Просмотр содержимого документа
«Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Свойства предметов: величина"»
Государственное казенное стационарное учреждение
социального обслуживания Свердловской области
«Карпинский детский дом-интернат»
Логопед Липатова Лариса Валерьевна
Конспект подгруппового логопедического занятия
по теме: «Свойства предметов: величина»
Характеристика на детей, участвовавших на занятии.
Занятие проводилось с подгруппой детей из двух человек с диагнозом: Органическое поражение коры головного мозга. Детский церебральный паралич в форме спастический тетрапарез (у девочки). Нижний вялый парапарез (у мальчика). Умеренная умственная отсталость. Также отмечаются сопутствующие заболевания. У детей отмечаются разные двигательные возможности. Девочка передвигается самостоятельно, а мальчик – на коляске. У детей нарушены зрительный, слуховой и, в первую очередь, двигательно-кинестетический анализаторы. Не сформированы полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве. Понимание речи ситуативное. Активный словарь ограничен. Речь фразовая. Фраза простая аграмматичная.
Данное занятие направлено на развитие и коррекцию нарушенных функций у детей с ОВЗ.
Коррекционно-образовательные задачи:
Формирование у детей представления о величине;
Продолжение знакомства с пространственной организацией предметов на плоскости.
Коррекционно-развивающие задачи:
Упражнение детей в сравнении предметов по размеру: большой - маленький;
Развитие речи через расширение запаса понимаемых слов, и активизация словаря по теме «Свойства предметов», «Домашние животные и их детеныши»;
Обогащение сенсорного опыта детей через умение классифицировать и соотносить предметы по величине;
Развитие зрительной памяти и слухового внимания;
Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики и мимической мускулатуры;
Вызывание длительного выдоха;
Развитие переключаемости с одного вида деятельности на другой.
Развитие графомоторных навыков.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитание интереса к занятию;
Воспитание усидчивости.
Оборудование:
Демонстрационный материал: пиктограммы; фланелеграф и материал к нему: 2 зайчика и две елочки разного размера, волк; деревянные фигурки домашних животных и их детенышей.
Раздаточный материал на каждого ребенка: предметные картинки разных размеров:зайчики, домики, морковки, корзинка; птичка на веревочке; карточки с изображением животных и детенышей, цветные карандаши; карточки с двумя полосками и предметные картинки большого и маленького размера.
Ход занятия
Логопед приветствует детей, просит их назвать свои имя и фамилию. Далее показывает пиктограммы и предлагает определить какое настроение на лицах: веселое, злое или печальное. Дети определяют настроение на пиктограммах и выбирают то, которое им подходит в данный момент.
Самомассаж (стимулирующий)
Ручки разотрем,
(растирают ладошки)
Ладошки разогреем,
(сжимание и разжимание пальцев)
Тепленькими пальчиками лобик мы согреем.
(гладим от середины лба к вискам)
На глазах красиво очки мы нарисуем,
(рисуем «очки»)
Щечки разминаем,
(гладим от носа к ушам)
А затем надуем.
(надувание щек)
Тянем подбородок
(движения вверх по щекам к вискам)
И его щипаем.
(пощипывание от середины к ушам)
А потом по шейке ручками стекаем.
(поочередное поглаживание руками сверху вниз)
Мимическая гимнастика
А сейчас мы улыбнулись,
Удивились, огорчились,
Рассердились – постарались!
И все дружно засмеялись.
Артикуляционная гимнастика
В нашем ротике-домике живет язычок. Язычок часто выглядывает из своего домика - открываем рот, язык вытаскиваем, закрываем рот - прячем.
Вот пошел язычок прогуляться – открываем рот, движения языка из стороны в сторону.
Встретил язычок лошадку и поскакал – цокаем языком.
Язычок проголодался и решил покушать варенья – облизываем верхнюю, затем нижнюю губы.
Язычок стал сильным – поочередно прокалываем правую и левую щеки.
Губки тоже захотели поиграть и сделали уточку – вытягиваем обе губы вперед и разминаем большим и указательным пальчиками.
А теперь пожуем губки – покусываем верхними зубами нижнюю губку и наоборот.
Губки поцеловались – чмокаем губами.
Вызывание длительного выдоха
Дети дуют на птичку, делая короткий глубокий вдох и длительный выдох.
Сообщение темы (нацеливание)
Логопед предлагает послушать небольшую сказку, одновременно «рисуя» ее на фланелеграфе.
Жили в лесу два зайчишки-братишки. Один зайчик был большой, а другой маленький. Зайчики очень любили прыгать на полянке. Но вот однажды они встретили волка. Волк увидел зайчат и завыл: «У- у –у!». (Дети показывают, как воет волк). Захотел волк съесть зайчат.
Давайте поможем зайчикам спрятаться. Только нужно
их правильно спрятать – большого зайчика под большую
елку, а маленького – под маленькую.
Упражнение «Помоги зайчикам спрятаться»
Логопед вызывает детей, дети выполняют задание и объясняют свой выбор. Далее дети выполняют задание на местах. Они прячут своих зайчиков в домики и объясняют свой
выбор.
Логопед. Молодцы ребята, спрятали своих зайчиков, и волк их не
нашел. Зайчики очень проголодались. Что они любят кушать?
Правильно, морковку. Зайчики взяли корзинки, и пошли на
огород за морковкой.
Вам нужно каждому зайчику дать корзинку и морковку по размеру.
Упражнение «Накормим зайчиков»
Дети выполняют задание по принципу большому зайчику – большую корзинку и морковку (и наоборот) и объясняют свой выбор.
Физминутка
Мы сидели, мы сидели,
(хлопки руками)
Наши спинки занемели.
(руки вверх, потянулись)
Отдохнем немножко,
(руки на плечи, повороты туловища)
Поглядим в окошко.
(повороты головы)
Игра «Помоги малышам найти свою маму»
Логопед выставляет деревянные фигурки домашних животных (коровы, собаки, кошки, курочки) и их детенышей и рассказывает:
- Как-то раз вышли погулять коровушка с «детенышем», курочка с «детенышем», собачка с «детенышем», кошка с «детенышем». Детеныши разыгрались, разгулялись и потерялись (перемешивает детенышей). Помогите малышам найти
свою маму.
Дети находят фигурки детенышей, называют их с помощью
логопеда: у коровы – теленок, у кошки - котенок,
у собаки – щенок, у курочки - цыпленок. Логопед уточняет
у детей, какие мамы по размеру, а какие детеныши?
Далее дети работают на местах. На карточках соединяют
животного и детеныша цветными карандашами.
Закрепление материала
У каждого ребенка на парте лежат карточка с двумя полосками и предметные картинки большого и маленького размера.
Задание. Положить на верхнюю полоску все большие предметы, а на нижнюю – все маленькие.
Сначала логопед с детьми определяют, где верхняя полоска,
а где нижняя, затем дети выполняют задание самостоятельно.
Логопед предлагает детям проверить друг у друга правильность
выполнения задания. Дети проговаривают, какие предметы
лежат на верхней полоске, а какие на нижней.
Логопед подводит итоги, хвалит детей, спрашивает какое