kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе"Звуки В-Вь.Буква В".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учить определять характеристику звуков В-Вь по артикуляции иакустическим признакам.Деление слова на слоги и т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе"Звуки В-Вь.Буква В".»

Конспект по обучению грамоте детей в логопедической подготовительной к школе группе. «Звуки В – ВЬ. Буква В». Похищение буквы.

Подготовила и провела учитель – логопед МБДОУ № 300 г. Челябинска

Мельник Ирина Николаевна.

Цель занятия:

-Учить определить характеристику звуков В- Вь по артикуляционным и акустическим признакам.

- Учить обозначать звуки В- Вь цветовыми символами и знать характеристику звуков.

- Дифференцировать звуки В – Вь.

- Закрепить умение находить место звука в слове.

-Учить различать твёрдый и мягкий согласные звуки.

-Отвечать на вопросы по тексту полным ответом.

-Делить слова на слоги.

- Называть ударный и гласные звуки в словах.

- Развивать фонематическое восприятие, продолжать учить  звуковому анализу и синтезу слов; работать над предложением.

- Учить печатать и читать слова, предложения.

- Развивать мышление, произвольное внимание, логику, память, зрительное восприятие.

- Развивать положительную учебную мотивацию, формировать познавательный интерес;

- Воспитывать активность и самостоятельность;
- Развивать самоконтроль за поведением, речью и выполнением учебных заданий.

Оборудование:

Картинки с изображением сказочных персонажей Злой Ведьмы, Доброй Ведьмы, Ворона, письмо, индивидуальные зеркала, символы и модели звуков, буквы, картинки на звуки, серия картинок по рассказу «Умная ворона», картинка – загадка, картинка загадки – ребуса, индивидуальнее пеналы, кассы, карточки для чтения .


Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

Встают в круг, взявшись за руки и говорят:

Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.


Логопед: - Прежде, чем мы начнем заниматься – давайте мы с вами подготовим наши язычки, чтобы они у нас были послушные и  проведём артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная сказка: «У Бабушки с дедушкой» .

Толстые внуки приехали в гости               (дети надули щеки).

С ними худые - лишь кожа да кости           (втянули щеки, не открывая рта).

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись      (широкая  улыбка).

Поцеловать они всех потянулись               (имитация поцелуя).

Утром проснулись - в улыбочку губы        (широкая улыбка)

Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между верхней губой и зубами).

Логопед: - Ребята, сегодня нам пришло письмо. Послушайте, что в нем  написано:

«Де...очки и мальчики, меня похитила злая ...едьма.  ...аша но...ая бук...а».

Логопед: - Вы догадались, какую букву похитила злая ведьма? (Показываю картинку злой ведьмы) Найдем букву?

Ответы детей: Да!

Логопед: - Какого звука не хватает в слове ...едьма? (Звука Вь). В слове де…очки? (Звука В). В словах бук…а, но…ая, …аша - не хватает звука …(В). Сегодня мы отправимся на поиски буквы В, обозначающей звуки В, Вь. 

Логопед: - Злая Ведьма нам отдаст букву с условием, если мы выполним задания. Вы готовы?

Ответы детей: Да!

2. Предложить детям пройти за столы.

3. Задание №1 (Логопед читает).

Логопед: - Нам с вами нужно определить характеристику звуков В- Вь по артикуляционным и акустическим признакам.

-Ну, что начнем выполнять задание?

Ответы детей: – Да!

Логопед: - Поставьте перед собой зеркало, слегка улыбнитесь и дотроньтесь зубами до нижней губы - произнесите этот звук В.

(Логопед показывает и объясняет детям артикуляцию звука В)

- Нижняя губа приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохождения воздуха;

- верхние зубы слегка видны в-в-в…

Символ звука В: воет сильный ветер: ввввв...(Выставляется картинка ветра).

- Подберите к слову пару и определите первый звук в этом слове.

Дидактическая игра: «Скажи наоборот».

утро — ...(вечер); осень — ...(весна)

Логопед: - В словах весна, вечер – какой звук слышится в начале слова?

Ответы детей: Звук Вь.

-Посмотрите в зеркало и произнесите звук Вь.

- Нижняя губа приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохождения воздуха;

- верхние зубы слегка видны вь-вь-вь…

Логопед: - Символ звука Вь: вентилятор: вь-вь-вь... .(Выставляется картинка вентилятора).

Дыхательное упражнение: «Ветерок».

Вдохнуть через нос и на выдохе подуйте так, как дует ветер – в-в-в-…

Ветер дует – задувает,

Но ребят –он не пугает.

Логопед: - Далее нам с вами нужно определим характеристику звуков В- Вь.

-Давайте проверим они гласные или согласные? Если губы и зубы создают преграду воздуху, значить они какие?

Ответы детей: - согласные.

Логопед: - А звонкие они или глухие?

-Приложите ладошку к горлу и произнесите звук В. Поет или спит ваш голосок?

Ответы детей: – поет.

Логопед: - Закройте руками уши и произнесите звук В- Вь. Звенит? Да! Значить они какие?

Ответы детей: – звонкие. (Выставляется картинка звонкого колокольчика)

Логопед: - Правильно, звуки В-Вь звонкие, потому- что звенят в ушах и поет горлышко.

Логопед: - Ребята, Злая Ведьма нам с вами еще дала задание определить местонахождение звуков, т. е где звуки слышатся в начале, середине или в конце слова? (Выставляются картинки: вата, тыква, волк, ива, ваза, сова, валенки, вилка, вишня, веник. Схемы сигналов ).

(Дети работают по цепочки и определяют местонахождение звука по картинкам).

Логопед: - Злая Ведьма еще хочет знать, можете ли вы определить какие звуки в словах твердые они или мягкие?

Дидактическая игра: «Камень—вата». (Выставляется сигналы – синий и зеленый квадрат).

(Словарный материал: вилка, варежки, веник, волк, вьюга, ведро, витрина, варенье, весло, вагоны, вечер, вата).

(Дети работают с синим и зеленым квадратом).

Логопед: - Молодцы, давайте еще раз закрепим характеристику звуков В- Вь.

(Они согласные, звонкие, твердый, мягкий, могут слышатся в начале, в середине и конце слова).

Обозначение звуков В- Вь и цветовыми символами и закрепление характеристики выставляются на доске.

(Повторение правила: Звук мы слышим и произносим).



Логопед: - Как вы думаете справились мы с вами с первым заданием? --Можем перейти к следующему заданию и дальше продолжать спасать букву?

Ответы детей: – да!

Задание №2 Разгадай ребус. (Логопед читает). (Выставляются картинки ребуса).

Дети отгадывают слова по ребусу – вода, ворона.

Логопед: - Какой звук слышится в начале слова вода, ворона?

Ответы детей: - Звук В.

Логопед: - Молодцы ребята, хорошо справились и с этим заданием! Можно и к следующему перейти.

Задание №3(Логопед читает).

Логопед: - Злая Ведьма вам загадывает загадку и хочет, чтобы вы выполнили ещё одно задание.

Загадка.

Прилетела на базар,
Громко всем сказала: "Кар!
Пусть я в школе не учёна,
Но умна, ведь я – …"
(Ворона) (Выставляется картинка).

- А к загадке Злая ведьма ещё и рассказ про «Умную ворону» нам приложила.
Слушайте внимательно и выполняйте задание, чтобы спасти букву В.

Рассказ «Умная ворона». (Выставляется серия картинок).

У Вовы есть маленькая собачка. В воскресенье Вова гулял со своей собачкой во дворе. Он случайно выронил повадок. В это время к собаке подлетела ворона и схватила повадок. Птица держала повадок в клюве и летела. А собачка весело визжала и бежала за вороной. Вдруг ворона увидела на кормушке хлебные крошки. Она вернула повадок Вове, а сама полетела к кормушке. Вот какая умная ворона!

Ответы на вопросы:

-У кого маленькая собачка?

-Где гулял Вова?

-Что выронил Вова?

-Что сделала ворона?

-Как повела себя собака?

-Почему ворона вернула повадок Вове?

Задание.

Логопед: - Вспомните и назовите слова с твердым и мягким звуком

В-Вь из рассказа.

(Вова, Воскресенье, выронил, повадок, время, ворона, клюв, весело, визжала, вдруг, вернула, вот).

Ответы детей:

Логопед: - Назовите звуки по порядку в словах двор, Вова - назовите гласные звуки в этих словах? Назовите ударный звук в этих словах: двор, Вова.

Логопед: - Разделите слова на слоги: двор, Вова, ворона. Какое самое короткое слово? - двор – сколько слогов?- один. Почему? Вова – сколько слогов? – два. Почему? Ворона – сколько слогов? – три. Почему? (Выставляется пирамидка).

(Закрепление правила - сколько гласных звуков , столько и слогов).

-Молодцы! И с этим заданием хорошо вы справились. Следующие задание.

Задание№4 (Логопед читает).

Дидактическая игра: «Путаница».
Логопед: - Злая Ведьма приготовили для вас картинку-загадку. Посмотрите на эту путаницу (наложенные рисунки), назовите все предметы, которые вы увидели. Ответьте на вопрос: Верно ли, что все слова на карточке начинаются на звук Вь?
Дети. Нет, не верно.
Логопед: Какое слово лишнее?
Дети. Ваза…

Логопед: - А почему оно лишнее? (Потому- что звук В- твердый, а в других словах мягкий).

-Молодцы! И с этим заданием вы справились хорошо!

- Далее нам с вами нужно выполнить звуковой анализ слова.

Звуковой анализ: (Работа с пеналом).

Логопед: - Выложите схему слова: «Ваза».

(Ребенок выполняет разбор слова у доски).

Какой первый звук? Второй? Третий? Четвертый? Сколько согласных звуков? Гласных? Сколько всего звуков?

Логопед: - Молодцы!

- Нам ребята ещё нужно придумать и выложить схему предложения со словом ваза.

(Дети самостоятельно придумывают предложение).

На столе стоит большая, красива ваза.

(Ребенок выполняет анализ предложения у доски).

Какое первое слово, второе… Какое маленькое слово в предложении?. С какой буквы пишется первое слово в предложении? Что ставится в конце слова?

Логопед: - Молодцы! И с этим заданием вы справились успешно!

- Давайте мы с вами немного отдохнем и проведем физкультминутку.

Физкультминутка: «Ветер».

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

Чистоговорки. (Прошагивание)

Ва – ва – ва – на суку сидит сова.

Вы – вы –вы –даже выше головы.

Во – во –во –вот большое колесо.

Ву – ву – ву – васельков букет нарву.

Ви – ви - ви — Верочку зови.

Логопед: - А вот и Ведьма с буквой В. Она говорит, что забыла все слова со звуками В- Вь и не могла выполнить такие сложные задания, поэтому похитила букву "В". А вы ребята молодцы, вы смогли выполнить все задания правильно, поэтому Злая Ведьма стала Доброй Ведьмой , посмотрите и отдала нам букву В. (Выставляется картинка Доброй Ведьмы).,

- А вот и буква В! (Выставляется картинка с буквой).

Знакомство с буквой.

  1. Показ буквы В.

Вот буква В

Видна в дали – красивая, витая,

Как будто крендель испекли,

Приезжих ожидая. (С.Маршак)

2.Рассказ о букве В.

Логопед: - Послушайте, что хочет рассказать вам буква о себе.

«Я вам ребята благодарна за мое освобождение и хочу немного рассказать о себе: - Верхняя половинка у меня такая же, как и буквы Р, а нижняя, как у буквы Б : (Показ букв).У этих букв по одному полукругу, а у меня два полукруга: сверху и снизу. Из буквы В можно смастерить замечательные очки, для того кто стал плохо видеть. А ещё я считаю, что верность – самое важное качество в жизни, потому что: «Буквы всегда были и будут верными помощниками любого, кто подружится с нами,- говорит буква В. Буква В гордится, что с неё начинаются три важных для людей вещи: воздух, вода, воспитание . Всем известно, что человек погибает без воды и воздуха. Но не многие знают, о том, что без воспитания человек тоже может погибнуть. Буква В прекрасно знает это. Она убедилась в важности воспитания, когда познакомилась с одним мальчиком, который не слушался маму. С ним произошла одна поучительная история. И эту историю я расскажу вам на следующем занятии.

3.Нахождение буквы в кассе.

Логопед: - А сейчас ребята, откройте азбуку и найдите букву В.

-Сколько элементов у буквы? (Выставляется картинка с элементами буквы).

- Обведите указательным пальцем букву.

4. Печатание слова: буквы.

(Закрепление правила: Буквы мы видим, пишем и читаем).

5. Чтение слогов, слов, предложений по карточке. (См карточку)

(Закрепление правила: Тот кто читает – читает громко, а остальные следят указательным пальцем. Читаем по цепочки).

Ва, во, ву, вы, ви.

Вата, ива, квас, хвост, сова, ваза.

а) У Вани вата. У Вовы квас. Вот буквы.

б) Вот ива.

в) Вот Ваня и Витя.

Итог занятия.

Логопед: – Ребята, смогли мы освободить букву?

Ответы детей: - да!

Логопед: - Посмотрите, какая ведьма стала красивая, она ещё подобрела, говорит вам  за помощь… (спасибо).

Сюрпризный момент: от Доброй Ведьмы детям гостинец – конфетки и пластилин, чтобы вечером с воспитателем прописать и вылепить букву В.











Для разработки занятия использовано учебное издание  Е.А.Пожиленко

«Волшебный мир  звуков и слов». Издательство КАРО. Санкт – Петербург 2008.

Е.В.Кузнецова И.А Тихонова «Ступеньки к школе».Обучение грамоте детей с нарушением речи. Издательство Творческий центр. Москва 2001.

А.Лопатина М.Скребцова «Сказки о буквах и словах». Издательство Москва «СФЕРА».









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мельник Ирина Николаевна

Дата: 13.04.2017

Номер свидетельства: 409029


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства