Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 5 лет"»
Консультация для родителей
«Особенности речевого развития детей 5 лет»
Здравствуйте, уважаемые родители, я расскажу вам об особенностях речевого развития детей 5 лет.
На пятом году жизни отмечаются значительные изменения в развитии речи детей, речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче.
Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением простых звуков и шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают правильно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. В норме становление звукопроизношения завершается к пяти годам!
Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка) Эта способность является новообразованием пятого года жизни.
Значительно обогатился словарный запас: увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложные предложения. В этом возрасте ребенок должен знать:
- названия растений (дерево, трава, цветы), названия фруктов (яблоко, груша, банан), названия овощей (морковь, помидор, огурец), названия птиц;
- прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет (круглый, сладкий, тяжелый и т.д.)
Отмечаются значительные изменения в развитии грамматического строя речи, в умении согласовывать слова в предложении, правильно употреблять окончания слов. В 5 лет допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением - тоже вариант нормы: «холодная вода», «болит рука». Грамматический строй речи формируется до 7 лет.
Качественный скачок происходит и в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
Как помочь ребенку овладеть чистой речью?
Для нормального речевого развития ребёнка необходимо, прежде всего, прямое общение со взрослыми. Необходимо следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой, внятной. Развитию четкой артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка. Речь формируется по подражанию, поэтому родителям необходимо контролировать собственную речь. Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу.
Каждый день читайте ребенку!
Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот.
Не переходите на "детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим.
Не забывайте развивать и мелкую моторику: развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга.
Игротека
1. «СЛОВА»: выберите какой-нибудь звук и по очереди называйте слова. Можно поискать предметы дома или на улице.
2. «СЛОВА В ДОРОГЕ»: если вам с ребёнком предстоит долгая дорога, то время пролетит незаметно во время игры в слова. По очереди называйте слова, где последний звук предыдущего слова является началом следующего. Например: ананас-сурок-книга-автобус и т.д.
3. «КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ»:
Взрослый называет слова, а ребёнку нужно назвать как можно больше определений этого предмета. Например: книга – тонкая, толстая, новая, знакомая, интересная, скучная и т.д.
4. «СКАЖИ НАОБОРОТ»:
В этой игре ребёнку нужно как можно быстрее подобрать антонимы к словам, которые вы ему будите говорить. Например: большой-маленький, холодный-горячий, гладкий-шершавый и т.д.