Консультация для учителей "Предупреждение дислексии у обучающихся начальных классов".
Консультация для учителей "Предупреждение дислексии у обучающихся начальных классов".
В данной консультации содержится понятие "Дислексия". Какие группы ошибок наблюдаются при дислексии. Так же представлены специальные упражнения для преодаления дислексии. Это упражнения на развитие навыка чтения, правильности чтения, беглости чтения и выразительности чтения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для учителей "Предупреждение дислексии у обучающихся начальных классов".»
Консультация для педагогов по теме:
«Предупреждение дислексии у учащихся начальных классов»
Чтение – представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой.
Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. В дальнейшем происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. И наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.
Чтение взрослого человека – это сформировавшееся действие, навык.
Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов (ступеней). Каждый из этих этапов связан с предыдущим и последующим.
Т.Г. Егоров выделяет 4 ступени формирования навыка чтения:
* овладение звуко-буквенными обозначениями;
* чтение по слогам;
* становление целостных приёмов восприятия (простые и знакомые слова читаются целостно, малознакомые ещё по слогам);
* синтетическое чтение (целостное чтение: словами, группами слов. Главная задача – осмысливание читаемого).
Основными условиями успешного овладения навыком чтения являются: сформированность устной речи, фонетико-фонематической (произношение, дифференциация фонем, фонематический анализ и синтез) и лексико-грамматической стороны речи, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
Нарушение хотя бы одного из этих процессов приводит к затруднениям усвоения навыка чтения.
Для обозначения нарушений чтения используются термины: «алексия» - полное отсутствие чтения и «дислексия» - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное нарушением высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дислексия проявляется в замедлении процесса овладения чтением, а также в замедлении темпа, скорости чтения, наблюдаются нарушения движения глаз при чтении.
При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:
Замены и смешения звуков при чтении: фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и др.), замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, З-В и др.).
Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова.
Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках: а) пропуски согласных при стечении, б) добавление звуков, в) перестановка звуков.
Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста.
Аграмматизмы при чтении. Нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного и др.
Для устранения недостатков чтения проводится целенаправленная работа по следующим направлениям:
Формирование звукопроизношения и уточнение артикуляции.
Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений, развитие слогового анализа и синтеза.
Расширение словарного запаса, обогащение активного.
Развитие познавательных процессов (мышления, памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределения и переключения внимания).
Развитие тактильных ощущений («Узнай букву на ощупь», «Какую букву написали на руке, спине»).
Расширение поля зрения ребёнка (написанные слова на доске – прочитать, произнести).
Развитие конструктивного мышления (моделирование: составление букв, реконструкция букв)
Изобразительно-графические способности (работа с изографами, физ. мин).
Развитие сукцессивных способностей (упражнения на последовательность действий и планирования: «Что изменилось?» (серия из 4-5 картинок, 1 меняют местами). Должны знать последовательность: времён года, дней недели, месяцев).
Проблема нарушения навыка чтения очень специфична, поэтому коррекционная работа требует взаимосвязи учителя с узкими специалистами психологами и логопедами.
Упражнения по развитию навыка чтения:
Все упражнения разделены на четыре группы: для развития сознательного чтения; для формирования правильности чтения; для развития беглости чтения; для развития выразительности чтения.
Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения:
П е р в а я г р у п п а – логические упражнения:
1. Что общего в словах и чем они различаются?
мел – мель, мал – мял, мыл – мил
2. Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;
ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;
шарф, варежки, пальто, кофта;
телевизор, утюг, пылесос, холодильник;
картофель, свёкла, лук, капуста;
лошадь, корова, свинья, овца;
туфли, сапоги, тапочки, кроссовки;
липа, береза, ель, сосна;
курица, утка, гусь, индейка;
зеленый, синий, красный, желтый.
3. Какое слово лишнее и почему?
Красивый, синий, красный, желтый;
минута, время, час, секунда;
дорога, шоссе, тропинка, путь;
молоко, сметана, простокваша, мясо;
Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр;
ель, сосна, кедр, осина;
лук, огурец, морковь, яблоко;
гриб, ландыш, ромашка, василек.
4. Чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.
У них одинаковое количество букв;
они одного рода;
они состоят из двух слогов.
5. Путем перестановки букв составь слово.
с н о а с; у п к с.
6. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
Колос, рота, ваза;
кора, лото, боксер;
молоко, нерест, тарелка.
7. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
Зима, рама;
пуговица, молоток, лава;
укор, бузина, тина;
поворот, пороша, канава.
8. Составь новое слово, взяв последний слог.
Мебель, ружье;
соломка, пора, мель;
смола, слеза берет.
9. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвертое слово.
6. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением).
7. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.
III. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БЕГЛОСТИ ЧТЕНИЯ
П е р в а я г р у п п а – упражнения для расширения поля зрения.
1. Работа по созерцанию зеленой точки. (На карточке, на картинке ставим зеленую точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу).
2. Работа по таблицам Шульте.
Развитие поля зрения по горизонтали.
8 4 7
2 1 5
6 3 9
22 9 14 18 7
3 12 6 23 20
21 4 1 25 15
13 5 24 11 17
10 8 19 2 16
Развитие поля зрения по вертикали: Комплект № 1
13
3
28
7
35
23
15
33
22
31
10
18
5
34
9
19
12
21
1
29
17
4
2
24
27
16
32
25
26
30
6
14
8
11
20
Комплект № 2
26
17
14
20
12
1
32
31
3
22
33
30
7
10
23
35
8
27
18
25
15
5
11
24
16
2
28
4
21
29
6
13
34
9
19
3. Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово.
сок
носки
сам
Света
место
каток
кукла
магазин
ива
кресло
клетка
кукла
рак
(Дети читают слова, а сами глазами следят по буквам, над которыми стоит точка).
4. Чтение столбиков с трафаретами.
(Дети, используя трафарет, читают слова в столбиках. В столбиках I класса – 3-5 слов, II класса – 10-12 слов, III класса – 15-18 слов, IV класса – 20-25 слов.)
У каждого ученика по 2-3 текста. Требуется найти данное предложение.
12. «Бегущая строка».
13. Работа по таблице.
Пособие состоит из 4 блоков, в каждом блоке по 5 столбиков слов (слова из словаря).
Работа по таблице проводится так: называется слово, которое отыскивается (звездочка, синяя, точка, второе снизу; круг, желтая, точка, пятое, сверху и т.д.). (см. табл.)
Таблица.
агроном
железо
медведь
осина
календарь
металл
билет
пенал
растение
комната
инженер
деревня
дорога
ребята
лисица
заяц
капуста
одежда
месяц
самолет
орех
дежурный
аллея
Москва
огурец
язык
метро
топор
ветер
сирень
интересный
морковь
желтый
праздник
овощи
русский
молоко
север
пальто
посуда
сапог
комбайн
осина
телефон
мороз
коньки
путешествие
сверкать
магазин
ужин
трактор
лагерь
корабль
шоссе
сеялка
солома
шофёр
завод
сорока
погода
октябрята
хлебороб
директор
аккуратно
командир
трамвай
космонавт
черный
желать
квартира
горизонт
пассажир
председатель
лестница
земляника
картофель
столица
солдат
Россия
костёр
ворона
город
тетрадь
хорошо
корова
народ
билет
берег
улица
ягода
правительство
воробей
свобода
библиотека
революция
коллектив
ракета
девочка
фамилия
вагон
медленно
богатство
спасибо
песок
учитель
карандаш
Родина
пшеница
урожай
ученик
товарищ
малина
субботник
газета
класс
герой
портрет
машина
вокзал
платок
В т о р а я г р у п п а – упражнения для активации органов речи.
1. Артикуляционная гимнастика:
а) гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги;
б) слова, трудные для произношения.
2. Скороговорки.
3. «Бегущая лента».
Через отверстия в картоне протягивается полоска, где записаны слоги, слова. Надо успеть прочитать.
4. Чистоговорки.
5. Различные виды чтения:
а) чтение шепотом, затем громко, затем про себя;
б) хоровое чтение;
в) чтение в парах;
г) чтение одновременно с ведущим;
д) чтение с убыстрением темпа;
е) чтение с переходом на незнакомый текст;
ж) чтение в темпе скороговорки;
з) чтение – «спринт»;
к) скачкообразное чтение «Кенгуру» и т.д.
IV. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ:
Чтение слова с разными оттенками интонации.
Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.
Упражнения дыхания.
Упражнения для развития голоса.
Упражнения для дикции.
Чтение небольших стихов, например:
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие коньки.
7. Прочитать, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста.
8. Чтение по ролям, в лицах.
9. Использование «памятки»:
а) представь себе то, о чем читаешь; подумай, какое чувство можешь передать при чтении;
б) читай четко слова и окончания;
в) выделяя голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.
Логические упражнения.
1. Что общего в словах и чем они различаются?
мел – мель, мал – мял, мыл – мил
2. Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;
ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;
шарф, варежки, пальто, кофта;
телевизор, утюг, пылесос, холодильник;
картофель, свёкла, лук, капуста;
лошадь, корова, свинья, овца;
туфли, сапоги, тапочки, кроссовки;
липа, береза, ель, сосна;
курица, утка, гусь, индейка;
3. Какое слово лишнее и почему?
Красивый, синий, красный, желтый;
минута, время, час, секунда;
дорога, шоссе, тропинка, путь;
молоко, сметана, простокваша, мясо;
Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр;
4. Чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.
У них одинаковое количество букв;
они одного рода;
они состоят из двух слогов.
5. Путем перестановки букв составь слово.
у к л б о; с н о а с; у п к с.
6. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
Колос, рота, ваза;
кора, лото, боксер;
молоко, нерест, тарелка.
7. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
Зима, рама;
пуговица, молоток, лава;
укор, бузина, тина;
поворот, пороша, канава.
8. Составь новое слово, взяв последний слог.
Мебель, ружье;
соломка, пора, мель;
смола, слеза берет.
Упражнения для активации органов речи.
1. Артикуляционная гимнастика:
а) гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги;
б) слова, трудные для произношения.
2. Скороговорки.
3. «Бегущая лента».
Через отверстия в картоне протягивается полоска, где записаны слоги, слова. Надо успеть прочитать.
4. Чистоговорки.
5. Различные виды чтения:
а) чтение шепотом, затем громко, затем про себя;
б) хоровое чтение;
в) чтение в парах;
г) чтение одновременно с ведущим;
д) чтение с убыстрением темпа;
е) чтение с переходом на незнакомый текст;
ж) чтение в темпе скороговорки;
з) чтение – «спринт»;
к) скачкообразное чтение «Кенгуру» и т.д.
Используемая литература:
Кобзарева Л.Г. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция.
Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников.