Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей: "Знакомство детей с буквами. С чего начать?"»
Знакомство детей с буквами. С чего начать?
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности и различных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира.
Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
В пять-шесть лет ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и смелее он бросает свой пытливый взгляд на открывшуюся перспективу познания большого мира, ему все интересно, его все манит и привлекает.
У детей этого возраста наблюдается стремление расширить познаваемые горизонты действительности, т.е. свой кругозор.
Как же ребенок может реализовать стремления, желания и потребности?
В познавательном арсенале пятилетнего ребенка имеются различные средства и способы познания мира:
-через действия, через собственный практический опыт, (этим он владеет достаточно хорошо);
-посредством слова, т.е. через рассказы взрослых (этот способ ребенку уже знаком, продолжается процесс его совершенствования);
-благодаря книгам и телепередачам с познавательным содержанием как новым источником знаний.
Уровень психического и интеллектуального развития детей пяти лет позволяет им приступить к первичному элементарному постижению таких важных для человека понятий, как «знак», «символ» и «знаковые системы».
В нашей жизни знаки, символы, знаковые системы окружают нас повсеместно. В самом обобщенном виде о них можно сказать следующее.
ЗНАК - это материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление), служащий представителем другого предмета, явления, процесса. Например, буква - знак, представитель звука. К знакам относятся нота, цифра, денежные знаки, астрономические знаки, дорожные знаки, математические знаки, знаки различия военнослужащих и др.
БУКВЫ - это, прежде всего графические знаки. Они являются объектами зрительного восприятия. Прежде всего, перед ребенком встает задача зрительного различения и распознавания этих знаков.
Буквы обозначают определенные, более или менее сложные, звуковые комплексы. Ребенку необходимо запомнить, установить ассоциативные связи между зрительным и слуховым образами.
Буквенная запись позволяет ребенку перейти к новому для него виду речи: - письменной речи. Знакомство с письменной речью приводит к начальному выделению в сознании ребенка таких основных единиц, предложение, слово.
ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА - система знаков как средств коммуникаций. Например, алфавит - знаковая система. К знаковым системам относятся азбука Морзе, нотная азбука, семафорная азбука и др.
На данном возрастном этапе мы можем приобщать детей к вышеназванным сложным понятиям через накопление в сознании каждого ребенка конкретных сведений и фактов о них.
Зачем знакомить детей с буквами?
Прежде всего, потому, что дети сами к этому стремятся. В старшем дошкольном возрасте ребенок хочет быть как можно больше похожим на взрослых, участвовать во взрослых «настоящих» делах уже не в игровой форме, а реально, по-настоящему. Теперь он понимает, что каждое действие направлено на получение определенного результата, знает, какой результат должен быть получен в каждом случае, и стремится получить такой же результат, как у взрослых. Он хочет научиться этому.
Другая причина заключается в том, что требования к знаниям детей, поступающим в школу, непрерывно растут. Специализированные школы, гимназии и лицеи набирают читающих детей. В общеобразовательных школах также происходит отбор детей в «сильные» классы, которые ведут сильные педагоги, работающие зачастую по усложненным программам. Естественно, что родители, озабоченные качеством последующего образования своих детей, ведут их в дошкольные гимназии, лицеи, кружки, в которых осуществляется подготовка к школе, в том числе обучение грамоте.
Многие родители пытаются самостоятельно научить своего ребенка чтению, а значит, и познакомить с буквами. Но это не всегда приводит к положительному результату.
В детском саду можно решить эту задачу со значительно меньшими потерями для здоровья ребенка, не создавая нервных перегрузок и выделив для этой работы специальное время в режиме дня, с тем, чтобы вечером дома дети могли отдыхать и больше общаться с родителями, с семьей.
Хочется поделиться своим опытом знакомства детей старшего дошкольного возраста со знаками - буквами .
Опыт показывает, что применение несложных методических рекомендаций, о которых пойдёт речь, позволяет добиться хороших и стойких результатов при обучении детей чтению и письму, что способствует их дальнейшему успешному обучению в школе.
Начиная обучать ребёнка навыкам чтения, следует учесть несколько моментов:
• Звуки и буквы желательно изучать параллельно, что позволит ускорить запоминание графического образа буквы и процесс формирования навыка послогового чтения;
При знакомстве с буквой, следует называть не ее алфавитное название (эм, бэ), а тот звук, который буква обозначает (м, б). Когда Вы озвучиваете буквы ребенку, ни в коем случае не проговаривайте их следующим образом: «вэ», «гэ», «дэ» и прочее. Нельзя этого делать, если хотите быстро научить ребенка читать. Буквы произносить для ребенка следует так, как они звучат в речи - не названия букв, а их звуки: «в», «г», «д» - четко и отрывисто, когда это согласные, и слегка растягивать гласные звуки: «а-а», «и-и», «ю-ю».
Если вы нарушите это простое правило, ребенку будет сложно соединять буквы в слог, он не сможет делать этого долгое время, так как просто не будет понимать, почему букву «вэ» или «гэ» в слове следует произносить иначе. Почему, например, слово «мама», должно читаться именно так, а не «эм-а-эм-а». Объяснить ему потом разницу между названиями букв и самими буквами будет сложно, он будет теряться, расстраиваться и может просто невзлюбить и чтение, и обучение в принципе.
Необязательно начинать учить весь алфавит, перейти к послоговому чтению можно сразу, пропевая по очереди сначала гласные звуки: ааааа - уууу, потом согласные: аааа-м, мммм-аааа, ммммм-уууу... и тд. в разной последовательности. Остальные буквы и звуки ребенок будет запоминать в процессе обучения.
Желательно изучать звуки и буквы в последовательности, которая соответствует формированию звуков в онтогенезе (а, у, м, о, п, т, к, э, н, х, ы, ф, б, д, г, в, л, и, с, з, ш, ж, щ, р, ц, ч). Не рекомендуется включать в данную последовательность буквы й, е, ё, ю, я и знаки ъ и ь, так как произношение гласных второго ряда расходится с их написанием, а ъ и ь не имеют звукового обозначения;
Графическое обозначение букв следует изучать в печатном варианте; Закрепление зрительного образа буквы путем выкладывания ее из счетных палочек, веревочек, цепочек, палочек и т.п; Печатание букв, слогов, слов;
Задания на дописывание элементов букв, "зашумленные" буквы, ребусы;
Играйте с малышом в «Веселый лифт». Для этого постройте столбик из 6-7 букв, согласных, выложив их в высоту в ряд на полу, а для составления слогов возьмите для начала букву «а». Столбик будет своеобразным «лифтом» в домике, а буква «а» - «кабинкой» этого лифта. Начинаем веселое «катание буквы». Перемещайте «а» по «лифту», размещая возле каждой согласной буквы, озвучьте слог, попросите Вашего малыша повторить его. Доберитесь до самого верхнего этажа, а затем пустите «кабину» ехать вниз. Проговаривайте поочередно каждый слог.