kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для учителей по теме "Оптическая дисграфия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья включает материал для учителей начальных классов по работе с детьми, имеющими нарушения письма

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«консультация для учителей по теме "Оптическая дисграфия"»

















Оптическая дисграфия


Консультация для учителей.





















Понятие оптической дисграфии.

Оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:

А) искаженное воспроизведение букв на письме ( неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы );

Б) замены и смешения графически сходных букв. Чаще всего смешиваются либо буквы, отличающиеся одним элементом ( П-Т, Л-М, И-Ш), либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве ( В-Д, Э-С).

Одно из проявлений оптической дисграфии – зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо, которое может наблюдаться у левшей.

Оптическую дисграфию подразделяют на литеральную и вербальную. Литеральная дисграфия проявляется в трудностях воспроизведения даже отдельных букв. При вербальной дисграфии воспроизведение отдельных букв сохранено. Однако при написании слов отмечаются искажения букв, замены и смешения графически сходных букв, контекстуальные влияния соседних букв на воспроизведение зрительного образа букв.

Буквы могут смешиваться по кенетическому и оптическому сходству.

Рекомендуемые задания.

1. Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов.

- Развитие зрительного гнозиса (развитие восприятия цвета, формы, размера и величины предметов).

- Развитие буквенного гнозиса (развитие восприятия цвета, формы, размера и величины букв; дифференциация расположения элементов букв).

2. Развитие зрительного анализа и синтеза.

3. Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

4. Формирование пространственного восприятия и представлений (ориентировка в схеме собственного тела и в окружающем пространстве).

5. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

6. Развитие зрительно-моторных координаций.







Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов.

С целью развития зрительного гнозиса предлагаются следующие задания:

1. Назвать предметы по их контурам.

2. Назвать недорисованные предметы.

3. Назвать перечеркнутые изображения.

4. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга.


5. Определить, что неправильно нарисовал художник.

6. Какие животные здесь спрятались?

7. Каких насекомых ты видишь в траве?

8. Какие овощи растут в огороде?

9. Подобрать половинку.

10. Подобрать заплатки к коврикам.


11. Составление разрезных картинок.

12. На что похожи кляксы?



13. Чья половинка?



14. Найди такой же предмет в путанице.






Формирование буквенного гнозиса.

1. Найди букву среди ряда других (после кратковременного предъявления).

2. Сравнить одни и те же буквы, написанные разным шрифтом.

3. Конструирование букв из элементов.

4. Реконструирование букв добавляя или уменьшая количество элементов, изменяя пространственное расположение элементов. Например, сделать из буквы Р букву В, из буквы Р букву Ь.

5. Выделить буквы, наложенные друг на друга.


6. Назови перевернутые буквы.


7. Выделить определенную букву из ряда схожих букв. Обвести.

Например: выделить и обвести букву Ц.


Ц Ш Щ Ц И Й Щ Ц Ш Ц Щ Ш Ц Щ И


8. Найти сходные по начертанию буквы. Записать их парами.


о а л м ш


ц щ и в ж


х д т п


9. Обведи правильную букву.



10. Какие буквы спрятались?




11. Прочитать слова, написанные разным шрифтом.



12. Назвать буквы, сходные по написанию.



13. Назвать буквы, написанные пунктиром.



14. Дописать буквы.


15. Прочитай перечеркнутые слова.



16. Прочитай слова, наложенные друг на друга.



17. Прочитать перевернутое слово.

Дифференциация сходных по написанию букв.

Дифференциация букв и-у.

1. Сравнение букв по артикуляции.

2. Сравнение по звучанию этих звуков.

3. Письмо букв в воздухе карандашом.

4. Составление букв из элементов. Какие элементы у них одинаковые?

5. Сложить буквы из мозаики.

6. Посчитай и запиши сколько букв у и и здесь написано.

ииуиууииуиуиуу

7. Вставь в таблицу буквы и-у.

к


т

м


р

т


р

п


р

ж


к

л


к

с


к

б


к


8. Вставить в слова пропущенные буквы и-у.

рез…нка ласт…к

пр…ятель …рок

…спех …гра

сл…чай м…зыка

9. Вставить в слова пропущенные буквы и-у.

…л…тка …ч…тель

…гр…шка …тк…

б…лк… …л…ца

м…х… тр…бочк…


10. Замени в словах букву и на букву у. Запиши получившиеся слова.

мил

неси

пить

верни

шпилька

мишка

11. Вставить в слова пропущенные буквы и-у в тексте.

Стар…к… опорой б…дь,

Малышей не дай в об…д….

Уст…пай больном… п…ть

И скамейк… инвал…д….


12. Запиши под картинкой букву у или и, которая должна быть в этом слове.







13. Игра «Домики».

Детям показывают картинки с изображением двух домиков, на которых написаны буквы у и и. А также раздают карточки с написанными словами: лимон, игла, удочка, улей, индюк, гиря, дудка, кружка, изба, санки, гусь, уголь, кит. Логопед: «Помогите словам выбрать нужный домик. Запишите слова в тетрадь в два столбика».


14. Из данных слов составь и напиши предложения, изменив слова по смыслу. Подчеркни буквы у и и.

Паучок, плести, паутина.

Бабушка, испечь, пирожки.

Листья, лететь, по, ветер.

Улитка, ползти, по, листок.



Дифференциация букв п-т.

1. Сказка «Торопыжка»

Жила была буква т. У нее было три ноги, поэтому она быстро бегала. Все называли ее торопыжкой. Бегала она бегала и сломала одну ножку. Прихромала она к Царице Грамматике: «Что мне делать?» - спрашивает она. «Теперь ничего сделать нельзя, у тебя было три ноги, ты называлась буквой т, а теперь у тебя осталась только пара ног и ты будешь называться буквой п.


2. Запиши цифры (под диктовку): 2, 3, 2, 2, 3… Под цифрами запиши соответствующие буквы.

3. Игра «Шифровка».

Расшифруй слоги (вместо цифр дети пишут буквы п-т).

2а-3а

2и-3и

3у-2у-3у

2е-2е-3е

а2-а3-а2


Расшифруйте слова.

3анец ло3ок

2авлин жел3ок

2альма с3анок

3ворог сиро2


4. Списать слова, вставляя пропущенные буквы.

.ар .оляна .ор.фель

.ок .арелка .ос.ел

.ам .орошок .е.ух

.ух .арус .о.емнел


5. Из данных слов составить словосочетания и записать.

Тяжелая, старая, пустая, танцевальная.

Тачка, пачка, тара, пара.


6. Списать предложения, выбрав из скобок слова по смыслу.

Мало (толка, полка) от лентяев.

Над столом висит (толка, полка).

Дедушка (стал, спал) на полатях.

Гадкий Утенок (стал, спал) прекрасной птицей.

Теплоход приходит в (торт, порт).

Вите подарили (торт, порт).


7. Списать предложения. Подчеркнуть букву т.

Темная туча повисла над полем.

На поляну прилетела стая тетеревов.

Ветер треплет на кустах последние листья.

Терпение и труд все перетрут.


Аналогичные задания проводятся и по дифференциации других схожих букв.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
консультация для учителей по теме "Оптическая дисграфия"

Автор: Комиссаренко Ольга Викторовна

Дата: 07.12.2016

Номер свидетельства: 366711


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства