Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей: «Леворукость у детей».»
«Леворукость у детей»
Многие родители проявляют беспокойство, когда замечают, что их дети пишут или рисуют не правой, а левой рукой. Пытаются их переучить или даже обращаться к врачам. Еще два или три поколения назад на левшу смотрели настолько косо, что это порождало у ребенка самый настоящий комплекс неполноценности.
Многие учителя и воспитатели считали своим долгом переучить ребенка, заставляя брать карандаш не левой, а правой рукой. Но целый ряд наблюдений показал, что дети, которые наперекор врожденным свойствам пытались перейти к пользованию правой рукой вместо левой, нередко не только начинали заикаться, но и теряли уверенность в себе, становились неврастениками. Сейчас большинство людей понимают, что никакой патологии тут нет, так распорядилась природа.
Чем отличается левша от других, обычных по нашему мнению, детей? Лишь только тем, что у него доминирует правое полушарие. Мозг взрослого человека состоит из правого и левого полушарий, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение другому, так как в одном и в другом полушарии сосредоточены совершенно различные центры жизнедеятельности человека. Например, левое - отвечает за речь и мышление, правое за музыкальное и художественное творчество, образное мышление. При доминирование левого полушария испытывается счастье и наслаждение, при доминирование правого – страх и печаль. Эти различия можно продолжать без предела, но главное, что даже относительное доминирование какого-либо из полушарий обусловливает психологические особенности людей. После кризиса 3-х лет начинают вырабатываться различия между «правшами» и левшами» Праворукость и леворукость объясняются тем, что существует перекрест нервных путей. Причем при доминировании левого полушария ведущей, как правило, является правая рука, при доминировании правого полушария – левая.
Ребенок-левша - на много отличается от своих сверстников и не только затянувшимся упрямством. Обычно это художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше рисуют и лепят из пластилина. Между прочим, многие люди выдающихся дарований были именно «левшами» - например. Леонардо да Винчи и Микеланджело. Все отмечают большие музыкальные способности «левшей», для них не редок абсолютный слух. Но в это, же время им свойственна задержка речи и затруднительность произношения различных звуков.
Такой ребенок непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений, плаксив, капризен, настойчив в осуществлении желаний.
Ему с большим трудом даются чтение и письмо, овладение которыми в раннем возрасте оказывается совершенно непосильным, а в первом классе может камнем преткновения.
В обыденной жизни «левше» придется труднее, чем «правше». Ведь большинство предметов, которыми мы пользуемся, приспособлены «под правую руку» - дверные ручки, замки, отвертки, музыкальные инструменты, автомобили. Как правило «левши» очень быстро адаптируются и не испытывают никаких затруднений.
Окружающим, взрослым важно ни в коей мере не подчеркивать это свойство, лучше всего вообще не принимать никаких попыток что-либо изменить. Более того, стоит показать, что вы считаете леворукость даже преимуществом. И если мы, учитывая эти особенности, найдем правильные методы воспитания, все наши проблемы будут решены.
Несколько советов, как нужно вести себя с ребенком-левшой: - учитывая повышенную эмоциональность такого ребенка, быть очень чутким и доброжелательным с ним; - создать благоприятный климат для него в семье; - не воевать с ним из-за частого упрямства, постараться отвлечь его какой-нибудь игрой; - принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в «правшу», объясняя все и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже норма; – хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный и музыкальный дар, но не стремиться сделать из него вундеркинда; – стараться чаще делать малышу сюрпризы; – не предъявлять завышенные требования к нему не противопоставлять его с другими обычными детьми; – желательно не обучать ребенка до школы чтению, письму, иностранным языкам, т. е. к тому, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша; – любить его таким, какой он есть;
– если после пяти лет вы заметили у ребенка непонятные вам навязчивые стремления, опасения или страх, обратитесь к специалисту.
Для определения преобладающей руки у ребенка, ответьте на вопросы, а также предложите выполнить малышу задания:
1) Узнайте, имеются ли у ребенка близкие родственники с ведущей левой рукой.
2) Вспомните, до одного года, какой рукой чаще пользовался ребенок.
3) Предложите ребенку расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?
4) Обратите внимание, в какой руке ребенок держит карандаш или ручку во время рисования.
5) Предложите ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?
6) Предложите ребенку похлопать в ладони так, чтобы одна из рук была сверху. Обратите внимание, что это за рука.
7) Предложите ребенку скрестить пальцы в замочек. Большой палец, какой руки ляжет сверху?
8) Предложите ребенку скрестить руки на груди. Предплечье, какой руки будет наверху?
9) Предложите ребенку топнуть одной ногой. Какой ногой он топнул?
10) Сидя, положить одну ногу на другую. Какая нога будет сверху?
11) Предложите ребенку посмотреть одним глазом в бумажную трубку. Какой это будет глаз?
Если большинство заданий ребенок выполнял левой рукой, ногой, ухом, глазом, то ведущим является правое полушарие головного мозга. Это значит, что ваш ребенок – левша.
Литература:
1. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки – чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития, 2002
2. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры и забавы по развитию мелкой моторики у детей. – Москва: Издательство Гном и Д, 2002.