Сложно представить современный мир без различных гаджетов: компьютеров, мобильных телефонов, планшетов и прочих «продвинутых» штучек. Компьютер и дети - это тесная связь, которая с каждым годом становится все прочнее, а дети все раньше осваивают современную технику.
Так насколько безопасно такое увлечение детей гаджетами? Есть два противоположенных мнения: одни родители - «за», а другие категорически «против». Истина, как водится, где-то посередине.
Первый и несомненный плюс - всестороннее развитие ребенка, интернет-ресурсы, которые открывают широкий спектр возможностей. Также источником получения новых знаний, впечатлений для ребенка может служить и развивающая компьютерная игра, соответствующая возрасту ребенка, которую педагог или родитель может и должен использовать как уникальную возможность для разнообразия воспитательно-образовательного процесса.
Но непрерывная продолжительность использования электронных устройств для детей 5 лет не должна превышать 7 минут, для детей 6 лет – 10 минут.
Есть безусловно и минусы: гаджеты совершенно вытеснили бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Замещение человеческого способа коммуникации в семье электронным суррогатом представляет серьёзную опасность, в первую очередь отставание в развитии речи.
Казалось бы, при чём здесь компьютер или планшет? Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребёнком-взрослый или герой мультфильма? Разница огромная. Речь-это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в дошкольном возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. Причём, включён не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Также замечено, что общение со сверстниками становится всё более поверхностным и формальным: детям не о чём разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений. Но речь, исходящая с экрана, остаётся малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать.
Самый важный способ развития речи–это чтение книг и живое, непосредственное общение со взрослыми. Читайте или рассказывайте ребёнку сказки не менее получаса в день, беседуйте с ребенком и развивайте речь ребенка.
Хотелось бы порекомендовать родителям некоторые игры и электронные ресурсы, которые можно использовать дома.
1. Игры компании «Медиа-Хаус». Серии «Баба Яга» и «Кузя».
2. Игры компании «1С – Софт Клаб» серия «Лунтик»
3. Развивающие программы мультимедийного издательства «Новый Диск».
4. Интерактивные игры «Мерсибо». Разработчики предлагают развивающие игры для детей от 2 до 10 лет. Игры направлены на развитие речи, мышления, памяти, внимания, моторики, счёта, кругозора, логики, творческих способностей.
5. «Уроки тётушки Совы» компании-издателя компьютерных игр «Бука» (алфавит, английский алфавит, арифметика).