Консультация для родителей "Что такое фонематический слух. Игры и упражения для развития фонематического слуха"
Консультация для родителей "Что такое фонематический слух. Игры и упражения для развития фонематического слуха"
В данной консультации представлен материал для родителей о том, что такое фонаматический слух, а также предложены игры и упражнения для развития фонематического слуха.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Что такое фонематический слух. Игры и упражения для развития фонематического слуха"»
Рекомендации для родителей
по развитию фонематического слуха
Что же такое фонематический слух?
Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Это умение называетсяфонематическим слухом.
В отличие от звуковысотного (музыкального) слуха, направленного на развитие звуков разной высоты, фонематический слух «обслуживает» различение фонем – частичек слова, имеющих смысловое содержание, обладающих значением, понимание смысла ударений в словах и так далее. В некоторых восточных языках (их называют тоническими) одни и те же звуки, произнесённые на разной высоте, обозначают разные предметы. В русском языке – фонемы постоянны, не зависят от тембра и высоты звука. Тем не менее, нужно научиться, не путать между собой фонемы, различающиеся одним звуком, понимать смысл ударений в словах и значение смыслообразующих частиц слов – суффиксов, префиксов и так далее.
Попробуем представить себе, как мы взрослые, изучаем иностранный язык - сложнее всего именно понимание непривычных звуков в произношении разных людей. Так же и у детей – они не всегда могут понять, что постоянно в словах, а что привносится особенностями произношения каждого человека. Поэтому очень важно научить ребёнка анализировать то, что он слышит, и изображать это в буквах. В дошкольном возрасте ребёнок вполне готов к тому, чтобы усвоить грамматический ряд языка, научить узнавать звуки, как в начале, так и в конце и, что труднее всего в середине слова.
Некоторые сложности возникают лишь у детей с логопедическими недостатками, при которых они могут путать различные звуки. Чаще всего в дошкольном возрасте дети заменяют звонкие звуки глухими (вместо “дом” – “том”); звук –[Р] на [Л] и обратно (вместо “три” – “тли”); звук [М] - [Н] и обратно; шипящие свистящими (вместо “здорово” - “ждорово”) и другое.
В этом случае важно сосредоточиться на специальных упражнениях по звуковому различению. Очень важно не упустить время и научить ребёнка основам грамотности.
Игры и упражнения для развития
фонематического слуха
В этом разделе описаны упражнения, используя которые вы поможете ребенку овладеть навыками звукового анализа слов, разовьете у него способность без ошибок различать звуки на слух и четко представлять звуковой облик слова. Вы можете сами придумать дополнительно подобные упражнения.
Упражнение № 1. «Назови слова»
1. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» (Т, О, Р, К и т.д.).
2. «Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П» (И, О, С, Л и т.д.).
3. «Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л» (Н, Э, Г, Б, Ф.и т.д.).
Это упражнение также имеет несколько вариантов задания:
1. «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В, О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши». Вариант: ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.
2. «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г — хлопни 2 раза».
Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.
Спросите у ребенка: «Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?
Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное — подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.
Упражнение № 5. «Придумай новое слово»
Задание: «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом — дым».
Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.
Упражнение № 6. «Кружок»
Оно пригодится вам, если ребенок не умеет писать.
Задание: «Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово «мак». Сколько кружков надо нарисовать? Три».
Образец: МАК — 000
Внимание: подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове «конь» букв 4, а звука три — [к — о — н']. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения.
Слова для диктанта: трава, бумага, ручка, булка, палка, ромашка, звезда, сосна, телефон, таблетка.
Упражнение № 7. «Длиннее-короче»
Задание: «Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово — это не вещь. Вот, например, слово «нос». Его можно сказать, а можно написать — но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать».