Просмотр содержимого документа
«Конспект подгруппового логопедического занятия на тему "Части тела"»
Государственное казенное стационарное учреждение
социального обслуживания Свердловской области
«Карпинский детский дом-интернат»
Логопед Липатова Лариса Валерьевна
Конспект подгруппового логопедического занятия
на тему «Части тела»
Характеристика детей, участвовавших на занятии.
Занятие проводилось с подгруппой детей из трех человек с диагнозом: Органическое поражение коры головного мозга. Детский церебральный паралич в форме спастический тетрапарез. Умеренная и тяжелая умственная отсталость. Также отмечаются сопутствующие заболевания. У данной группы детей отмечаются разные двигательные возможности. Один мальчик передвигается самостоятельно, второй – с поддержкой, а девочка – на коляске.
У детей нарушены зрительный, слуховой и, в первую очередь, двигательно-кинестетический анализаторы. Не сформированы полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве. Отмечается моторная неловкость рук, нарушено переключение с одного вида деятельности на другой. Дыхание поверхностное, неритмичное. Речь фразовая. Фраза простая аграмматичная. Отмечаются грубые нарушения слоговой структуры слова.
Данное занятие направлено на развитие и коррекцию нарушенных функций у детей с ДЦП, осложненным нарушением интеллекта.
Коррекционно-образовательные задачи:
Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие речи, перенос полученных знаний на словесный уровень, обогащение словаря ребенка.
2. Развитие представлений о схеме своего тела и лица:
- закрепление понятия «правая и левая рука (нога, глаз)»;
- составление целой куклы из готовых частей.
3. Развитие зрительного восприятия и коррекция его нарушений:
- тренировка мышц-глазодвигателей;
- плавное прослеживание;
- расширение поля зрения;
- нахождение одинаковых картинок;
- узнавание целостного образа по деталям.
4. Развитие слухового восприятия:
- игра «Отгадай, какой инструмент играет»;
- игра «Громко-тихо».
5. Развитие моторных функций.
6. Выработка воздушной струи в упражнении «Попади в ворота».
7. Развитие переключаемости с одного вида деятельности на другой.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитание усидчивости и терпения.
2. Воспитание желания заниматься.
Оборудование:
Демонстрационный материал: игрушки: мячик, самолет; набор карточек с изображением частей тела; мольберт, две картины с изображением кукол (одна кукла целая, а другая без некоторых частей тела), недостающие части тела для куклы, магниты, ширма, пиктограммы.
Раздаточный материал: ватный шарик, кубики для ворот, «пальчиковый бассейн», кукла, набор карточек с изображением частей тела, музыкальные инструменты (дудки, погремушки, колокольчики).
Ход занятия
Организационный этап
Логопед. Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на нашем занятии. Давайте начнем его с игры.
Игра «Знакомство»
Мячик я в руках несу,
Ой, боюсь не удержу.
Мой сосед мне помогал
И другому передал.
Логопед называет свое имя, отчество, и поочередно передает мяч ребенку, который тоже называет свое имя.
Гимнастика
1. Мимическая гимнастика
Логопед показывает пиктограммы (лицо с улыбкой, грустное, злое), дети называют эмоцию и показывают ее.
2. Упражнение для мышц-глазодвигателей:
- «Проследи за самолетом», поворачивая голову;
- «Проследи за самолетом» одними глазами, не поворачивая головы.
3.Упражнение «Попади в ворота»
Дети дуют на ватный шарик, стараясь попасть в ворота, предварительно построив их из кубиков.
4. Расслабляющее упражнение – потряхивание кистями рук (руки опущены внизу).
5. Пальчиковая гимнастика - найти в «пальчиковом бассейне» игрушку. Сначала ребенок работает правой рукой (она обозначена цветной резинкой), затем левой.
Сообщение темы (нацеливание)
Сюрпризный момент – приход куклы Кати в гости. Слышится стук в дверь.
Логопед. Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Правильно, кукла. Её зовут Катя. Катя просит ребят рассказать, какие части тела они знают.
Игра «Назови и покажи части своего тела»
Дети по очереди называют и показывают части своего тела: руки (показывают правую и левую по инструкции), ноги (показывают правую и левую по инструкции), голова, живот, плечи, грудь, нос, губы, глаза, щеки, уши).
Логопед. Ребята, а где находятся глаза, нос, губы, щеки? Они находятся на лице. Давайте покажем, где у вас лицо (дети правой, а затем левой рукой обводят лицо круговым движением). Молодцы! А сколько глаз на лице? Два глаза. Покажите правый (левый) глаз.
Если дети путаются, логопед напоминает, где правая сторона тела, а где левая, используя цветную резинку, которая находится на правой руке ребенка.
Логопед. Мы с вами вспомнили, какие есть части тела у нас, а теперь давайте покажем части тела у куклы.
Игра «Назови и покажи части тела у куклы»
Дети берут своих кукол и по очереди называют и показывают ее части тела
Разминка
Мы шлепаем руками – шлеп, шлеп, шлеп.
(шлепают по коленкам)
Мы хлопаем в ладоши – хлоп, хлоп, хлоп.
Качаем головой – ой, ой, ой.
(наклоняют голову то в одну сторону, то в другую)
Мы глазками моргаем – раз, два, три.
Мы ротик открываем – посмотри.
Игра «Покажи такую же картинку»
Логопед показывает детям картинки с изображением частей тела. Дети должны назвать эту часть и найти у себя такую же картинку.
Закрепление
Игра «Собери куклу»
На мольберте две картины с изображением кукол. Но у одной куклы не хватает некоторых частей тела. Логопед с детьми рассматривают картины, выясняют, каких частей тела не хватает у куклы и по очереди, находя нужную часть, прикрепляют ее на место. Свои действия дети проговаривают с помощью логопеда.
Игра «Отгадай, какой инструмент играет»
Логопед. Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием. Посмотрите, Катя принесла красивую коробку, а в ней музыкальные инструменты. Давайте попробуем угадать, какой инструмент будет играть.
Логопед за ширмой играет на инструментах, а дети угадывают.
Игра «Громко-тихо»
Дети самостоятельно играют на инструментах по инструкции «громко-тихо»
Логопед подводит итоги на занятии, хвалит детей. Кукла Катя угощает витаминами.