kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей: «Основные причины возникновения речевой патологии у детей».

Нажмите, чтобы узнать подробности

в этой консультации говорится об основных причинах возникновения речевой патологии у детей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей: «Основные причины возникновения речевой патологии у детей».»


«Основные причины возникновения речевой патологии у детей»

Наличие интеллекта, то есть способности познавать внешний мир с помощью восприятия, памяти, мышление, а также речь - это важнейшее отличие человека от животного. И интеллект, и речь у человека формируются на ступени раннего детского возраста и совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.


Совершенствование человека происходит не потому, что он растет, а потому, что он овладевает речью. Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить, познавать мир уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально. Существует много доказательств того, что без речевого общения человеческое существо не может стать полноценным человеком. Известны случаи, когда в силу каких- то трагических обстоятельств дети младенческого возраста попадали в логово животных (волков, пантер, обезьян) и были ими вскормлены. Когда люди обнаруживали этих детей в возрасте после пяти лет и возвращали их в человеческое общество, то оказывалось, что они имеют повадки вскормившего их животного. Научить таких детей полноценной речи, воспитать высшие эмоции и мышление было уже нельзя.

Описаны и другие случаи, например В. А. Сухомлинским. Это случай воспитания ребенка глухонемой бабушкой почти до шестилетнего возраста. Ребенок ни с кем не общался и в школе оказался почти немым. Усилия учителей развить его речь не дали результатов, не смогли они научить его и грамоте. Такой ребенок уже нуждался в помощи специалиста - сурдолога.

Случаи подобного воспитания встречаются. Мальчик до 2, 5 лет воспитывался глухонемой няней. Речь мальчика к 6 годам оказалась несформированной. Потребовались специальные длительные логопедические занятия для ее развития.

Наличие двуязычия в семье также тормозит развитие речи ребенка на ранних этапах.

Вот почему очень важно обратить пристальное внимание на формирование речи ребенка еще в самом раннем возрасте. Если в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий и времени, чтобы наверстать упущенное.


Рассмотрим вопрос нормального развития речи ребенка:

1. Воспитание звуковой культуры речи.

2. Накопление и активизация словаря.

3. Формирование грамматических навыков.

4. Развитие связной речи.

5. Подготовка к обучению грамоте.


Работать над звуковой культурой речи мы начинаем с самого рождения ребенка. Мы играем с малышом, улыбаемся ему, прищелкиваем языком, «гулим» и «разговариваем» с ним, поем ему песенки. Тем самым мы стимулируем развитие у младенца звукоподражания, гуления и лепетной речи.


Очень давно талантливые люди из народа (бессознательно понимая роль развития движений пальцев в формировании речи) создали такие

детские потешки, как «Сорока», «Ладушки» и другие, в которых мать или бабушка сопровождают речь движениями пальцев рук ребенка.


К году ребенок должен уметь произносить до 10-15 простых, в т. ч. лепетных слов. С 2-х лет ребенок уже должен понятно для окружающих отвечать на вопросы. С 3-х лет ребенок должен внятно употреблять простые предложения. К 5 годам должен четко выговаривать все звуки родного языка, отвечать громко и внятно, уметь составить рассказ по сюжетной картинке. В 5-6 лет закрепляется произношение всех звуков, умение их различать, регулировать силу голоса, выразительно читать стихи, пересказывать. К 6-7 годам должна быть совершенно чистая речь в плане звуковой культуры, соответствующий возрасту словарный запас, грамматически правильно оформленная связная речь.


Уже на первом - втором году жизни ребенка необходимо проводить работу над обогащением и активизацией словаря. Словарь разделяется на пассивный и активный. Пассивный словарь - это слова, которые ребенок еще не употребляет, но понимает. Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и сам употребляет в речи. Очень важно в этот период формировать умение выделять и называть отдельные части своего тела, людей ближайшего окружения, предметы, их основные признаки и действия, пока самые простые, бытовые, обиходные; наращивание в основном пассивного словаря - главная задача на данном этапе.


Дети в возрасте от 3 до 4 лет узнают и называют не только предметы домашнего обихода, но и некоторые детали (ручка, крышка и т. д., детенышей домашних животных, некоторые виды транспорта, должны знать свое полное имя, фамилию, имя и отчество родителей, воспитателей, няни и т. д.


Дети 4-5 лет должны уметь правильно называть предметы обстановки, их качеств: форма, цвет, величина, пользоваться общепринятыми фразами для выражения своих потребностей, действий.


Дети 5 лет должны знать материалы, из которых сделаны некоторые предметы (металл, дерево, пластмасса, ткань, стекло, фарфор, картон, бумага и т. д.). Уметь различать части суток, дни недели, времена года. Нужно учить детей употреблять слова с противоположным значением (широкий - узкий, сильный - слабый и т. д.) ; передавать в речи разные степени и оттенки данного качества предмета или действия (высокий - самый высокий, узкий - узенький). Учить понимать смысл образных выражений в загадках, стихах, сказках (добрый молодец, золотые руки и др.) .

Формирование грамматических навыков языка наиболее трудно дается детям. Часто мы слышим: «окны», «карандашов», «птичков», «у пальта», «теплая молоко» и т. д. подобные ошибки нужно сразу же исправлять, речь взрослых должна быть образцом для детей. Рекомендуемые дидактические игры для усвоения грамматических форм языка по всем лексическим темам: «Один - много», «Большой - маленький», «Кто у кого», «Кому что нужно», «Кто где живет» и др.

Формирование навыков связной речи требует последовательной, систематической работы.

К 3-м годам речь начинает становиться не только средством общения, но и источником получения знаний. Для детей 3-х лет доступна простая форма её - это ответы на вопросы. Но уже к 4 годам дети овладевают умением связно излагать свои мысли, хотя еще допускают ошибки при построении предложений. У детей появляются первые обобщения, выводы, умозаключения. Дети среднего дошкольного возраста чаще начинают употреблять сложноподчиненные предложения (Если дождик кончится, мы пойдем гулять. Играю с куклой, которую мама подарила.).

Постепенно дети переходят к пересказу, рассказыванию по картине, по восприятию, по воображению в младшем дошкольном возрасте обучение пересказыванию начинают с простых сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», в начале путем договаривания фразы, затем с помощью вопросов, и самостоятельно. В среднем дошкольном возрасте произведения и задачи усложняются. Необходимо проводить беседы по прочитанному тексту, в которых вопросы взрослого должны помочь осмыслить произведение и помочь вспомнить последовательность событий. В старшем дошкольном возрасте стоят новые задачи обучения: учить связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передать содержание. Более сложные рекомендуются и произведения: «Сестра» Л. Кассиля, «Косточка» Л. Толстого и др.

Умение описывать предмет очень нужно каждому человеку в жизни. Обучение нужно начинать с описания игрушки, затем переходить к описанию натуральных предметов (фруктов, овощей, посуды, транспорта и т. д., затем к описанию картин с помощью вопросов - плана, моделирования.

Необходимо учить детей рассказывать о прошедшем празднике, о спектакле, о поездке в деревню и т. д.

Самой сложной ступенью в формировании связной (монологической) речи являются рассказы по воображению. Дети могут придумывать и рассказы и сказки. Нужно только следить, чтобы творческое воображение не превращалось в пустое фантазирование, что может привести к некритичности ума.

В подготовительной группе идет работа по обучению детей грамоте: звуковому анализу слова, умению делить слова на слоги, членить предложение на слова, обучение навыкам послогового чтения, печатания.

Вся это работа позволяет успешно подготовить детей к обучению в школе по разделу развитие речи.

У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятными воздействиями.

Основные причины патологии детской речи следующие:

1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Возникновение речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания матери, травмы, несовместимость крови по резус-фактору. Инфекционные и соматические заболевания матери во время беременности могут приводить к нарушению маточно-плацентарного кровообращения, к расстройству питания и к кислородному голоданию плода. В результате этого при доношенной беременности ребенок рождается незрелым, с ослабленной нервной системой. Нарушения внутриутробного развития плода могут возникнуть в связи с вирусными заболеваниями, причем лекарственных препаратов, радиацией, алкоголизмом и курением во время беременности.

2. Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток.

3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка в зависимости от времени воздействия, и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, кишечные энцефалиты и разные желудочно-кишечные расстройства, нарушение облика веществ, рахит.

4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

5. Наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к макросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

В основе созревания функциональной речевой системы лежит поступление из внешнего мира разнообразных сигналов, прежде всего речевых. Источником речевых сигналов является взрослый, который общается с ребенком. В связи с этими роль речевого окружения и речевого общения очень велико, и их недостаточность может быть одной и основных причин, нарушающих формирование речи.

Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значительным, проходить на эмоционально-положительном фоне речи и побуждать его к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, магнитофон, телевизор), необходимо, прежде прямое общение с взрослыми.

Развитие речи ребенка задерживается и нарушается при неблагоприятных внешних условиях: отсутствие эмоционального положительного окружения.

Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (нечеткость произношения, заикание, нарушение темпа речи и др.) могут иметь в своей основе подражания.

Речевые нарушения часто возникают при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с родными, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т. д.) Это задерживает развитие речи, а иногда вызывает невротическое заикание, мутизм.

В развитии речевой функции выделяют три критических периода:

1. 1-2 год жизни, когда начинается речевое развитие, появляется потребность в общении. Любые, даже как будто незначительные, факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребёнка.

2. В три года, когда интенсивно развивается связанная речь, требуется большая согласованность в работе центральной нервной системы (речедвигательный механизм, внимание, память и т. д.) . Возникающая некоторая рассогласованность в работе ЦНС приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т. д. Всё это определяет ранимость речевой системы. Могут возникать заикания, мутизм, отставания речевого развития. Ребёнок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.

3. Критический период 6-7 лет начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на ЦНС ребёнка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности возникновении заикания.

Любые нарушения речевой функции, имеющиеся у ребёнка, в эти критические периоды проявляются наиболее сильно, кроме того, могут возникнуть и новые речевые расстройства.

У девочек речь развивается раньше, чем у мальчиков. Речевые нарушения чаще возникают у лиц мужского пола, что объясняется различиями развития правого и левого полушарий головного мозга.

Большое значение имеет ранняя диагностика аномальных развитий речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребёнка в школу или же в младших классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживаются в ясельном и дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.



ЛИТЕРАТУРА:

1. В. Волина. «Учимся играя». М., Новая школа, 1994.

2. Л. С. Волкова. «Логопедия». М., Просвещение, 1998.

3. Т. Б. Филичева. «Основы логопедии». М., Просвещение, 1998.

4. Ю.Ф.Гаркуша «Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи». Москва-1999.

5. С.А.Миронова «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». М., «Просвещение», 1991.

6. Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова «Дети с общим недоразвитием речи». Москва «Гном- Пресс», 1999.

7. Т.А.Ткаченко «Учим говорить правильно». Москва «Издательство Гном и Д», 2002.











































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Малясова Елена Александровна

Дата: 21.09.2019

Номер свидетельства: 520373


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства