kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей «Развитие сенсомоторной стороны речи у дошкольников 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей «Развитие сенсомоторной стороны речи у дошкольников 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Развитие сенсомоторной стороны речи у дошкольников 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи»»

Консультация для родителей

«Развитие сенсомоторной стороны речи у дошкольников 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи»

Итак, рассмотрим проблему: почему у абсолютно здоровых детей без нарушения слуха или поражения нервной системы, наблюдаются задержки в развитии речи.

Считается, что главное от чего зависит развитие речи, - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, у ребенка формируется звукоподражание, в процессе звукоподражания он научается артикулировать слоги и слова. Поэтому родители получают совет больше разговаривать с ребенком. Маленький ребёнок должен видеть лицо говорящего, следить за губами. Родители удваивают свои усилия, стараясь говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняется отдельными звуками и жестами. Это заставляет усомниться в том, что развитие речи малыша определяется только количеством времени общения, много или мало с ним говорят.

Здесь невольно приходит на память шуточная загадка: Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? Обычно отвечают, что в темноте, но правильный ответ другой: когда дверь открыта. Эта загадка рассчитана на некоторую шаблонность нашего мышления, ответ как бы подсказывается указанием на черный цвет кошки. Однако если все двери закрыты, то и темнота не поможет кошке проникнуть в дом.

Говоря о развитие речи ребенка, мы привычно связываем его со степенью речевого общения со взрослыми – это также как бы подсказывается самой постановкой вопроса. Но может быть мы забываем о какой-то «двери», которую нужно открыть? ...

В исследованиях психофизиологии человека была обнаружена особенность, которая заключается в том, что в коре головного мозга область речи и двигательная область находятся рядом, речевая и двигательная зона мелкой моторики перекрывают друг друга. Помимо этого, около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Следовательно, можно предположить, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики. Также, в процессе изучения деятельности детского мозга, психики детей, было отмечено большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, с уровнем же развития общей моторики он совпадал не всегда. (М.М.Кольцова)

В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, отмечающие тесную связь функции речи и руки. Так, невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесным образом связаны с речью и способствовали ее развитию. А в исследовании, проведенном Т.П.Хризман и М.И.Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. У правшей в левой лобной области находится двигательная речевая зона, а в левой височной области – сенсорная речевая зона. И если ребенок производит ритмичные движения сгибания и разгибания пальцев правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний именно в лобной и височных зонах. Движение пальцев левой руки вызывает такую же активацию в правом полушарии. То есть, речевые области развиваются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев обеих рук. Также известно, что у большинства людей ведущей является правая рука и в связи с этим речевые зоны развиваются в левом полушарии.

Пальцы помогают говорить.

Ребенок постоянно изучает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддержать это стремление, ребенок получает необходимый стимул для развития.

В.А.Сухомлинский писал: «Источник творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы.

Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности (общей и ручной). Начало развитию мышления дает рука.

Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазодвигательной координации, наглядно–действенного мышления и развитием речи.

Поскольку доказано, что мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука, то систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. И как результат - ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Основные принципы работы по развитию мелкой моторики соответствуют основным педагогическим принципам:

1. развивающий характер обучения

2. систематичность и последовательность, сознательности и активности в усвоении

3. наглядность

4. учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Старший дошкольный возраст 5 – 7 лет

В этом возрасте для ребенка важно развивать и совершенствовать умение играть, придумывая, обсуждая и соблюдая правила. Кроме того, это отличный способ для развития творческих способностей ребенка совершенствовать развитие мелкой моторики рук.

Следовательно, если у ребенка обнаружена задержка речи, с ним необходима работа по активизации сенсомоторики, которая должна соответствовать возрасту и включать в себя:

1.Массаж рук, лица.

Массаж ладоней и пальцев рук колючими массажными мячиками, гранеными карандашами.

Рекомендуемая литература: Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами. – Мн.: Аверсвэв, 2005; П.Г.Моисеева «Готовим руку к письму. -СПб.: Речь, 2004 – с19, 24; Куликовская Т.А. Массаж лицевых мышц для малышей. – М.: Книголюб, 2006; О.С.Гомзяк Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе лого группе. -М.: Издательство Гном иД, 2007; С.Е.Гаврина и др. Готовим руку к письму Олма – Пресс 2001, с39-46;

2. Пальчиковые игры – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Так, в некоторых играх требуется участие обеих рук, что дает возможность детям учиться ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вниз», «над», «под» и т.д. Но, дети от года до двух лет воспринимают пальчиковые игры, выполнимые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают игры, выполняемые уже двумя руками, скажем одна рука делает домик, а другая кошку, вбегающую в этот домик. Дети 4 – 5 лет предпочитают игры со множеством событий. Более того охотно подпевают тексты рифмовок в нужном ритме. Ну а старшие ребята, как правило, оформляют игры реквизитами – мелкими предметами, домиками, пластмассовыми шариками.

Рекомендую книгу: П.Г.Моисеева «Готовим руку к письму. -СПб.: Речь, 2004 – с30; Лопухина И.С. Логопедия –речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997. - с59.

3. Различные виды театра. Теневая игра, которая сопровождается различными сценками, которую можно посмотреть в книге: готовим руку к письму П.Г.Моисеева.

