Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Увлекательные задания для развития речи дошкольников"»
Консультация для родителей
«Увлекательные задания для развития речи дошкольников»
- Уважаемые мамы и папы! Если у ребенка выявлены речевые нарушения, то логопедические занятия необходимо начинать в дошкольном возрасте, т.к. это наиболее благоприятный период, соответствующий законам нормального развития ребёнка. Наш детский сад принимает детей, начиная с 4-хлетнего возраста. Время пребывания зависит от сроков, определённых МППК, которая и направляет к нам детей, имеющих различные нарушения речи.
Следует сказать, что любое нарушение речевой деятельности, если вовремя его не корректировать, может привести к неприятным последствиям: если ребёнок неправильно произносит звуки и вдобавок у него нарушен речевой слух, что не позволяет ему различать звуки родного языка, это ведёт к нарушению письма и чтения, а в дальнейшем затрудняет изучение иностранных языков. Нарушение связной речи, неумение составлять рассказы и пересказывать текст ведёт к проблемам в изучении литературы, биологии, истории, географии, где тоже требуются связные ответы и высказывания.
Чем же занимаются логопеды? Целью логопедической работы является развитие всей речевой системы в целом, а именно: развитие общей речевой активности, накопление словарного запаса, развитие речевого слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие артикуляционной моторики, коррекция звукопроизношения и развитие связной речи. В ходе работы попутно решается ряд дополнительных задач: развитие психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления), формирование элементарных учебных навыков (усидчивости, умения внимательно слушать, целенаправленно выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки), развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки, формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «слово», «звук», «предложение»)
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, т.е. в игре ребёнок лучше усваивает новые знания, у него быстрее формируются умения и навыки.
- Сегодня хочу предложить Вам игры, в которые можно поиграть дома, и которые помогут развитию речи вашего ребёнка.
- Все мы хотим, чтобы наш малыш говорил отчётливо и красиво, выполнение комплекса артикуляционной гимнастики позволит с лёгкостью усвоить все звуки речи. Если малыш отказывается, то необходимо отложить выполнение упражнений и творчески подойти к решению поставленной задачи. Упражнения можно выполнять вместе с любимыми игрушками ребёнка.
Игры для развития мелкой моторики
- Общеизвестно, что развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. Учёные считают, что на кончиках пальцев находятся нервные окончания, воздействуя на которые мы влияем на участки головного мозга, отвечающие за речевые зоны. Упражнения для развития пальчиков можно выполнять где угодно: едите ли вы в машине или идёте на прогулку. Самыми простыми и доступными являются следующие:
* рисование пальчиками на песке, на ладошке различных геометрических фигур, линий (волнистые, прямые, горизонтальные, длинные, и т.д.), простых изображений (домик, солнышко, тучка);
* перебирание цветной и белой фасоли, риса и гречки, гороха;
* прищипывание прищепок;
* выкладывание узоров из спичек или счётных палочек (ёлочки, снежинки, буквы);
* сматывание в клубочки шерстяных ниток.
Игра «Котик» (наматывание ниточки на палец)
Логопед: Котик ниточки мотает
И слова на них цепляет.
Очень нужные слова,
Назовите их, друзья.
Папа кто? (кот)
А мама? (кошка)
А ребенок кто? (котенок)
Подскажи, он будет кем,
Когда вырастет совсем? (котом или кошкой)
- Очень привлекают внимание детей различной формы камушки. Играя с ними, можно развивать мелкую моторику и пространственные ориентировки, внимание, память, умение выполнять словесную инструкцию. Например, для детей средней группы можно предложить такие задания:
- Достань из корзинки сначала все большие жёлуди, а потом все маленькие (или все розовые цветочки, а потом все голубые)
- вверху разложи жёлтых бабочек, а внизу зелёных
Задания для детей старшей и подготовительной групп:
- Положи на стол столько листочков, сколько услышал звуков в слове (или слогов)
Если подобрать камушки по цвету, можно делать звуковой анализ слова (красные камушки обозначают гласные звуки, синие – твёрдые согласные, а зелёные – мягкие согласные)
- Для согласования числительных с существительными: «Сосчитай, сколько бабочек прилетело на полянку», «Сосчитай, сколько цветов нашла Маша»
Игры для развития слоговой структуры слова
«Чудесный мешочек»
Ход: В мешочек опускаются картинки маленькие, на них нарисованы предметы, ребёнок вынимает картинку и называет картинку, которая нарисована. Мешочек идёт по кругу детей. Кто правильно назвал слово, у того остается картинка. В конце игры подсчитывают количество картинок, у кого больше тот выиграл.
Эту же игру можно провести следующим образом: в коробочку или мешочек положить камушки разной формы (рыбка, бабочка, дельфин, жёлудь, листочек и т.д.) Доставая игрушки, ребёнок называет их и считает, сколько слогов в слове.
«Воздушные шарики»
Ход: На доске или столе разложены картонные цветные шарики, на них написаны слоги. Дети находят одинаковые по форме и цвету шары, соединяют правильно, что бы получилось слово.
«Цепочка слов»
Ход: выкладывается длинная цепочка слов, дети читают и называют, какие слова спрятались
Игры для развития связной речи
Среди подобных игр наиболее эффективной считается игра «Разговор по картинке», предназначенная для развития речи детей от трех до шести лет. В такой игре предусмотрена последовательная беседа и обсуждение малыша со взрослым того, что изображено на какой-либо картинке. Не менее интересной будет игра «Журналист», в которой ребенку предлагается задавать вопросы взрослому, а тот будет на них отвечать.
Игры для закрепления правильного звукопроизношения.
- Хочу представить Вашему вниманию игру, в которую с удовольствием играют дети всех возрастов. Задания можно усложнять в зависимости от возраста ребёнка, этапа обучения и целей занятия.
«Весёлый рыболов»
Для игры понадобятся вырезанные из картона рыбки с приклеенными на них предметными картинками, удочка.
Для автоматизации звуков подбираются картинки на изучаемый звук.
Когда ребёнок научился произносить звуки, но путает, например, шипящие и свистящие, ему предлагается поймать рыбок, а потом разложить отдельно картинки, где в названии слышится звук «С» или «Ш»
Следующие задание поможет закрепить умение определять место заданного звука в слове: ребёнок называет предмет, изображённый на картинке, и говорит, где слышится в слове заданный звук (в начале, середине или конце слова)
Можно предложить выложить выполнить звуковой анализ слова с помощью разноцветных кружочков.
Для развития связной речи используется приём сниквейн:
- называем предмет, изображённый на картинке;
-подбираем характеризующие его прилагательные;
- называем действия, которые выполняет предмет;
- относим его к соответствующей группе (мебель, одежда, посуда и т.д.)
- объединяем все высказывания в рассказ: это яблоко. Оно красное, сладкое. Яблоко срывают, моют, едят. Яблоко – это фрукт.
Итак, в наибольшей степени речевое развитие ребенка, и как следствие, уровень его умственных способностей зависит исключительно от родителей. От того, сколько времени они уделяют малышу, занятиям и играм с ним. Только при ответственном отношении родителей к развитию своего ребенка можно достигнуть уровня речевых способностей, соответствующих возрасту, а программа развития речи дошкольников, которую используют педагоги, может лишь укреплять и расширять эти возможности. Поэтому родителям следует как можно больше времени уделять своему малышу и как можно больше общаться с ним. Лишь в этом случае результаты стараний родителей и педагогов будут оправданы – малыш будет расти общительным и развитым во всех отношениях ребенком.