Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи "Моя семья". Для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
«Семья». Развитее речи старшая.
Цели: Выявление представлений детей о семье, уточнение их понимания родственных отношений;
Задчи:
Закрепление в речи употребления имени и отчества родителей;
Развитие словаря, связной речи, грамматического и лексического материала;
Коррекция внимания . .
Развитие общей , мелкой, артикуляционной моторики.
Примерный словарь:
Семья, мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка, внук, внучка, брат, сестра, дядя, тетя, большая, дружная, крепкая, Елена Петровна, Иван Петрович.
Оборудование: костюмы героев сказки «Репка», декорации деревни, каучуковые мячи, сюжетная картинка Семья , костюм Федотки, костюм бабушки, магнитофон, песня «Семья», .
Ход занятия:
ЛОГОПЕД: Уважаемые взрослые мы с ребятами приглашаем Вас в сказку. Добро пожаловать!!! (звучит музыка, открывается занавес, перед избушкой происходит действие)
Оргмомент «Репка».
(Под текст логопеда дети выходят из кулис в костюмах героев сказки выполняя движения)
Посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку тянуть. Тянет-потянет-вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку , дедка за репку, тянут-потянут вытянуть не могут. Позвала Бабка Внучку. Внучка за Бабку, бабка за Дедку, дедка за репку Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Внучка Жучку. Жучка за Внучку , Внучка за Бабку, бабка за Дедку, дедка за репку Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка Кошку. Кошка за Жучку, Жучка за Внучку , Внучка за Бабку, бабка за Дедку, дедка за репку Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Кошка Мышку. Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за Внучку , Внучка за Бабку, бабка за Дедку, дедка за репку Тянут-потянут, вытянули репку!!!.
Дед: если б не моя семья, один не справился бы я.
Логопед: как вы думаете, про что наша сказка сегодня?
Дети: про семью!
Логопед: Какая семья в сказке Репка?
Дети: крепкая, дружная.
2.Назови ласково:
Как назовём ласково деда?
Дед-дедуля, дедулечка, дедуленька.
Бабка-бабуля, бабулечка, бабуленька.
Дочь-дочура, доченька, доча, дочурочка.
Внучка-внученька
3.Назовите нужное слово (антонимы)с каучуковыми мячами.
Мама худая, а бабушка (полная, толстая)
Папа высокий, а дедушка (низкий)
Внучка молодая, а бабушка (старая, пожилая)
4. Игра с мячами.
Логопед: А в каких семьях вы живёте?
Дети отдают мячи логопеду, отвечая на вопросы.
- кто назовёт имя отчество мамы,
-кто самый старший в семье,
-кто папа для мамы,
-кем являются друг другу бабушка и дедушка,
-кем ты являешься своему дедушке и бабушке,
-назовите своё имя отчество,
-назовите имя родной сестры, родного брата.
Передаём мяч по кругу:
Как можно сказать про маму, про папу, про бабушку, про дедушку, про сестрёнку
Бедный Федотка-сиротка, Плачет несчастный Федотка: Нет у него никого, Кто пожалел бы его. Только мама да папа, да тетушка… Только дядя, да дедушка с бабушкой.
- Скажите, пожалуйста, сирота ли Федотка?
- Сирота – это кто?
- Есть ли у него папа, мама?
- Бабушка, дедушка?
- Кто еще есть у Федотки?
6.Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
Федотка проводит пальчиковую гимнастику-
(Логопед переодевается в бабку)
Федотка: - Ребята, повторяйте за мной
Раз, два, три, четыре
Большой палец зажат в кулачок.
Кто живёт в моей квартире?
Разжимать пальцы из кулачка, начиная с указательного.
Раз, два, три, четыре, пять-
Сжимать и разжимать все пальчики.
Всех могу пересчитать:
Сжимать пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Сжимать и разжимать все пальцы.
Кошка Мурка,
Сжимать пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
Два котёнка,
Подвигать большим пальцем и спрятать в кулачок.
Мой щенок,
Подвигать мизинцем и спрятать в кулачок.
Щегол,
Подвигать указательным пальцем и спрятать в кулачок.
И я -
Подвигать средним пальцем и спрятать в кулачок.
Вот и вся моя семья!
Подвигать безымянным пальцем и спрятать в кулачок.
Сжимать и разжимать кулачки.
Федотка: Молодцы ребята, а вот и сама Маланья пожаловала
7. Игра «Бабушка Маланья».
Маланья: Здравствуйте ребятки-внучатки, а не поиграть ли нам
Педагог вместе с детьми выполняет движения под текст стихотворения.
У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Показать семь пальцев.
Все без бровей
Закрыть брови указательным и средним пальцами.
С такими ушами,
Развести руки в стороны.
С такими глазами,
Приставить к лицу большой и указательный пальцы, согнутые в колечко.
С такой головой
Сомкнуть руки над головой, образовав полукруг.
С такой бородой
Двигать от подбородка вниз с наклоном туловища.
Ничего не ели,
На неё глядели
Присесть на корточки, руки согнуть и подпереть подбородок.
Делали вот так.
Педагог показывает какое-нибудь движение, а дети ему подражают.
Берут зеркала и садятся на заваленку.
8.Артикуляционная гимнастика «В гости внуки приходили».
Толстые внуки приехали в гости
Надуваем щёки
С ними худые -лишь кожа да кости
Втягиваем щёки
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись
Губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы
Поцеловать они всех потянулись
Губы тянутся вперёд
Утром проснулись –в улыбочку губы
Снова широкая улыбка
Чистили мы свои верхние зубы
Широкий язык за верхними зубами
Вправо и влево, внутри и снаружи
Соответствующие движения широким языком
С нижними зубками тоже мы дружим
Повторение этих движений языком в положении за нижними зубами
Губы сожмём мы и рот прополощем
Поочерёдное надувание щёк с последующим выпусканием воздуха через губы
И самоваром пыхтим, что есть мочи
Одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы
Блюдца поставим- положат блины нам
Широкий язык лежит на нижней губе
Дуем на блинчик- не в щёки, не мимо
Подуть на широкий язык
Блинчик жуём, завернём и прикусим
Жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы
Блинчик с вареньем малиновым вкусным
Широкий язык загибаем кверху чашечкой
Чашки поставим, чтоб чаю налили
Широкий язык загибаем кверху чашечкой
На нос подули мы чай остудили
Подуть с «Чашечки» наверх
Чаю попили никто не обижен
Чашечка» двигается вперёд и назад
Вкусный был завтрак -мы губки оближем
Кончик языка облизывает губки по кругу
Бабушка шила, а Барсик с катушкой
Бегал, как будто с живою игрушкой
Кончик языка зацепляется за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад
Бабушке нашей всегда помогаем;
Нитки в иголки мы ей продеваем
Узкий язык выдвинуть вперёд
Бабушка швы на машинке строчила
Узкий язык двигается вперёд-назад
И на зигзаг её переключила
Узкий язык двигается вправо-влево
Петли иголкой она обметала
Кончик языка описывает круг за зубами
Пуговки круглые попришивала
Кончик языка упирается то в одну , то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот.
Дедушка сделал для внуков качели
Широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы.
Все мы на них покачаться успели.
После качелей мы в прятки играли
Широкий язык упирается под верхнюю губу
Прятались на чердаке и в подвале
Широкий язык-под нижнюю губу
Дедушка скачет на лошади ловко
Щёлкаем языком
Звонкие вязнут на глине подковки
Цоканье на верхней губе
Вот замедляет лошадка шажочки
Медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки
Вот на опушке мы видим грибочки
Присасываем язык к нёбу и открываем рот
Вот из сарая индюшка пришла
Важно сказала : »БЛ-БЛ-БЛ» и ушла.
Широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делается с голосом.
10. Наступил вечер. ( звучит музыка сумерек, потемнело, внуки увидели свет в доме, решили постучаться в дверь. Стук. Смотрят , что происходит в окне.)
Беседа по серии картинок .
Вечер.
Наступил вечер. Вся семья дома. Мама на кухне готовит ужин. Папа играет с маленьким Ванечкой. Наташа делает уроки в своей комнате. А кот Бегемот играет с ленточкой.
Проводится беседа:
«Наступило утро или вечер? Что делает мама? С кем играет папа? Какой Ванечка? Кто Ванечка Наташе? А маме? Где Наташа делает уроки? Что делает Наташа? Как зовут кота? С чем играет кот? Что может делать мама, малыш, школьница Наташа, кот Бегемот?».
11.Итог:Логопед: вот видите, вся семья отдыхает, пора и нам из сказки в группу возвращаться. А в память о нашей сказке я дарю вам мыльные пузыри. Пусть они принесут радость вашим семьям.
Раз, два, три повернитесь из сказочных героев в детей превратитесь!