Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Звуко-буквенный анализ слова. Памятка."»
Консультация для родителей:
«Звуко – буквенный анализ слова. Памятка»
Эта памятка по звуко – буквенному анализу слова пригодится родителям детей подготовительного возраста, если их дети посещают группу компенсирующей направленности (например, группу для детей с ОНР). Она поможет им грамотно выполнить с ребенком домашнее задание.
Обучение детей грамоте на логопедических занятиях осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. Ведь звуки и буквы это не одно и то же! Буква – это графическое обозначение звука.
Звуки – это то, что мы слышим и произносим.
Буквы – это то, что мы видим, пишем и читаем.
Дети сначала учатся делать звуковой анализ. Звуковой анализ – это определение, во-первых, порядка звуков в слове, во-вторых, выделение отдельных звуков, в-третьих, различение звуков по их качественным характеристикам. Умение слышать и выделять все звуки по порядку предупреждает в будущем при письме пропуск букв.
Чтобы ребенок мог проанализировать слово, его звуковой состав удобнее представить в виде звуковой схемы. Ребенок разбирает слово и ставит ряд фишек по количеству звуков в слове. Схема дает возможность определить количество звуков в слове и проконтролировать правильность ее заполнения фишками.
По мере того, как дети изучают буквы, вводится звуко-буквенный анализ слов. Это фактически звуковой анализ, в конце которого каждый звук подписывается буквой.
Звуко-буквенный анализ – один из важнейших видов работы, который способствует формированию в дальнейшем орфографической зоркости, развитию фонематического слуха; развитию умений вычленить звуки в слове, правильно их назвать и охарактеризовать; умение соотнести слово с его звуковой схемой и многому другому.
Работу звуко-буквенного анализа слова я провожу по такому плану:
Дается картинка или слово на слух для анализа.
1. Произнеси слово вслух.
2. Вслух назови звуки в слове по порядку. Сосчитай их количество и отметь точками (4 звука – 4 точки)
3. Назови первый звук в слове. Охарактеризуй его и обозначь нужным цветом.
4. Аналогично проанализируй другие звуки (второй, третий т. д.)
5. Раздели слово на слоги. (Сколько в слове гласных – столько и слогов). Обозначь слоги на схеме.
6. Поставь ударение. Для этого «позови» слово и найди ударный гласный звук.
7. Подпиши каждый звук буквой.
8. Прочитай слово. Проверь звуковую схему.
Обозначения звуков на схеме звуко-буквенного анализа: