- Воспитывать активность и самостоятельность; - Развивать самоконтроль за поведением, речью и выполнением учебных заданий.
Оборудование:
Картинки с изображением сказочных персонажей Злой Ведьмы, Доброй Ведьмы, Ворона, письмо, индивидуальные зеркала, символы и модели звуков, буквы, картинки на звуки, серия картинок по рассказу «Умная ворона», картинка – загадка, картинка загадки – ребуса, индивидуальнее пеналы, кассы, карточки для чтения .
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети заходят в группу и здороваются с гостями.
Встают в круг, взявшись за руки и говорят:
Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся.
Логопед: - Прежде, чем мы начнем заниматься – давайте мы с вами подготовим наши язычки, чтобы они у нас были послушные и проведём артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная сказка: «У Бабушки с дедушкой» .
Толстые внуки приехали в гости (дети надули щеки).
С ними худые - лишь кожа да кости (втянули щеки, не открывая рта).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка).
Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя).
Утром проснулись - в улыбочку губы (широкая улыбка)
Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между верхней губой и зубами).
Логопед: - Ребята, сегодня нам пришло письмо. Послушайте, что в нем написано:
«Де...очки и мальчики, меня похитила злая ...едьма. ...аша но...ая бук...а».
Логопед: - Какого звука не хватает в слове ...едьма? (Звука Вь). В слове де…очки? (Звука В). В словах бук…а, но…ая, …аша - не хватает звука …(В). Сегодня мы отправимся на поиски буквы В, обозначающей звуки В, Вь.
Логопед: - Злая Ведьма нам отдаст букву с условием, если мы выполним задания. Вы готовы?
Ответы детей: Да!
2. Предложить детям пройти за столы.
3. Задание №1 (Логопед читает).
Логопед: - Нам с вами нужно определить характеристику звуков В- Вь по артикуляционным и акустическим признакам.
-Ну, что начнем выполнять задание?
Ответы детей: – Да!
Логопед: - Поставьте перед собой зеркало, слегка улыбнитесь и дотроньтесь зубами до нижней губы - произнесите этот звук В.
(Логопед показывает и объясняет детям артикуляцию звука В)
- Нижняя губа приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохождения воздуха;
- верхние зубы слегка видны в-в-в…
Символ звука В: воет сильный ветер: ввввв...(Выставляется картинка ветра).
- Подберите к слову пару и определите первый звук в этом слове.
Дидактическая игра: «Скажи наоборот».
утро — ...(вечер); осень — ...(весна)
Логопед: - В словах весна, вечер – какой звук слышится в начале слова?
Ответы детей: Звук Вь.
-Посмотрите в зеркало и произнесите звук Вь.
- Нижняя губа приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохождения воздуха;
- верхние зубы слегка видны вь-вь-вь…
Логопед: - Символ звука Вь: вентилятор: вь-вь-вь... .(Выставляется картинка вентилятора).
Дыхательное упражнение: «Ветерок».
Вдохнуть через нос и на выдохе подуйте так, как дует ветер – в-в-в-…
Ветер дует – задувает,
Но ребят –он не пугает.
Логопед: - Далее нам с вами нужно определим характеристику звуков В- Вь.
-Давайте проверим они гласные или согласные? Если губы и зубы создают преграду воздуху, значить они какие?
Ответы детей: - согласные.
Логопед: - А звонкие они или глухие?
-Приложите ладошку к горлу и произнесите звук В. Поет или спит ваш голосок?
Ответы детей: – поет.
Логопед: - Закройте руками уши и произнесите звук В- Вь. Звенит? Да! Значить они какие?
Логопед: - Правильно, звуки В-Вь звонкие, потому- что звенят в ушах и поет горлышко.
Логопед: - Ребята, Злая Ведьма нам с вами еще дала задание определить местонахождение звуков, т. е где звуки слышатся в начале, середине или в конце слова? (Выставляются картинки: вата, тыква, волк, ива, ваза, сова, валенки, вилка, вишня, веник. Схемы сигналов ).
(Дети работают по цепочки и определяют местонахождение звука по картинкам).
Логопед: - Злая Ведьма еще хочет знать, можете ли вы определить какие звуки в словах твердые они или мягкие?
Дидактическая игра: «Камень—вата». (Выставляется сигналы – синий и зеленый квадрат).
Логопед: - Какой звук слышится в начале слова вода, ворона?
Ответы детей: - Звук В.
Логопед: - Молодцы ребята, хорошо справились и с этим заданием! Можно и к следующему перейти.
Задание №3(Логопед читает).
Логопед: - Злая Ведьма вам загадывает загадку и хочет, чтобы вы выполнили ещё одно задание.
Загадка.
Прилетела на базар, Громко всем сказала: "Кар! Пусть я в школе не учёна, Но умна, ведь я – …" (Ворона) (Выставляется картинка).
- А к загадке Злая ведьма ещё и рассказ про «Умную ворону» нам приложила. Слушайте внимательно и выполняйте задание, чтобы спасти букву В.
Рассказ «Умная ворона». (Выставляется серия картинок).
У Вовы есть маленькая собачка. В воскресенье Вова гулял со своей собачкой во дворе. Он случайно выронил повадок. В это время к собаке подлетела ворона и схватила повадок. Птица держала повадок в клюве и летела. А собачка весело визжала и бежала за вороной. Вдруг ворона увидела на кормушке хлебные крошки. Она вернула повадок Вове, а сама полетела к кормушке. Вот какая умная ворона!
Ответы на вопросы:
-У кого маленькая собачка?
-Где гулял Вова?
-Что выронил Вова?
-Что сделала ворона?
-Как повела себя собака?
-Почему ворона вернула повадок Вове?
Задание.
Логопед: - Вспомните и назовите слова с твердым и мягким звуком
Логопед: - Назовите звуки по порядку в словах двор, Вова - назовите гласные звуки в этих словах? Назовите ударный звук в этих словах: двор, Вова.
Логопед: - Разделите слова на слоги: двор, Вова, ворона. Какое самое короткое слово? - двор – сколько слогов?- один. Почему? Вова – сколько слогов? – два. Почему? Ворона – сколько слогов? – три. Почему? (Выставляется пирамидка).
(Закрепление правила - сколько гласных звуков , столько и слогов).
-Молодцы! И с этим заданием хорошо вы справились. Следующие задание.
Задание№4 (Логопед читает).
Дидактическая игра: «Путаница». Логопед: - Злая Ведьма приготовили для вас картинку-загадку. Посмотрите на эту путаницу (наложенные рисунки), назовите все предметы, которые вы увидели. Ответьте на вопрос: Верно ли, что все слова на карточке начинаются на звук Вь? Дети. Нет, не верно. Логопед: Какое слово лишнее? Дети. Ваза…
Логопед: - А почему оно лишнее? (Потому- что звук В- твердый, а в других словах мягкий).
-Молодцы! И с этим заданием вы справились хорошо!
- Далее нам с вами нужно выполнить звуковой анализ слова.
Звуковой анализ: (Работа с пеналом).
Логопед: - Выложите схему слова: «Ваза».
(Ребенок выполняет разбор слова у доски).
Какой первый звук? Второй? Третий? Четвертый? Сколько согласных звуков? Гласных? Сколько всего звуков?
Логопед: - Молодцы!
- Нам ребята ещё нужно придумать и выложить схему предложения со словом ваза.
(Дети самостоятельно придумывают предложение).
На столе стоит большая, красива ваза.
(Ребенок выполняет анализ предложения у доски).
Какое первое слово, второе… Какое маленькое слово в предложении?. С какой буквы пишется первое слово в предложении? Что ставится в конце слова?
Логопед: - Молодцы! И с этим заданием вы справились успешно!
- Давайте мы с вами немного отдохнем и проведем физкультминутку.
Физкультминутка: «Ветер».
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
Чистоговорки. (Прошагивание)
Ва – ва – ва – на суку сидит сова.
Вы – вы –вы –даже выше головы.
Во – во –во –вот большое колесо.
Ву – ву – ву – васельков букет нарву.
Ви – ви - ви — Верочку зови.
Логопед: - А вот и Ведьма с буквой В. Она говорит, что забыла все слова со звуками В- Вь и не могла выполнить такие сложные задания, поэтому похитила букву "В". А вы ребята молодцы, вы смогли выполнить все задания правильно, поэтому Злая Ведьма стала Доброй Ведьмой , посмотрите и отдала нам букву В. (Выставляется картинка Доброй Ведьмы).,
- А вот и буква В! (Выставляется картинка с буквой).
Знакомство с буквой.
Показ буквы В.
Вот буква В
Видна в дали – красивая, витая,
Как будто крендель испекли,
Приезжих ожидая. (С.Маршак)
2.Рассказ о букве В.
Логопед: - Послушайте, что хочет рассказать вам буква о себе.
«Я вам ребята благодарна за мое освобождение и хочу немного рассказать о себе: - Верхняя половинка у меня такая же, как и буквы Р, а нижняя, как у буквы Б : (Показ букв).У этих букв по одному полукругу, а у меня два полукруга: сверху и снизу. Из буквы В можно смастерить замечательные очки, для того кто стал плохо видеть. А ещё я считаю, что верность – самое важное качество в жизни, потому что: «Буквы всегда были и будут верными помощниками любого, кто подружится с нами,- говорит буква В. Буква В гордится, что с неё начинаются три важных для людей вещи: воздух, вода, воспитание . Всем известно, что человек погибает без воды и воздуха. Но не многие знают, о том, что без воспитания человек тоже может погибнуть. Буква В прекрасно знает это. Она убедилась в важности воспитания, когда познакомилась с одним мальчиком, который не слушался маму. С ним произошла одна поучительная история. И эту историю я расскажу вам на следующем занятии.
3.Нахождение буквы в кассе.
Логопед: - А сейчас ребята, откройте азбуку и найдите букву В.
-Сколько элементов у буквы? (Выставляется картинка с элементами буквы).
- Обведите указательным пальцем букву.
4. Печатание слова: буквы.
(Закрепление правила: Буквы мы видим, пишем и читаем).
5. Чтение слогов, слов, предложений по карточке. (См карточку)
(Закрепление правила: Тот кто читает – читает громко, а остальные следят указательным пальцем. Читаем по цепочки).
Ва, во, ву, вы, ви.
Вата, ива, квас, хвост, сова, ваза.
а) У Вани вата. У Вовы квас. Вот буквы.
б) Вот ива.
в) Вот Ваня и Витя.
Итог занятия.
Логопед: – Ребята, смогли мы освободить букву?
Ответы детей: - да!
Логопед: - Посмотрите, какая ведьма стала красивая, она ещё подобрела, говорит вам за помощь… (спасибо).
Сюрпризный момент: от Доброй Ведьмы детям гостинец – конфетки и пластилин, чтобы вечером с воспитателем прописать и вылепить букву В.
Для разработки занятия использовано учебное издание Е.А.Пожиленко
«Волшебный мир звуков и слов». Издательство КАРО. Санкт – Петербург 2008.
Е.В.Кузнецова И.А Тихонова «Ступеньки к школе».Обучение грамоте детей с нарушением речи. Издательство Творческий центр. Москва 2001.
А.Лопатина М.Скребцова «Сказки о буквах и словах». Издательство Москва «СФЕРА».