4. Дидактические игры «пазлы», «конструктор», «найди лишнюю пробку», отлично развивают мелкую моторику, внимание, мышление, логику, зрительное восприятие. Игра «сделай правильно», учит пользоваться прищепкой, развивать мускулатуру пальцев рук, подбирать прищепки по цвету. Игра «Покорми птичек» - учит различать цвета, развивать тактильную чувствительность рук. Настольная игра «Занимательные фигуры» формирует у детей представление о цвете, форме, развивает координацию движений пальцев, соотносящие действия.

5. Игры с природным материалом развивают мелкую моторику, совершенствуя тонкие движения пальцев рук, зрительное внимание, творческое начало, знакомят с понятием много – мало. Игра «Накорми поросенка». Игры с бусинами, макаронами, отлично развивают руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается, можно использовать пластиковые бутылки и цветные пробки – замечательный материал для изготовления пособий по сенсорике. Проделать в пробках дырочки – и предложить малышу нанизывать их на шнурок, как бусы. И полезно, и занимательно.

6. Игры шнуровки развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Можно использовать игры Воскобовича «Шнур малыш» для детей от 1,5 до 6 лет, «Шнур затейник» для детей от 3 до 8 лет, а также игру головоломку «Змейка», которая позволяет развивать сенсорные способности: умения различать и называть геометрические фигуры, определять их размеры, мелкую моторику рук, творческие способности и интеллект. А также можно использовать Палочки Кюизенера «Волшебные дорожки» для самых маленьких 2-4 лет.

7. Изобразительная деятельность, лепка, мозаичное конструирование, рисование пальцами, рисование цветным песком, рисование по крупе, аппликации с использованием мелких деталей.

8. Оригами. М.С.Рузина, С.Ю.Афонькин «Страна пальчиковых игр: Развивающие игры и оригами для детей и взрослых.» –СПб.: КРИСТАЛЛ. – с175 – 329.

9. Графомоторные упражнения. А.Зарин Волшебные рисунки. Рисуем играя от 5 до 10 лет. В пособии представлено около 70 рисунков образцов, которые являются несколько необычными контурными изображениями узоров или реальных объектов окружающей действительности. Такой вид работы способствует развитию у детей зрительно – кинестетического восприятия, зрительно двигательной координации, произвольности, плавности, ритмичности и точности движений, а положение, в котором ребенок их выполняет дает возможность совершенствовать работу разных групп мышц, принимающих участие в рисование и письме.

Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжи ряд.

10. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

11. Игры с пуговицами – подберите пуговицы разного размера и цвета. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, бусы и т.д. Пуговицы можно нанизывать на нитку, изготавливая бусы.

Вышеуказанные методы решают множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики

- помогает развивать речь

- повышает работоспособность головного мозга

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение

- развивает тактильную чувствительность

- снимает тревожность

Поскольку общеизвестно, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то дети с удовольствием принимают участие в пальчиковых играх.

Говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук.

Процесс возбуждения создает активное поле, формирование нервных связей. Возбуждение зоны мелкой моторики руки распространяется на речевую зону в коре головного мозга и заставляет ее активнее работать.

Так вот где оказалась открытая дверь, в которую смогла пробраться наша «черная кошка» — речь!

Вашему вниманию предлагаю занятие по развитию сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста.

Тема: Определение формы предметов

Программное содержание:

Развитие общей и мелкой моторики

Уточнение представлений детей о форме предметов, упражнения в соотнесении предметных картинок с соответствующей геометрической формой.

Активизация в речи слов, обозначающих форму предметов: круглый, квадратный, овальный, треугольный, прямоугольный.

Оборудование:

На каждого ребеночка тарелочки, картина с изображением предметов разной формы, шаблоны геометрических фигур (круга, овала, квадрата, треугольника, прямоугольника

Игра «Чудесный мешочек»

Ход занятия

Упражнения по развитию моторики

1.Дыхательное упражнение: встать, на ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони обращены вперед. На медленный вдох руки плавно разводят в стороны и вверх, на выдохе опускают вдоль тела ладонями вниз.

2.Упражнения для развития тактильной чувствительности – игра «Чудесный мешочек»: опознать фигуры и мелкие знакомые предметы правой и левой руками.

Работа по теме

Игра «Кто быстрее найдет предмет указанной формы».

  1. Назови геометрические фигур.

  2. Рассмотреть предметные картинки, назвать их.

  3. Найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на круг (квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

  4. На какую геометрическую фигуру похож этот предмет? (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.)

Физкультминутка

Мы делили апельсин
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда,
Разбегайся кто куда!

Дети произносят стихотворение и выполняют соответствующие движения пальцами или руками.

Работа в тетради

Обвести шаблоны геометрических фигур и рядом нарисовать предметы соответствующей формы.

Подведение итогов занятия.

Предлагаю Тесты проверки зрительно – моторной координации

Копирование письменных букв (тест Керна - Йирасека)

Копирование группы точек (тест Керна - Йирасека)

Кодирование (задание из теста Векслера)

Линеограммы (методика Мира - Лопеца)

Зигзаги (методика Мира - Лопеца)

Тест Черначека «Квадрат и круг»

Их можно найти в сборнике: Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы: рекомендации практического психолога. – Санкт – Петербург, фирма «Стройлеспечать», 1996.-с.14-23.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Акулиничева Ольга Николаевна

Дата: 23.11.2016

Номер свидетельства: 361821


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства