1. Упражнение по автоматизации свистящих и шипящих звуков - Итак, ребята, представьте, что мы с вами попали на лесную поляну ранней весной. Слышно, как весенний ветер шумит в ветвях деревьев: Ш – Ш – Ш – Ш – Ш Засвистел, оседая под лучами солнца снег: С – С – С – С – С Сь – Сь – Сь – Сь – Сь Вылетели маленькие букашки: Зь – Зь – Зь – Зь – Зь Вылетели мушки: З – З – З – З – З И последним вылетел жук: Ж – Ж – Ж – Ж – Ж 2. Упражнение для совершенствования грамматического строя речи (составление простых распространенных предложений) По каким признакам можно узнать, что наступила весна? Солнце припекает. На земле появляются проталины. На проталинах появляются первые цветы Подснежники. На деревьях набухают почки. Птицы возвращаются из теплых стран. Послушайте, ребята, какой рассказ получился: Наступила весна. Солнышко стало светить ярче. Появились первые проталинки. На проталинах появились первые подснежники. Птицы возвращаются из теплых стран. На деревьях набухли почки. Кто хочет повторить мой рассказ? (2-3 ребенка) (образование прилагательных с уменьшительными суффиксами). Весной солнце светит ласково и мы сейчас попробуем называть всё ласково: Птица – птичка Гнездо – гнездышко Солнце – солнышко Ветер – ветерок Цветок – цветочек Листок – листочек Почка – почечка Проталина – проталинка 3. Упражнение «Что лишнее?» (Совершенствование синтаксической стороны речи предложения с противопоставлением). - А теперь я хочу проверить, хорошо ли вы знаете другие приметы ранней весны. - Слушайте меня, определяйте, какая из примет лишняя, и объясняйте, почему. * Тает снег, улетают в тёплые края перелётные птицы, начинается капель, появляются проталины. (Ранней весной перелётные птицы не улетают в тёплые края, а прилетают к нам.) *Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветаем мать-и мачеха. (Ранней весной сильные морозы уже е трещат, а бывают только заморозки.) * Набухают почки, созревают яблоки, на проталинах появляется первая травка, грачи начинают строить гнёзда. (Яблоки созревают не ранней весной, а летом или осенью.) *С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают. (Листья желтеют и опадают осенью, а не ранней весной.) - Молодцы! Вы были внимательными, исправили ошибки и дали объяснения. 4. Упражнение для развития тонкой моторики Ребята, весной птицы прилетают из теплых стран и начинают строить свои гнезда. Давайте поможем им построить гнезда из палочек. Дети подходят к столам и строят «колодец» из счетных палочек. 5. Упражнение в согласовании существительных с прилагательными Ребята, а сейчас я буду называть вам слово, а вы к нему будете добавлять слово «Весенний». Например, весенний вечер Ветер Погода Дождь Капель Песня птиц Одежда Гроза Ливень Гром Настроение Утро Солнце День Сон Шум 6. Упражнение в составлении простых распространенных предложений, определение количества слов в предложении Ребята, мы повторили, что бывает весенним. А сейчас каждый из вас скажет, как же он узнает весну. Дополните предложение: Я узнаю весну по… Весну можно узнать по … Весной … Дети составляют предложение и считают, сколько в нем слов. 7. Физкультминутка Пришло время немного отдохнуть. Становитесь в круг На снегу косые тени Разгулялся день весенний | руки на поясе наклоны влево – вправо | Тени длинными шагами По сугробам ходят с нами | маршируют на месте | Вдруг глубокие следы Стали полные воды | шагают с высоким подниманием колен | Солнце топит снег и лед | тянут руки вверх | А сосулька слезы льет | наклон вперед, руки вниз | Стужа кончилась, ура | руки вверх в стороны | Нам весну встречать пора | жест «приглашение» | 8. Составление схемы предложения Вы составили столько хороших предложений. Я тоже составила предложение: Весной на деревьях набухают почки. Давайте посчитаем, сколько слов в этом предложении (пять) А теперь я предлагаю вам самостоятельно составить схему этого предложения. Дети садятся за столы и составляют схему этого предложения 9. Составление схемы слова Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии? (О весне) Давайте произнесем это слово. Весна Сколько слогов в этом слове (два) Назовите первый (вес-) Назовите второй (-на) Сейчас вы откроете свои коробочки и мы составим схему этого слова. Звуки: Вь – е – с – н – а . Фишки: зеленая, красная, синяя, синяя, красная. |