Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе
Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе
Содержание материала поможет: формировать умение различать звуки, близкие по артикуляции, закрепить навык правильного произношения; учить определять звуки [Д], [Т] и их мягкие варианты в любой позиции слова. Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа; развивать фонематический слух.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе»
Конспект занятия
по развитию фонетико-фонематической стороны речи
в подготовительной группе.
Тема: Дифференциация звуков [Д] - [Т].
Цель: Учить детей дифференцировать звуки [Д] - [Т].
Задачи: Формировать умение различать звуки, близкие по артикуляции, закрепить навык правильного произношения; учить определять звуки [Д], [Т] и их мягкие варианты в любой позиции слова, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа; развивать фонематический слух; воспитывать усидчивость, дисциплинированность на занятии.
Оборудование: предметные картинки на звуки [Т - Т’] и [Д - Д’]; звуковые символы (куклы-мальчики в синей и зелёной рубашках); куклы (Таня, Даша, Тима, Дима), схема предложения (демонстрационная); кассы букв.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед предлагает сесть на место тому, кто вспомнит и назовёт слова со звуками [Д] или [Д’]
1. Сообщение темы занятия.
На доске выложены слова ДОМ ТОМ и звуковые схемы к ним.
- Прочитайте слова на доске. Попробуйте объяснить их значение.
- Чем они похожи и чем отличаются?
- Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [Д] - [Т] в словах и предложениях. Будем слушать, искать эти звуки в словах и находить их место в слове.
2. Уточнение характеристики и разницы в артикуляции звуков [Д] - [Т].
Вспомните характеристику звуков [Д] и [Т].
- Звук [Д] - какой? (согласный, звонкий, бывает твёрдый, бывает мягкий)
- Звук [Т] - какой? (согласный, глухой, бывает твёрдый, бывает мягкий)
- Чем они похожи? (согласные, твёрдые, у них есть младшие братцы – мягкие звуки)
- Чем они отличаются? (один глухой, другой – звонкий, живут в разных домиках - буквах)
3. Игра «Телефонисты»
Дети повторяют слоги вслед за логопедом, меняя интонацию:
Да – та – да – та
Да – та – та – да
Да – да – да – та
Та – та – та – да
Да – да – та – та
Та – да – та – да
4. Игра «Подари подарки Тане и Даше».
- У нас сегодня в гостях куклы Таня и Даша.
У детей на столах картинки, в названии которых звуки [Т - Т’] или [Д - Д’]. Логопед предлагает подарить подарки Тане и Даше. Но Тане дарить подарки, в названии которых есть звуки [Т - Т’], а Даше дарить подарки, в названиях которых есть звуки [Д - Д’].
После называния картинки ребёнок определяет место звука в слове (начало, середина, конец)
5. Физминутка.
Долго – долго мы идём –
Длинная дорожка.
Вдалеке мы видим дом –
Белые окошки.
Из трубы дымок встаёт,
В доме дедушка живёт.
(речь с движениями)
6. Игра «Ушки на макушке»
Логопед предлагает детям заменить в названных им словах звук «Д» на звук «Т».
День – (тень)
Дима – Тима
Плоды – плоты
Дачка – тачка
Док – ток
Дом – том
Дочка – точка
Дело – тело
Дон – тон
7. Составление предложений.
- Составьте предложение, так чтобы в словах встречались звуки [Т - Т’] или [Д - Д’].
Затем выбирается наиболее удачное предложение и на доске выкладывается схема этого предложения.
- В каком слове встречается нужный нам звук?
- Какое оно в предложении по счёту?
8. Работа в индивидуальных кассах.
Звукобуквенный анализ слов ДИМА, ТИМА.
Затем дети выкладывают в кассах имена мальчиков: Дима и Тима.
- Чем похожи и чем отличаются эти слова?
9. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
- Чему мы учились сегодня на занятии?
- Чем похожи и чем отличаются звуки [Д] - [Т]?
- Какие слова с этими звуками вы запомнили?
Далее логопед даёт оценку деятельности каждого ребёнка.