефекта, держаться свободно и естественно при выступлении;



- побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности и эмоциональности (мимики, жестов, движений);



- деликатно и тактично помогать детям в создании эмоционально- выразительных образов, выражений;



- постепенно, с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Побуждать контролировать свою речевую деятельность, следить за правильным произношением;



- учить детей согласовывать свое исполнение с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру, выполнять действия и движения соответственно логике других персонажей, чувствовать ответственность за себя и за партнера по сцене);



- учить произносить предложения и фразы от лица какого-нибудь персонажа, тем самым, развивая память, внимание, восприятие.



Итак, театрализованные игры - один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка. В которой, наиболее ярко проявляется принцип дошкольного обучения: учить играя.



Все это позволяет сделать выводы.



1.В процессе театрализованных игр расширяют и углубляют знания детей об окружающем мире.



2.Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, мыслительные процессы.



3. Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационной стороны речи, темп, выразительность.



4Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость движений.



5.Развивается эмоционально-волевая сфера.



6.Происходит коррекция поведения.



7.Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга.



8.Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.



Таким образом, развитие у ребенка речевых возможностей, коммуникативных навыков по средством театрализованной деятельности идет намного быстрее и успешнее. Все это развивает у ребенка активность и придает уверенность в своих собственных силах.















Литература:



1. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр». Программа «Театр-творчество-дети».- М.: «Аркти», 2002г.

2. Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников» - М.: «Вако», 2007г.

3. Никитина А.Б. «Театр, где играют».- М.: «Владос», 2001г.

4. Доронова Т.Н. «Играем в театр». – М.: «Просвещение», 2004г.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Малясова Елена Александровна

Дата: 12.05.2019

Номер свидетельства: 509852


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства